Tord Boontje. Торд Боонтье. Промышленный дизайнер. Всегда в гармонии с природой и с самим собой

Торд Боонтье – современный голландский дизайнер Современный и классический одновременно, Торд Боонтье свежо и очаровательно смешивает цвета и формы природы, чтобы сделать нашу повседневную жизнь более приятной.


Поэзия и магия соединяются в проектах этого голландского дизайнера, который за последнее десятилетие завоевал сердца людей и стал очень модным, все признают, что все его творения отличаются основательностью и затрагивают эмоции.

Его вклад в искусство проектирования можно выразить лозунгом: «Давайте жить как в весенний день!» Отсюда один шаг до «Перестаньте беспокоиться и будьте счастливы!».

Философия дизайнера – модернизм не означает минимализм, современность не должна отказываться от традиций, а в будущее нужно двигаться без ностальгии.

Торд Боонтье родился в 1968 году в городке Энсхеде, в Нидерландах. Его интерес к дизайну и экспериментам с материалами проявился очень рано. Ещё в 4-х летнем возрасте он молотком разбил все окна в доме, до которых смог дотянуться… В 13 лет выкрасил свою комнату в черный, белый и красный тона, демонстрируя глубокое понимание цвета. В детстве мечтал быть лесником, чтобы заботиться о деревьях и животных. А в 16 лет принял решение посвятить себя дизайну.

Он изучал промышленный дизайн в Эйдховене (1986–1991), в Академии дизайна, а затем продолжил образование в Королевском Колледже искусств в Лондоне (1992–1994), где преподаёт проектирование с 2009 года.

Уже в студенческие годы усилился его интерес к экспериментаторству. Его первые творения были изготовлены из неожиданных материалов, постепенно он продвигался в создании произведений более романтических, несколько наивных и искажённых, но где красота и функциональность не противопоставлялись друг другу. Первоначально от лепил из «того, что было», что попадало в руки, и неожиданно материал приобретал большую ценность, например, бутылочное стекло.

Торд Боонтье. Обложка каталога керамикиС 1995 по 2005 годы жил и работал в Лондоне, но подыскивал себе место новой резиденции в Бур-Аржентале (Франция), куда, в конце концов, и переехал.

В 1996 году основал студию Tord Boontje в Лондоне. Сегодня бренд производит мебель, светильники, украшения, текстиль, графику, компьютерные аксессуары, керамику, изделия из стекла; сотрудничает с такими известными производителями, как Alexander McQueen, Swarovski, Shiseido, Yamaha, Philips, HP, Moroso, Habitat, Artecnica, Kvadrat, Perrier-Jouët.

Его произведения, будь то стаканы, чайные чашки, шторы, стулья или светильники рассказывают, почти шёпотом, истории и сказки об изящных феях и эльфах, филигранных единорогах и оленях.

Игра света, диалог текстур, живая палитра оттенков и энергия форм образуют особый стиль, присущий Торду Боонтье. Его чувства обострились и вызвали ещё больший творческий подъём, когда родилась его дочь Эвелин. Забавными, простыми и декоративными образами он стремится наполнить детский мир нежностью и сказкой.

По Боонтье, дизайн должен быть ближе к людям, вызывать эмоции и будить воображение, он должен искушать и очаровывать. Но любовь к цветущим лужайкам не мешает ему активно использовать передовые технологии. Действительно, «промышленные процессы» позволяют на более высоком уровне исследовать качество чувствительного материала и контролировать весь процесс разработки. В результате появляются изысканные, но очень близкие и понятные объекты.

  Свет и тень от Торда Боонтье

Одним из первых успешных проектов была коллекция Wednesday, произведённая в рамках эконом класса для сети магазинов Habitat. Тогда же началось содружество с брендом Сваровски, для которого был спроектированы лампы Blossom, которые и на сегодняшний день являются одними из его самых восхитительных произведений.

