Сегодня получить представление о любом цвете не составляет большого труда. Можно просмотреть образцы красок в хозяйственных магазинах, полистать каталоги знаменитой компании Pantone, воспользоваться компьютерными программами и справочными интернет-ресурсами.
Но что если отмотать плёнку истории на несколько веков назад, чтобы узнать происхождение, например, лазурита, имеющего сияющий голубой оттенок, что в Средние века делало минерал более ценным, чем золото?
Практика использования красителей восходит к доисторическим временам, и узнать о ней больше помогает библиотека Гарвардского университета, располагающая уникальной коллекцией красящих веществ.
Пигменты 2500 оттенков помещены во флаконы, расставленные на полках высоких шкафов с застеклёнными дверцами.
По виду зал напоминает аптечный склад, только «лекарства», хранящиеся в нём, предназначены для помощи удивительным пациентам — дорогостоящим живописным полотнам, нуждающимся в реставрации.
Начало впечатляющей коллекции положил директор Художественного музея Фогга Эдвард У. Форбс, который привозил из своих многочисленных путешествий по разным странам интереснейшие образцы — пигменты, найденные при раскопках Помпеи, редчайшие лазуриты из Афганистана.
Форбс заинтересовался старинными красителями из практических соображений. В 1899 году он приобрёл полотно XIV века («Мадонна с младенцем и святыми»), которое быстро разрушалось.
Учёный предпринял попытки к её спасению, для чего провёл ряд исследований и сбор материалов, необходимых для реставрации живописных произведений искусства.
В 30-е годы он привёз из Японии некоторые пигменты и связующие вещества.
Из Индии — ценный жёлтый краситель, производимый из мочи коров, которых кормили исключительно листьями манговых деревьев.
Изготовление этого вещества было впоследствии прекращено из-за вредного воздействия на здоровье животных.
Один из коричневых пигментов, популярный у художников XVIII-XIX веков добывали из смолы, которой были пропитаны саваны египетских мумий.
Кармин — красный краситель, который изготавливается из сушёных и толчёных жуков кошенили и применяется в косметической и пищевой промышленности.
Жёлтый кадмий — краситель на основе тяжёлого токсичного металла, который активно использовался многими художниками-импрессионистами.
Реальгар производится из одноимённого минерала красно-оранжевого оттенка, представляющего собой моносульфид мышьяка.
Дорогой натуральный краситель пурпур получают из выделений хищной морской улитки (Bolinus Brandaris).
Высокая цена превратила его в символ царственного статуса.
Так, византийские правители разрешали использовать пурпур только в пределах императорского двора.
Помимо древних образцов, библиотека начала собирать современные пигменты, в том числе синтетические.
Использование крошечных металлических хлопьев, взвешенных в связующем веществе, может дать эффект блестящей отделки.
В Центре хранения при Библиотеке проводятся исследования точного химического состава каждого красящего вещества.
При этом используются методы спектроскопии, комбинационного рассеивания света, масс-спектрометрии, газовой хроматографии и электронной микроскопии.
Исследования находят применение в экспертной работе. Например, они сыграли важную роль в поиске доказательств того, что «найденная» в 2007 году картина Джексона Поллока — не что иное, как подделка.
Анализ пигмента показал, что один из специфических красителей, использованных при написании полотна, был изготовлен спустя 20 лет после трагической гибели художника.
До реконструкции коллекция музея была недоступна широким кругам населения.
В настоящее время пигменты может увидеть любой желающий. Музей позаботился и о создании электронной базы данных в интернете.
Мы приглашаем заинтересованных посетителей заглянуть в увлекательный мир, который образуют удивительнейшие химические субстанции — красящие пигменты.
Напишите в комментариях, был ли интересен вам предоставленный материал?