Английский классический стиль: какой он? Величайшее уважение, или даже преклонение перед традициями, сдержанность, лаконичность, строгость и утонченная элегантность.
Ничто не может и не должно вызвать сомнений в хорошем вкусе. Может, поэтому стиль завитушек и вычурных форм в Англии прожил не долго, и уже в 18 веке на смену нежного витиеватого рококо приходит неоклассицизм, который покорно «склоняет голову» перед элегантностью и простотой античности.
Яркими представителями этого стиля в мебели становятся Томас Шератон (Thomas Sheraton), Томас Чиппендейл (Thomas Chippendale) и, конечно же, Джордж Хэпплуайт (George Hepplewhite), о котором и пойдет речь сегодня.
В отличие от своих современников, признанных мастеров мебельного искусства, краснодеревщик Хепплуайт, не занимался производством отдельных предметов, и при жизни был малоизвестен.
Что можно о нем сказать? В целом — очень мало. Даже существуют разногласия по поводу точной даты его смерти. Известно лишь одно — он долгое время работал на компанию Т. Чиппендейла и Р. Адама, выпуская различные предметы мебели как по своим, так и по их эскизам.
И к концу жизни он создает свое собственное производство «Хепплуайт и компания», которое было довольно таки успешным. Однако всемирной славы не принесло.
Результатом всей его жизни и творческих изысканий стала выпущенная после его смерти «Книга гравюр для краснодеревщика и драпировщика», в которую вошли все его мебельные проекты, и которая, в конечном счете, поставила его в один ряд с известными мебельщиками.
А теперь, обратимся к графическим рисункам в главном труде Джорджа Хепплуайта. На них изображены все основные предметы мебели: столы, кресла, кровати, навесные полки, шкафы и многие другие.
Но фаворитом разработок мастера можно считать стул. Он был представлен наибольшим количеством моделей — порядка сорока.
Характерной чертой коллекции является спинка, изогнутые линии которой напоминают геральдический щит с изящно-прорисованным орнаментом внутри.
Основные темы вставок — различные растения, вазоны, хотя иногда довольно затруднительно в тех или иных линиях узнать пальму, лотос или цветок. Скорее их можно сравнить с простыми геометрическими фигурами.
В целом, наблюдается некая монотонность в дизайне стульев, если не принимать во внимание такие несущественные различия, как мягкая и твердая сидушка, наличие и отсутствие подлокотников.
Однако, несмотря на это, невозможно оторвать взгляд от них. Стулья «Shield-Back» (Щит) от Джорджа Хепплуайта — это настоящее произведение искусства, икона классицизма, образец элегантности и утонченности.