Торд Боонтье. Люстра из коллекции Wednesday для Habitat Торд Боонтье. Люстра из коллекции Wednesday для HabitatТорд Боонтье. Люстра из коллекции Blossom для Сваровски

Искусство, очарование, элегантность, хороший вкус, тонкость, великолепие – комплименты, которыми наградили в прессе светильник Икарус Торда Боонтье. Люстра, которой дали имя Икар, демонстрирует структуру, полную движения и силы. Модель изготовлена из слоёв экструдированного полиэстера, который нарезан таким образом, чтобы придать слоям вид крыльев известного персонажа из греческих мифов.

Торд Боонтье. Светильник Икар Торд Боонтье. Светильник Икар Торд Боонтье. Светильник Икар

Ощущения возникают непроизвольно перед этим райским садом из цветов, бабочек и птиц, населяющих люстры Midsummer, которые в 2004 году получили приз как лучший продукт года.

Торд Боонтье. Люстра Midsummer Торд Боонтье. Люстра Midsummer Торд Боонтье. Люстра Midsummer

Светильники Garland light разработаны для магазинов Habitat и давно завевали симпатии публики. Изделия наполняют пространство фантастическим светом благодаря тому, что металлические детали из тонкой фольги с различными вариантами отделки – золотом, серебром и чернением – отражают свет тысячей различных способов.

Нежный цветочный дизайн, простота монтажа, компактность – дополнительные достоинства светильника. Очень элегантна белая версия, переработанная для бренда Artecnica.

Торд Боонтье. Светильник Garland Торд Боонтье. Светильник Garland Торд Боонтье. Светильник Garland

Когда используют камень как строительный и отделочный материал, чаще всего обращают внимание на его эстетические и физические свойства, из которых свойством быть «тяжёлым, как камень» воспользовался Торд Боонтье, чтобы создать свою версию для переносных ламп Lightweight (2013). Получилась оригинальная конструкция, в которой в проволочной корзинке помещено несколько булыжников. Где их взять? Может, отыскать во время прогулки по полю или вдоль берега, кто знает?

Дизайнерские лампы реализуются онлайн, а необходимые камни можно подобрать в окрестностях по своему вкусу. Разработаны варианты светильников – подвесные, напольные, настольные. Кронштейн изготовлен из бамбука, абажур – из бумаги. Источником света служат светодиодные лампочки.

Торд Боонтье. Светильник Lightweight Торд Боонтье. Светильник Lightweight Торд Боонтье. Светильник Lightweight Торд Боонтье. Светильник Lightweight Торд Боонтье. Светильник Lightweight Торд Боонтье. Светильник Lightweight Торд Боонтье. Светильник Lightweight

Затенённый Свет (Shadow Luz) – волшебная карусель тонов, света и картинок из сновидений. Свет оживляет стены, тонко и мягко проецируя на них затенённые изображения, создавая эффект спокойствия и очарования. 2003 для Artecnica.

Торд Боонтье. Светильник Shadow Luz

«Флора будущего» – серия ламп, на которую дизайнера вдохновили цветы и возможности металла принимать любую форму по воле художника.

Торд Боонтье. Светильник «Флора будущего» Торд Боонтье. Светильник «Флора будущего» Торд Боонтье. Светильник «Флора будущего» Торд Боонтье. Светильник «Флора будущего» Торд Боонтье. Светильник «Флора будущего»

  Не хлебом единым…

Во время путешествия по Колумбии дизайнера восхитили горшки из чёрной глины, которые изготавливали местные гончары. Он заговорил с ними, так как ему в голову пришла идея самому создавать подобные керамические изделия.

Торд Боонтье. Керамическая посуда из коллекции Witches KitchenПосуда из обожжённой чёрной глины красивая и прочная. Но у неё было одно неудобство – ручки. Они были универсальны, чтобы готовить различные виды пищи. Дизайнер придумал, как усилить эту универсальность.

Он сделал крышку в виде чаши, которую можно использовать и для приготовления еды, и для сервировки; спроектировал новые ручки, которые можно помещать внутри горшка, чтобы они могли выдерживать высокую температуру огня, духовой печи или микроволновки.

