Маттео Рагни объясняет свои принципы для Недели Дизайна и то, как ему удаётся поддерживать деловые связи на протяжение многих лет. Его последние разработки — раковина для Azzurra, ребрендинг для Linvisibile, проект для Artigo, новая серия для Plust и Razza для WoodyZoody.
Если вам важнее здравый смысл, чем стиль, если вы предпочитаете слушать, а не устраивать шоу, и работать в команде, а не вешать ярлыки, то вы близки к видению Маттео Рагни.
Он начал работать над корпоративным дизайном задолго до того, как должность арт-директора начала считаться естественным продолжением карьеры дизайнера, и именно такую работу он представляет на Неделе Дизайна.
Задавать направление развития бренда непросто. На этом пути приходится выбирать из множества вариантов, и первый из них — это выбор предлога (и это не касается правильной грамматики). Рагни акцентирует внимание на том, чтобы создавать дизайн вместе с компанией, а не для компании.
Его правило номер один — это не навязывать своё мнение об организации, у которой есть своя история и собственный подход, а прислушиваться, анализировать и вместе находить наилучшее решение, устраивающее обе стороны. Именно поэтому многие столь разнонаправленные и непохожие фирмы обращаются к нему.
Разговор с Маттео напоминает переходы по гиперссылкам: в каждом окне открываются новые пути и изображения, связанные с предыдущими, и сам он напоминает курсор, прокладывающий путь среди всей этой информации.
Выступая на выставке, он всегда касается истории компании. Не стала исключением и презентация его нового проекта для Linvisibile в Palazzo Litta. Таков и дизайн для Artigo, отражающий её историю в “Neverending Evolution”.
Его рассказ всегда базируется на фактах из прошлого — не всегда знакомых слушателям, но определённо заслуживающих упоминания. Многие из них стали практически легендарными: миланское метро работы Albini, непревзойдённый шедевр организации пространства, и один из последних проектов Ettore Sottsass, запоминающийся оригинальным подходом к использованию различных видов отделки.
Ещё один пример — серия Frozen для компании по ротационному формованию Plust. Благодаря знаниям о пределах прочности материалов Рагни в сотрудничестве с Maurizio Prina удалось создать эффект складок, придающий поверхности живость и устойчивость к изнашиванию.
Любовь Маттео к дереву заметна, например, в его работе Razza для WoodyZoody.
Ещё одной особенностью подхода Рагни к работе является эффективное сотрудничество с постоянными партнёрами по дизайну.
Один из примеров — это его дружба с Giulio Iacchetti, совместно с которым он выиграл две награды Compasso d’Oro (в 2001 году — за биологически разлагаемые столовые приборы для Pandora, в 2014 — за крышки канализационных люков Montini).
Его компания, InternoItaliano, выпустила новую версию раскладного деревянного ящика-миниофиса — это развитие проекта, над которым он работал вместе с Alpi для Caran d’Ache несколько лет назад.
Ещё один повторяющийся проект создан в сотрудничестве с Essential. Есть ли что-то общее между ярлыком, мешком и книжным шкафом? Да, если они объединены общей идеей использования!
По словам Маттео, компания в Carpi начала выпускать ярлыки для одежды, а затем перешла на работу над мешками для хлеба, которые можно стирать в машинке. Затем она переключилась на книжные шкафы из картона, отличающиеся функциональностью.
Внимательность к окружающему миру позволила Рагни заметить, что с опытом открываются новые секреты дизайна. Раковина для Azzurra Ceramiche кажется квинтэссенцией простоты повседневной жизни.
Она выглядит несовременно, но отличается многофункциональностью: в ней можно и стирать бельё, и чистить зубы, не размышляя, куда бы положить всё необходимое. Это умывальник, оборудованный лоханью для стирки с отверстиями для воды по бокам, а также зеркалами и полками — всё, что нужно, собрано в одном месте.
Несмотря ни на что, важнейшей темой его творчества являются отношения. Его деревянные игрушечные машинки для To be us заинтересуют любую семью, а не только узкую категорию поклонников. Кроме того, Маттео регулярно организует в собственной студии необычный проект, посвящённый отношениям.
“On The Hub” — это “обед в темноте”, полностью эквивалентный свиданиям вслепую. Это редкость для мира дизайна, так как здесь можно не только обзавестись новыми связями, но и потерпеть полную неудачу.
Единственное правило — пришедшие туда не должны знать друг друга или работать в одной области. Иногда такие встречи приводят к дружбе и эффективному сотрудничеству.