Не все посетители Музея Дизайна, вероятно, знают, что до великих пирамид в Египте уже существовали не менее монументальные сооружения. Это были высокие, иглообразные стелы, сужающиеся кверху.
Основанием им служил символ безупречного совершенства – квадрат. Древние египтяне называли их «техи», но до нашего времени сохранилось другое название – «обелиск » (от греческого слова «Obeliscus» — «копье»).
Монолитные колоссы были выполнены из асуанского розового гранита. Все четыре грани покрывали древние иероглифы, воспевающие бога солнца Ра и фараонов.
Обелиск завершала небольшая пирамида – «пирамидион». По преданию именно так выглядел камень, упавший с неба на священную египетскую землю. Навершие было выполнено из золота, меди или сплава золота и серебра – электрума.
Первые обелиски появились в Египте около 4000 лет назад. Древнейший из них имеет высоту 20 метров и установлен в Гелиополисе. Гранитные гиганты размещались попарно у входов в храмы.
Позже обелиски украсили углы пирамид (до наших дней сохранились лишь углубления под них). Египтяне называли их «солнечными пальцами» и верили, что эти монументы несут в себе великую силу Солнца и способны воскресить из мертвых.
Как многотонные гранитные стелы высекались из вулканической породы, а потом транспортировались в разные части государства, науке пока не известно. Доподлинно только установлено, что в Египте было около 30 обелисков.
После захвата Египта римлянами на родину победителей неизвестным способом были перевезены более десятка обелисков. Они становятся символом власти и знаком победы.
Девять монументов обозначают центры площадей Рима. Наиболее известный из них высотой 32 метра и весом 230 тонн украшает площадь Святого Петра. Его установили на этом месте в 16 веке, затратив на это целый год.
В 19 веке египетские монументы стали чрезвычайно популярны в Европе и Америке. Ценой титанических усилий памятники эпохи Рамзеса II доставляют в Лондон, Париж и Нью-Йорк. Официальное их название «Иглы Клеопатры», хотя иногда их называют «Блуждающие обелиски».
В период Средневековья обелиски выполняют функцию христианских символов. С этого времени пирамидионы в европейских городах венчают кресты или шары.
Служителей культа нисколько не беспокоило, что древние надписи на гранитных гранях не имеют ничего общего с христианством.
Интересно, что мусульманская религия наделяет обелиски сатанинской силой. Один из памятников в Мекке ежегодно забрасывается паломниками камнями.
Египетские мотивы часто встречаются в работах современных дизайнеров. Это копии древних артефактов – пирамид и, конечно, обелисков. В качестве материала выступают полудрагоценные камни, стекло или современный прозрачный пластик.
Включение такого необычного арт-объекта, как обелиск, придает интерьеру особое, торжественное звучание. А сложная композиция, включающая в себя эти элементы, и скульптуру, превращает интерьер в образец высокого искусства.
Обелиск в интерьере – это всегда обращение к античности. Гармонично сочетание египетского символа со скульптурными портретами древних философов и мыслителей.
Органичны картины, изображающие римских полководцев, копии капителей колонн. Хорошо смотрятся античные элементы на фоне «средневековых» гобеленов.
Обелиск легко украсит любой ландшафтную композицию. А использование зеркальной поверхности или других современных материалов придаст актуальности и свежести древней конструкции.
Наследие великой цивилизации, древний артефакт, даже при близком рассмотрении ты остаешься загадочным и непонятным. Вопросов по-прежнему больше, чем ответов.
Случайна ли растущая популярность обелиска? Почему мистический знак божественной власти превратился в символ воинской доблести и славы? Что побуждает нас обращаться к этой удивительной конструкции все чаще, украшать ею свои дома?
Какие тайны ты хранишь, солнечный перст, направленный в небо? На что указываешь, о чем предупреждаешь?