Выращиваемая по всему миру, пшеница, как представляется Музею Дизайна, символизирует собой щедрость осени и замечательную красоту природы. Мировое производство этой сельскохозяйственной культуры находится на третьем месте после кукурузы и риса, она является ведущим источником растительного белка в мировом масштабе и занимает наиболее крупные площади коммерческих посевов.
Пшеница ‒ важнейший продукт питания для человечества. Истоки её культивирования находятся на Ближнем Востоке и Эфиопском нагорье ‒ древнейших колыбелях цивилизации.
Становление вавилонских и ассирийских империй произошло в основном благодаря развитому искусству обрабатывания изначально малого количества пахотных земель. Дополнительным преимуществом данного вида земледелия послужило мастерство долговременного хранения собранного урожая, весьма, кстати, обильного для той эпохи.
Применение данного продукта может похвастаться редкой универсальностью. Производство муки и крупы, скармливание отходов домашним животным, наконец, использование соломы в качестве сырья для крыш и стен лёгких построек, ‒ и этим список далеко не исчерпывается. Эта культура не потеряла своей значимости до сих пор, да этого, наверное, и не случится, ибо альтернативы в ближайшем будущем не предвидится.
Пусть у читателя не складывается ошибочное мнение, что он читает учебное пособие юного комбайнера, просто в ракурсе освещения нижеследующей непростой темы Музея Дизайна позволил себе небольшую вводную часть.
Речь пойдёт об эстетической ценности восприятия пшеницы, о её роли в развитии изобразительного искусства и зарождении самостоятельной ветви современного фитодизайна.
Использование этой зерновой культуры для украшения жилищ известно издавна и примерно одинаково у всех культивирующих её народов. Колоски, снопы, фигурки из соломы либо символический позолоченный орнамент в государственном гербе (вспомним хотя бы Союз нерушимый) фигурируют на протяжении всей долгой истории различных наций.
Особняком в культе (не побоимся этого слова) стоят творения Великого Голландца. Действительно, во всем творчестве Ван Гога прослеживается ярко выраженный растительный лейтмотив, и, наверное, никто из знаменитых живописцев не уделял столько внимания прозаическим, на первый взгляд, вещам.
Опять же, народные празднества, уходящие корнями в древние верования, широко используют данные растительные аксессуары в своих ритуалах.
Кантри-направления в наше время тоже не редкость, и применение природных материалов в изготовлении сугубо утилитарных предметов всегда приносит заслуженно ожидаемый успех.
Именно так можно охарактеризовать представленные на фотографии выше работы современных дизайнеров, пропагандирующих единение с природой и бережное отношение к окружающей среде.
Металлических дел мастера тоже не обошли вниманием «кормилицу человечества». Давно ставшие классическими дополнениями к любому стилю оформления интерьера флористические нотки можно встретить в деталях столов, стульев, светильников и рамах зеркал.
И, конечно, не надо забывать о могучем положительном воздействии древней культуры земледельчества на безнадёжно урбанизированного жителя мегаполиса, ведь хлеб мы видим только в супермаркетах. А ведь достаточно привнести в свой дом частичку вековых традиций и тепла очага. И, может, стать чуточку счастливей…