Экологически безопасная, без вредных примесей и лака, продукция для здорового образа жизни, чьим украшением служат отпечатки листьев на внешней стороне посуды. В результате получилась великолепная коллекция Witches Kitchen (Кухня ведьмы), которую Artecnica запустила в производство с эпиграфом «Дизайн со смыслом».

Для производителей шампанского марки Perrier Jouëteste Торд Боонтье создал «Волшебное дерево», в котором соединены эстетика и функциональность. Цветочная тема воплощена в дереве, стекле и позолоте. При изготовлении применялась исключительно ручная обработка. Предмет роскошной сервировки, который погружает нас в мира фантазии и очарования, включает 6 бокалов «Belle Epoque» и ведёрко для льда.

Торд Боонтье. Набор для шампанского Perrier Jouëteste Торд Боонтье. Набор для шампанского Perrier Jouëteste Торд Боонтье. Набор для шампанского Perrier Jouëteste

Как не влюбиться в эту посуду, на которой изумительно прорисованы образы флоры и фауны?

 Торд Боонтье. Узоры природы в столовой посуде Торд Боонтье. Узоры природы в столовой посуде

Торд Боонтье. Узоры природы в столовой посудеТорд Боонтье. Узоры природы в столовой посуде

  Высокие технологии в антураже природы

В творениях Боонтье тонко переплелись традиция и инновация, ремесло и высокие технологии.

Компания Hewlett-Packard представила новую модель нетбука Mini 110 с оригинальным дизайном, в котором переплетены изображения растений и животных. Гаджет сразу же стал коллекционным, привлекая внимания всех ценителей модного дизайна. Торд Боонтье разработал также дизайн обоев для рабочего стола и иконок.

Торд Боонтье. Дизайн нетбука Mini 110 для Hewlett-Packard Торд Боонтье. Дизайн нетбука Mini 110 для Hewlett-Packard

Торд Боонтье. Дизайн нетбука Mini 110 для Hewlett-Packard Торд Боонтье. Дизайн нетбука Mini 110 для Hewlett-Packard

«10 лет назад компьютеры были простыми инструментами для работы, но со временем, превратились во что-то большее. Они стали источником развлечений, средством связи с любимыми людьми, возможностью заняться любимым делом – фотографией, музыкой, кинофильмами.
Ознакомившись с содержанием чьего-либо компьютера, можно узнать всё об интересах человека и даже определить его личностные качества. Поэтому, полагаю, и внешний вид компьютера тоже должен отражать индивидуальность владельца». Торд Боонтье
  Интерьер в природном стиле

В своей новой коллекции «Кружевница» (Lacemaker), которая включает в себя светильники, мебель, шторы, одежду и аксессуары, Торд Боонтье переворачивает представления о том, из чего может быть изготовлено кружево. Изменяя материал, он изменяет устоявшиеся идеи. Он работает с дешёвыми материалами (включая траву) и использует традиционные ремесленные техники.

Торд Боонтье. Коллекция «Кружевница» (Lacemaker)

Торд Боонтье. Светильники из коллекции «Кружевница» (Lacemaker) Торд Боонтье. Светильники из коллекции «Кружевница» (Lacemaker) Торд Боонтье. Светильники из коллекции «Кружевница» (Lacemaker)

Торд Боонтье. Светильник и занавесь из коллекции «Кружевница» (Lacemaker) Торд Боонтье. Аксессуары из коллекции «Кружевница» (Lacemaker)

Торд Боонтье. Платье из коллекции «Кружевница» (Lacemaker) Торд Боонтье. Занавесь из коллекции «Кружевница» (Lacemaker) Торд Боонтье. Рама для зеркала из коллекции «Кружевница» (Lacemaker)

Торд Боонтье. Диван из коллекции «Кружевница» (Lacemaker) Торд Боонтье. Материал для коллекции «Кружевница» (Lacemaker)Торд Боонтье. Коллекция «Кружевница» (Lacemaker)

Торд Боонье создал удивительный шкаф «Фиговый листок» (Fig Leaf) для Meta. Дверцы изготовлены из 616 эмалированных медных листьев, 10 фигур и множества цветов, окрашенных вручную. Внутренние стены декорированы шёлком, расписанным также вручную. Что-то от Адама и Евы, вы не находите?

