Необыкновенная композиция KAPUTT от Maurizio Cattelan — парадоксы и безумия современного мира

Экспозиция из лошадей на стене

Каким образом художник становится популярным? О нем говорят и на его работы хотят посмотреть. А вот что говорят после увиденного, уже почти не имеет значения. Публика может восхищаться или высказывать возмущение, иногда даже отвращение. Но не равнодушие, а это залог успеха!


Одним из мастеров «удивительного» жанра является Maurizio Cattelan. Его последняя фантазия KAPUTT представлена на Швейцарской выставке Fondation Beyeler наряду с лучшей в мире коллекцией застывшей музыки.

В зоологическом музее мы привыкли видеть чучела животных, там они предъявлены в максимально естественных позах, но в последнее время это интересно только ученикам младших классов. Маурицио, в очередной раз, использовал тело лошади в довольно неприглядном виде – сзади.

Одной скульптуры, участвовавшей в раннем произведении 2007 года, ему показалось мало, в этот раз он спас ее от одиночества и вмонтировал в белоснежную стену головы еще четверых скакунов. Эта очередная провокация нарушила спокойствие и привлекла к себе внимание общественности.

Каттелана можно назвать «плохим мальчиком», который разрушает все понятия о должном современном искусстве и разрывает шаблоны прекрасного. Своим многогранным творчеством итальянец стремится отобразить парадоксы социума и борьбу человека за свое место в обществе.

Он искренне убежден в том, что не делает ничего более жестокого и провокационного чем то, что происходит вокруг каждый день. Он просто не боится это показать.

Белая стена и лошадь

Маурицио относится к категории самых часто-обсуждаемых художников нашего времени. В 2012 году он объявил о своем уходе на пенсию, но в таком статусе ему стало грустно. Именно с одиночеством и связана пятерка прекрасных божьих тварей — от одной к пяти.

Возникает вопрос: «Что видят эти лошади по ту сторону стены?». С 8 июня по 6 октября 2013 года инсталляция красовалась в швейцарском городе Riehen в частном музее Hildy Kunz и Ernst Beyeler.

В его галереях обычные охотничьи трофеи показаны в несколько ином свете. У убитых на охоте животных отсекают голову и обрабатывают ее в технике таксидермии.

Затем, успешные мужчины вывешивают именно эту часть туши на стенах своих домов. А в этот раз, как бы это ни было абсурдно, зрителю представлены тела, а не головы – обратная сторона медали. Трофеи стали объектами искусства и своеобразным протестом. Мир наоборот.

Лошади в стене
Экспозиция из лошадей в интерьере

Название «Капут» однозначно несет в себе дух трагедии и смерти. Авторитетный арт-критик Francesco Bonami рассказал свою версию возникновения этой композиции. У итальянского писателя и журналиста Curzio Malaparte есть роман «Kaputt», написанный во время Второй Мировой войны, в которой он участвовал на Восточном фронте в качестве военного корреспондента.

В сочинении описана сцена трагической смерти лошадей в зимнем Ладожском озере. От бомбардировок загорелся лес и скакуны, пытаясь спастись от огня, прыгали в ледяную воду. Преодолеть голубую преграду им не удалось, мороз сковал тела и над поверхностью остались только тысячи замороженных голов с открытыми глазами.

Вполне возможно, что живописец решил предложить посетителям посмотреть на вид снизу… Прыжок одиночки, может быть и бредовый, но всё же героический. Массовый прыжок – признак паники и заблуждения лихорадочной толпы. Повальное бегство — не поиск свободы, а стремление выжить.

Maurizio Cattelan родился в обычной бедной семье в итальянском городе Падуе в 1960 году. Отец провел жизнь за рулем грузовика, а мама корпела уборщицей. Успев потрудиться охранником, садовником, поваром, сотрудником морга и подработать донором спермы, он так и не получил эстетического образования.

Его творческий путь начался с собственной квартиры, с изготовления функциональной мебели с определенным креативным подтекстом для себя любимого, так как никто более идею не оценил. Сотни попыток заявить о себе как о художнике долго оставались безрезультатными, пришлось пускать в ход различные акции приобщения к миру «от противного».

В 1991 году в Италии появилась чернокожая футбольная команда, созданная Маурицио, и выступающая на реальном футбольном поле и играющая в настольный футбол. Его не интересовали результаты матчей, главным заявлением была надпись на форме «Rauss» по идеологии нацистского лозунга «Juden raus / Евреи вон». Теперь он проживает в Нью-Йорке и Милане и, объединяя скульптуру и живопись, провоцирует ценителей искусства.

Лошади в интерьере

Фраза «Художник должен быть голодным» никоим образом не относится к провинциальному творцу мистификаций. Деньги занимают в его жизни главную позицию, он просто неукротим в достижении нужных результатов. На первых этапах он представлял на выставках старые сейфы, выдавая их за инсталляции, а свою сенсационную отставку отметил рекламным баннером с изображением огромной долларовой купюры и подписью «Первые 100 000 $, которые я заработал».

Творческая карьера началась в 1990 годах, а заговорили о нем в 1996 году после создания «Bidibidobidiboo / Белка, которая покончила с собой». 1997 год — «Trotsky / Баллада о Троцком», чучело жеребца в полном снаряжении было подвешено к потолку и продано изначально за $5 000.

