Этот интерьер выставочного зала носит двоякий характер. Это монохромные, ничем не отвлекающие от экспозиции цвета. Архитекторы Жоау Гомеш дэ Сильва (João Gomes da Silva) и Пауло Дэвид (Paulo David) представляют два совершенно разных географических региона: остров Мадейра и город Лиссабон.
Все начиналось с сотрудничества двух людей, которое вылилось в два совершенно разных проекта как по характеру, так и во временном отношении. Эта выставка не стремится поведать общую историю. С некой более глобальной точки зрения, выставка предназначена, чтобы вызвать размышления о сложных взаимоотношениях ландшафта и архитектуры.
Основная идея выставки — приблизить посетителя к пониманию взаимосвязи архитектуры и ландшафта. Она не стремится упростить ее, а скорее наоборот, подчеркнуть всю широту и проблематику этих отношений. Тема ландшафта настолько глубока, что она обязывает нас изучить и другие области искусства, помимо архитектуры, чтобы оценить ее объективно. Только в этом случае возможно установить ясные рамки этого понятия, изменять его через строения и объекты, возведенные человеком.
Ландшафт – это место напряжения, или если угодно, — место конфликта, древнего и примитивного. На определенном уровне, этот конфликт ведется между разумом и природой и может быть понят как своего рода соотношение между формой и содержанием, логическим и эмпирическим, или даже между идеей и строительством. Природа означает те парадоксальные и запутанные аспекты реальности, выдерживающие стремление человека к порядку и его желание наложить форму на мир.
Слову природа в данном случае не подходит определение «естественный» или «биологический». На нее стоит взглянуть с точки зрения географии, территории, истории, культуры и многих других дисциплин. Эта та форма природы, к которой призывают Жоау Гомеш дэ Сильва и Пауло Дэвид. Своими работами они показывают, как превратить форму в часть пространства, познать через нее мир.
В своих работах они не стремятся навязать естественной среде свои формы, а создать подобие интриги между человеческой конструкцией (рациональной, логической, геометрической) и спонтанной природой (иррациональной, спонтанной и чувственной).
Эта выставка не ограничена идеей природы и ландшафта и вопросами. Здесь также объясняются концепции, материалы и особенности местности, в которых размещен спроектированный объект. Объекты, представленные архитекторами на экспозиции, настолько вписывается в ландшафт и природную среду, что создается ощущение, что они существовал на этом месте всегда. Посетители невольно задают себе вопрос:» как такое возможно?»
Например, сложно представить себе Кальету (округ Мадейра) без музея современного искусства (Casa das Mudas), в котором как весь объем, так и отдельные детали кажутся неотъемлемой частью побережья. Да и вообразить, что пространство набережной Ribeira das Naus в Лиссабоне существовала не всегда, так же довольно сложно.
Исходя их этого, архитектура предстает перед нами как способ возрождения – выявление того, что уже существовало в новой, созданной человеком форме. Речь не идет о памятниках античности или современных технологических изобретениях, здесь важна идея принадлежности объекта определенному месту на более высшем уровне.
от идеи Принадлежность: архитектуры, которая не основана на желании формального или технического изобретения, а на чувстве принадлежности, или, другими словами, его первоначальный допрос о том, что принадлежит к месту.
«Архитектура никогда не может быть полностью свободна, — пишет Álvaro Siza Vieira, — потому что всегда существует нечто, что даже будь ты на пути в cсередине Сахары, заставит тебя забыть все дела и твое внимание привлекут совсем другие вещи. Чалма кочевника, золотая монета или рисунок вырезанный в стене пещеры.
Хотя вопрос о принадлежности объекта или строения переделённому месту звучит не впервые, в последнее время он стал более обсуждаемым. Мысль о критическом подходе к идее родового места, о необходимости его существования хорошо выражено в работах этих двух архитекторов, она связывает географическое место с его историей и культурой. Все эти мысли находят отражение в технических чертежах, архитектурных набросках и моделях, фотография, эскизах и записях.