Музыкальные скульптуры Гарри Бертройа

Гарри Бертойа и музыкальные скульптуры

Гарри Бертойа с его музыкальными скульптурами

Сегодня музыкальные скульптуры известны многим. Продуктивный дизайнер Гарри Бертойа впервые обнаружил звенящий эффект в своей мастерской. Итальяно-американский мастер, который учился и преподавал в Кранбруке, Бертойа в середине века стал крестным отцом искусства и промышленного дизайна, создавая вдохновляющие ювелирные изделия, инсталляции и мебель (такую как известный стул Diamond для компании «Knoll»), определившие эпоху.


Один из его наиболее эзотеричных и личных проектов вырос из случайного наблюдения за проволокой. Если тонкую металлическую нить резко задеть или ударить по ней другой нитью, она начнет вибрировать и издаст звук.

«Что произойдет, — подумал Бертройа, — если связать несколько металлических нитей вместе и преобразовать случайный звук в симфонию?»

Бертойа играет на музыкальных скульптурах

Бертойа играет на музыкальных скульптурах в своем амбаре в 1973 году

Результатом наблюдение стало создание скульптур «Sonambient» — серии, изготовленной из металлических элементов, которые производят почти гипнотический резонирующий звук при прикосновении к ним и приведении их в движение.

На выставке под названием «Атмосфера для удовольствия» в музее Искусства и дизайна в Нью-Йорке представлены некоторые из таких скульптур Гарри Бертройа, которые в свое время являлись частью его оркестра. Выставка является взглядом на уникальную главу в жизни и карьере дизайнера, который отличался своими совершенно разноплановыми работами.

Скульптуры Бертойа – простые устройства для воспроизведения звука. Тонкие сети проволоки переплетаются, подобно рогозу или абстрактной большой кисти, и издают мягкие звуки, когда качаются на ветру или если их «включить» легким ударом. За последние двадцать лет жизни дизайнер построил несколько десятков звучащих скульптур.

Наконец, в конце 60-х он установил серию скульптур в своем старом амбаре в Пенсильвании и записал их звучание на катушечный магнитофон. Получившаяся в результате металлическая музыка мягко обволакивает слушателей.

Музыкальные скульптуры в амбаре

Амбар Бертойа в 2015 году

Бертойа принимал гостей в амбаре, приглашая их небольшими группами для того, чтобы послушать звучащие скульптуры. В течение нескольких лет он записывал и выпускал небольшими тиражами альбомы, уже сами названия которых, такие как «Свечение» и «Тайны океана», подразумевали расслабляющую атмосферу.

Мастеру нравилось, что игра на его скульптурах не требовала специального музыкального образования, они играли сами по себе, не нуждаясь в инструкциях. Несмотря на то, что лишь немногие люди слышали или видели звучащие скульптуры в присутствии дизайнера, выпущенные альбомы привлекали новую аудиторию и оказывали влияние на других музыкантов, среди которых были Kronos Quartet, Brian Eno и Olivia Block.

Недавно массачусетская компания «Important Records» перевыпустила полный тираж звукозаписей Бертойа. Бертойа много раз повторял свои скульптуры. Он создавал гонги и моделировал инсталляции высотой до 12 метров (одна из таких предназначалась для аэропорта Dulles в Вашингтоне).

Дизайнер умер в 1978 году, это случилось до выпуска последней серии звукозаписей. Может показаться странным такое завершение карьеры человеком, который стал новатором компании «Knoll» и создателем икон в дизайне, но эта эксцентричная работа является свидетельством ничем не ограниченного творческого выражения мастера.

С тех самых пор, как он был ребенком в Италии и слышал ритмичные звуки цыган, играющих на кастрюлях и сковородах, он хотел создать универсальный музыкальный инструмент. Для осуществления этой мечты Бертойа понадобились несколько десятков лет работы в дизайне.

«Я не буду огорчен, если меня не будут воспринимать как музыканта, — говорил Бертойа в интервью. — Я не настоящий музыкант и, если рассматривать с этой точки зрения, скульптор тоже не настоящий — я никогда не обучался этому. Однако я был им назван и меня не заботит каким образом это произошло.

Что касается классификации, я не думаю, что я соответствовал какому-то одному ее виду в течение всей своей жизни. Если мне становится ясно, что я начинаю заниматься чем-то одним, я бросаю это так быстро насколько это возможно».

Музыкальные скульптуры на выставке «Атмосфера для удовольствия»

Инсталляция на выставке «Атмосфера для удовольствия»

На выставке «Атмосфера для удовольствия» были представлены оригинальные звучащие скульптуры Бертойа, захватывающая квадрофоническая музыкальная инсталляция, созданная John Brien по оригиналу звукозаписей Sonambient, интерактивные музыкальные скульптуры, сделанные Валом Бертойа – сыном дизайнера, большое количество звукозаписей и практических материалов.

Выставка работала параллельно с выставкой ювелирных украшений Гарри Бертройа.