Проблема освещения стала перед первобытным обществом уже в то время, когда, поднявшись с четверенек, первые разумные представители рода человеческого обнаружили, что для осмысленной деятельности светового дня крайне мало, и не захотели зависеть от естественного положения вещей. С тех пор много воды утекло, но данная тема от этого не стала менее актуальной.
Удивительный сайт Музей Дизайна хочет рассказать своим читателям об истории фонарей. Это достаточно объёмный культурный пласт, изобилующий интереснейшими подробностями.
Как утверждают архивные источники, первые образцы в знакомого нам вида появились около 550 лет назад и вначале имели сугубо утилитарные функции предохранения от ветра пламени свечи и недопущения его неконтролируемого распространения.
Энциклопедическое определение фонаря звучит следующим образом, ‒ Портативное устройство с установленным внутри светильником. Также используется для передачи сигналов на открытом воздухе.
Варианты с приглушённым светом применяются для художественного оформления». Интересно отметить, что в архитектуре этим термином обозначается куполообразная структура, размещённая сверху здания с отверстием для оттока дыма либо для попадания внутрь солнечного света.
С развитием цивилизации потребность в светильниках значительно возросла, и, согласно закону английского парламента от 1700 г., возле каждого шестого дома должен был гореть почтовый фонарь «для ночных нужд».
В Америке первым городом с освещёнными в тёмное время суток улицами стал Бостон. А к 1751 г. пальму первенства перехватила Филадельфия, благодаря революционному изобретению Бенджамина Франклина.
Фитиль был разделён на две части, а для горения использовалась взрывоопасная комбинация спирта со скипидаром, что давало более яркий свет. К сожалению, во время гражданской войны в США почти все ранние экземпляры, изготовленные из меди, бронзы и олова, ушли на военные нужды, и сохранившиеся до наших дней раритеты оцениваются баснословными суммами.
Далее неумолимая поступь прогресса диктует необходимость перехода к газовым вариантам. Пионером в этом деле является Лондон, полностью газифицированный к 1814 г. (к 1823 г. ‒ около 40 000 ламп на протяжении 350 км!).
Его примеру последовал Париж в 1818 г. В Америке развитие добычи метана, его хранение и транспортировка развивались доселе невиданными темпами, а модернизация горелки путём сплющивания конца фитиля и подмешивания воздуха в горючую смесь предопределила качественный технологический скачок.
К 1860 г. уличные газовые светильники оснащаются электрическим запалом! Следует отметить, что у всех модификаций были стеклянные дымоходы.
И, конечно, увлекательная летопись развития освещения будет неполной без целой эпохи обслуживания железных дорог. Световые сигналы играли важнейшую роль на заре становления трансконтинентальных магистралей в США.
Фактически, история фонаря неразрывно связана с практическим внедрением инновационных для своего времени изобретений.
Отдельное место в этом почётном ряду занимают штучные изделия, выполненные вручную знаменитыми мастерами. Дошедшие до нас экземпляры поражают искусной работой, технической смекалкой и художественной выдумкой.
Здесь уже большее внимание уделялось эстетическому восприятию, оттесняя обыденную функциональность на задний план. Уже с того времени началось использование фонарей в качестве стильных элементов декора, используемых для украшения зданий и помещений.
В наше время автор светильника более не стеснён техническими требованиями, как то подключение газа или обслуживание горелки. Стали доступными множество стилей, форм, необычных конструкций.
Классический или традиционный, ультрасовременный или по-деревенски простоватый, геометрически правильный или 3D негабаритный, ‒ фонарь всегда будет культовым аксессуаром, который служит эмоциональным центром интерьерной концепции. Присмотритесь внимательно, ‒ в его переливающихся стёклах застыла сама история…