Торд Боонтье. Шкаф «Фиговый листок» (Fig Leaf) для Meta Торд Боонтье. Шкаф «Фиговый листок» (Fig Leaf) для Meta Торд Боонтье. Шкаф «Фиговый листок» (Fig Leaf) для Meta

Торд Боонтье создал ковёр, имитирующий дёрн в парке. «Идея этого ковра в том, чтобы иметь небольшой кусочек леса в доме», – объясняет Боонтье. «Полюшко цветов» (Little field of flowers) было разработано для Нани Маркины и состоит из множества штампованных деталей в виде листвы. В производстве применены механические и ручные приёмы, цветы вышиты вручную.

Торд Боонтье. Ковёр Little field of flowers Торд Боонтье. Ковёр Little field of flowers

Торд Боонтье. Ковёр Little field of flowers

Зимняя Страна Чудес – демонстрация эмоциональной теплоты стекла, из которого создан целый пейзаж, отправляющий посетителей в фантастическое путешествие в сказку о феях. Инсталляция разработана в сотрудничестве с брендом Сваровски.

Торд Боонтье. Инсталляция Зимняя Страна Чудес (Winter Wonderland)

Летняя мебель для Moroso соединила в себе образы североевропейского дизайна 20-х годов и этнический африканский стиль. Рисунок на ткань из цветных пластиковых нитей нанесён с использованием цифровых технологий по созданию изображений.

Торд Боонтье. Летняя мебель для Moroso

Торд Боонтье. Летняя мебель для Moroso Торд Боонтье. Летняя мебель для Moroso Торд Боонтье. Летняя мебель для Moroso

Как и все дизайнеры Торд Боонтье вносит свой вклад в разработку сидений – стульев, диванов, кресел. Благодаря индивидуальному стилю «от Торда Боонтье» предметы обстановки сделают интерьер неповторимым, тёплым и чарующим.

Торд Боонтье. Коллекция мебели Торд Боонтье. Диван Dondola

Торд Боонтье. Стул RevolutionТорд Боонтье. Скамья AnnabelТорд Боонтье. Коллекция мебели

  Международное признание

Боонтье не раз удостаивался престижных международных наград в Испании, Италии, Дании и США: 2013 Red Dot Design Award, 2011 Wallpaper Design Award, 2008 Elle Décor Design Award, 2007 Red Dot Design Award, 2006 IF Product Design Award, 2005 Dutch Designer of the Year, 2004 Best Product, New York Gift Fair, 2003 Designer of the Year, Elle Decoration, 2003 Shot-listed, Designer of the Year, Design Museum London, 2002 Bombay Design Prize for Glass design…

  Из разных интервью

Когда вы впервые занялись или заинтересовались дизайном?

Торд Боонтье – современный голландский дизайнерЗнаете, я с детства любил что-либо мастерить или готовить: убежище, пирожные и т.д. А ещё я рос в творческой обстановке. Моя мама преподавала историю искусств и текстиля, поэтому было совершенно естественно, что я увлёкся именно дизайном. Единственная разница с сегодняшним днём, что я могу посвящать этому занятию всё своё время.

Как повлияло ваше обучение в Эйдховене, а затем в Лондонском колледже искусств на вашу дальнейшую работу?

Опыт, полученный в этих учебных заведениях, помог мне определиться с методами и подходом к работе. Благодаря фантастическим наставникам – Йоку ван дер Хейдену, Гльфу Моритцу, Жерару Бельгаверу.ю Даниэлю Уэлю и все остальным – я стал способным самостоятельно развивать свои проекты.

Главня идея, которую я вынес из стен школы в Эйдховене – стараться быть всегда в поиске и экспериментах, создавая вещи, какие не существовали раньше. В Колледже я научился думать о расширении контекста, в котором работает дизайнер, и определять проектирование как деятельность, где пересекаются различные области знания – науки и искусства. Большинство проектов возникли как бы сами по себе, и я постоянно сфокусирован на создание чего-то нового.