Повторение этого произведения под именем «Novocento / Новый век» в 2001 году ушло на аукционе Christie’s уже за сумму близкую к миллиону долларов, а в Нью-Йорке в 2004 году на торгах Sotheby’s за $2 140 000.

Особенно громко имя Каттелана прозвучало в 1999 году, когда мир увидел лежащую и придавленную метеоритом скульптуру папы Римского Иоанна Павла II «La Nona ora / Девятый час». Первый раз за это изделие он выручил 800 000 долларов, последний – $3 000 000.

La Nona ora / Девятый час

Позже начали появляться не менее дерзкие и вызывающие инсталляции:

  • 2001 год – «Him / Он» — фигура молящегося на коленях Адольфа Гитлера-школьника;
  • 2002 год – «Frank & Jamie / Фрэнк и Джеми» — полицейские, стоявшие под стеной вверх ногами;
  • 2004 год – «Untitled / без названия» — повешенные за шеи манекены трех подростков;
  • 2004 год – «Now / Теперь» — гроб, в котором лежит босоногий Джон Кеннеди;
  • 2004 год – «Not Afraid of Love / Не боящийся любви» — слон в одеянии Ку-Клукс-Клана;
  • 2008 год – «All / Все» — тела на полу покрытые с головой простынями;
  • 2009 год – «Untitled / без названия» — лежащее чучело лошади, пронизанное табличкой «INRI»;
  • 2010 год – «L.O.V.E» — памятник на площади Милана — рука с единственным пальцем, средним.

Собственную личность он довольно активно эксплуатирует как основу и создал множество серий-автопортретов.

Что можно на это все сказать? Как-то было принято, не привязывать художественный мир к политике, но Маурицио сломал эту грань несовместимости. Это и стало той главной особенностью его социальной заостренности и критического отношения к окружению, благодаря которым он стал известен.

Шахматная доска 2003 года «Good Versus Evil / Добро против зла» подтвердила его неравнодушие. На одной стороне разместились силы зла: лидер фашистской германии Adolf Hitler, диктатор Иосиф Виссарионович Сталин, крайне интересная российская личность Григорий Распутин, американский гангстер Al» Capone, итальянский модельер Donatella Versace и компания.

Их оппонентами выступают: проповедник Martin Luther King, духовный лидер Dalai Lama, Святой Франциск Ассизский, католическая монахиня Мать Тереза Калькуттская, вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, Буратино… и другие братья по духу. При этом австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд занимает место по обе стороны доски.

Два из семи экземпляров были проданы с молотка в 2008 году на Sotheby’s за 332 500 и 458 500 долларов. Исходя даже из перечисленных продаж, становится понятно, что желанный финансовый успех достигнут, более того, Cattelan считается самым продаваемым из живущих умельцев.

Интересным фактом является и то, что сам маэстро собственноручно ничего не делает, он свои идеи просто передает помощникам и отслеживает правильность их выполнения. Такой себе «ленивый художник». Он умудряется привлекать внимание даже своим отсутствием.

Например, в 1989 году посетители увидели на месте экспозиции только табличку «Torno Subito / Скоро вернусь», но его самого так и не дождались. Или выходка с приклеиванием скотчем к стене живого Massimo De Carlo – владельца пассажа в Милане. Можно вспомнить и экспозицию чужих объектов в 1996 году «Another Fucking Readymade / Чужая готовая ерунда», он попросту украл их у другого искусника и выдал за свои.

После угрозы ареста пришлось все вернуть автору. Подобные проделки стали его визитной карточкой. В 2012 году в Нью-Йоркском музее Solomon R. Guggenheim 128 работ разных периодов жизни Maurizio объединили в одну ретроспективную выставку, подвесив к потолку все его творения на разных уровнях внутреннего многоэтажного зала основной спиралевидной галереи.

Создали гигантскую пространственную композицию. 50-летний Каттелан решил уйти на покой, и это было преподнесено как прощальный аккорд. Теперь мы знаем, что такие креативщики так просто не сдают свои позиции, они возвращаются и продолжают удивлять своей непредсказуемостью.

Кроме инсталляций-провокаций у Каттелана много шуточных поделок. Примером может послужить сюрреалистическая безумная рекламная компания для Kenzo.

Начиная с 2010 года, он сотрудничает с фотографом Pierpaolo Ferrari в журнале Toilet Paper. Его странные, пугающие, скандальные, мультяшные и возвышенные образы стали основой издания, которое отличается сюрреалистическим видением. Бунтовщик также выступает издателем, редактором и художником еще двух журналов — Permanent Food и Charley.

Если попробовать подытожить творчество итальянца, то самым подходящим названием будет «Театр абсурда». Здесь и политика, и история, религия и современное искусство, и обнаженные проблемы общества и юмор — гиперреализм.

Он смело разрушает людские ценности, свергает кумиры и бесцеремонно высмеивает святое. Все это вдохновляет всемирно известные галереи выставлять его работы: США, Франция, Польша, Великобритания, Швейцария, Греция, Италия, Австрия, Англия, Япония, Голландия, Швеция и Германия.

В 2000 году он был одним из претендентов на премию Hugo Boss от фонда музея Solomon R. Guggenheim.

В 2004 году на базе итальянского Trent University Маурицио был удостоен почетной ученой степени по социологии. Премию Arnold-Bode от немецкого живописца Kunstverein Kassel в Германии ему вручили в том же 2004 году.

Maurizio Cattelan собственной персоной