Многие ваши ранние работы предусматривали использование выброшенных или переработанных материалов. Это было преднамеренно или диктовалось финансовыми ограничениями, которые обычно испытывают молодые дизайнеры?

Да, в ранних работах (и не только) я использовал очень простые материалы: сосуды, сделанные из старых винных и пивных бутылок; стулья из простого дерева и старого одеяла, упаковки и увязки. Частично, да, это были материалы, с которыми я мог позволить себе работать, но немалую роль играло признание красоты этих выброшенных вещей.

Сейчас в дизайне доминируют глянцевость, гладкость и стремление к идеальным формам, а я предпочитаю реальные, сырые и незавершённые образы. Я с удовольствием сотрудничаю с Эммой Уоффенден, она художница, которая профессонально работает со стеклом, у неё своя мастерская, где есть оборудование для резки и шлифовки.

Мы использовали старые бутылки, что позволило сэкономить на исходном сырье. Мы использовали имеющие подручные материалы очень изобретательно. Когда к нам начало поступать больше заказов, мы купили новую стеклодробилку, чтобы ускорить процесс. Позитивное отношение к утилизации – важный принцип нашей деятельности.

Как с тех пор развивалась ваша деятельность? В ваших последних работах используются новые технологию, которые придают изделиям большую ценность. Что подвигло вас работать в этом направлении?

Тяга ко всему новому. Например, я заинтересовался производством украшений и вещей, создающих в доме уют. Думаю, на меня очень подействовало появление на свет моей дочурки в 2000 году. Технологии для меня – средство для создания новых приёмов, новых образов.

Я изучаю объекты XVII, XVIII иXIX веков, когда создавались роскошные и чувственные материалы и поверхности. Большинство приёмов ручного производства таких вещей очень трудоёмко, а новые производственные процессы позволяют нам воспроизводить эти качества на новом уровне.

Меня очень разочаровывает глобальная невзрачность всего, что нас окружает, и я пытаюсь найти выход. Сегодня я могу на компьютере создать изображение, отправить файл на рабочую машину и создать новый объект. Сейчас просто захватывающее время для реализации творческих идей в производстве.

Многие ваши работы из стекла, кто вдохновил вас на их создание?

Эмма.

Коротко. Что вдохновляет вас работать в области создания светильников?

Темнота. Часто у нас слишком много света. Также свет может быть очень мощным инструментом, воздействующим на пространство. Мне нравится пятнистое освещение, какое бывает в лесу, сверкание и блеск льда, городов, хрусталя и вечеринок.

Кто и что вдохновляет вас на работу? Вы черпаете вдохновение в работе других дизайнеров – прошлого или современности – или всё вместе?

Я постоянно слежу за состоянием современного искусства и ремесла. Исторические источники также очень важны для меня. Где бы я ни работал, я стараюсь узнать что-то новое, что потом может воплотиться уже в моём проекте. Когда я начал эксперименты с вышивкой, то провёл много времени в Музее Виктории и Альберта, где собрана великолепная коллекция образцов английской вышивки XVII века.

Когда я отдыхал в Швеции, то псетил там замечательную выставку сельской вышивки. Меня очень вдохновляет мода. Мне нравятся эксперименты и скорость, с которой в этой индустрии проверяются идеи. Иногда просто иду гулять в парк неподалёку от дома, где я живу, – это самая вдохновляющая вещь – увидеть тень, лужу и листья деревьев.

Вас часто упоминают наряду с вашими коллегами такими, как Георг Бальделе и Хелла Йонгериус, как дизайнера, который творит на стыке дизайна и ремесла. Является ли это точным описанием вашей работы?

Я очень хорошо чувствую материал, когда продумываю способ его использования, осознаю, что каждый объект требует своего подходя к дизайну, но я больше ориентирован на промышленность.

Один из ваших ярких проектов – люстра Blossom, созданная для Сваровски. Как пришла идея создания этого произведения, и как вы её развивали?

Мне предложили переосмыслить образ люстры, используя существующие компоненты. Меня сразу привлёк материал с его блеском и цветовой гаммой. Кристалл сам по себе обладает густым внутренним светом, а с подсветкой становится вообще волшебным, как Ледовый дворец королевы фей.

С помощью светодиодов мы смогли поместить источник света в непосредственной близости от кристаллов, а программа, определяющая последовательность мерцания – это ещё добавочная магия. Форма люстры была вдохновлена романтическими образами, навеянными кристаллами.

Другой успешный проект был светильник Wednesday, который вы разработали самостоятельно, и который с тех пор массово производится для Habitat. Вы можете объяснить, как приспосабливаете оригинальный дизайн к массовому производству?

Сотрудничество с Habitat позволяет производить светильники в больших количествах. Массовое производства даёт возможным снижать цены на продукцию. Новая версия этого светильника выполнена с использованием никелированной латуни вместо нержавеющей стали. Есть возможность разнообразить цветовую гамму и форму. Так как предполагалась упаковка в виде плоского пакета, некоторые острые края были смягчены.

А откуда пришёл проект соцветий?

Это продолжение моего интереса к цифровым технологиям. Я подумал, что было бы действительно здорово создать компьютерную программу, которая бы рисовала цветочные узоры с последующим выводом их на печать в виде гравировки, вышивки трёхмерной литографии. Прямо с компьютера – на объект. Мне даже выделили грант от Лондонского Совета искусств и ремёсел на разработку этого проекта. Я работал с талантливыми программистами, которые смогли добиться, что цветочные узоры появляются в случайном порядке и рисуются каждый раз по-разному.

Над каким проектом вы работаете сейчас и какие направления вы планируете развивать в будущем?

В настоящий момент (2008) я работаю над большим заказом светильников для мечети в Абу Даби. Я намереваюсь заняться украшением стульев с помощью вышивки. В нашей студии мы начали проект исследований новых возможностей пластика для производства различных предметов обихода. Мы экспериментируем с электромоторами.

Я работаю над компьютерной программмой по нанесению цветочных изображений на стекло, текстиль и другие материалы. У пеня в планах светильники, абажуры и гирлянды. Работа всё больше превращается в праздник.

В чём секрет успеха вашего ковра для Nanimarquina, завевавшего Премию Edida?

Где найти лучшее место, чтобы растянуться и расслабиться? На природе, на свежем воздухе… У нас у всех есть опыт соприкосновения с травой в солнечный день. Этот ковёр обладает магией вызвать в памяти эти воспоминания. У всех есть возможность испытать это чувство! Я просто воспроизвёл идею, которую позаимствовал у природы. Дело не в копировании природы, но всё-таки ковёр – это кусочек леса или сада в доме. Он тёплый, романтический и современный.

Как по-вашему, минимализм вышел из моды?

Как стиль, минимализм уже в прошлом, что меня радует, потому что представляется мне негуманным. Я стремлюсь, чтобы среда, которая меня окружает, казалась согретой, мне нужна «драма» жизни, выраженная в эмоциях, теквстурах цветах… – вещах, которые придают вкус к жизни.

В каких отношениях состоят дизайн и искусство?

Они оба играют различную роль в жизни. Искусство предполагает отражение внутреннего состояния, поиск глубинных значений, вопросы, куда неоязательно входит дизайн. Если бы Гойя – один из моих любимых художников, в своей такой тёмной манере проектировал бы мебель, мало нашлось бы желающих сосуществовать с ней (смеётся).

А откуда происходит дизайн?

Дизайн имеет отношение к счастью, благосостоянию, служит тому, чтобы обогатить нашу жизнь эмоционально. Ну из потребления, конечно. Мы живём в условиях очень поверхностной культуры, в которой важно мгновение, быстрое развлечение.

Чего ожидать от дизайна ХХI века?

Создание пространства, где будут действовать совместно дизайнеры и потребители. Как создатель имеешь возможность выбора материалов, которые после использования не превратятся в продукцию, отравляющую землю. Хорошее решение изготавливать продукцию высочайшего качества, устойчивого к воздействию времени. Как потребитель, имеешь возможность покупать вещи, с которыми будешь жить много лет, а не те, которые вскоре выбросишь.