Рисунки на полях средневековых манускриптов не менее интригующие, чем их текстовое содержание.
Часто переписчики (а потом к ним добавлялись и читатели, особенно из числа школяров) оставляли изображения храбрых рыцарей, побеждающих символических врагов – чёрных кошек, злобных кроликов, свирепых волков, мифических драконов.
В конце XIII в. рисунки на полях северо-французских манускриптов изобилуют странным повторяющимся мотивом – рыцарское копьё, направленное на беззащитную улитку.
В одном из эпизодов короткометражного ролика медиа-портала Vox Almanac редактор Фил Эдвардс приводит любопытную версию учёного историка Лилиан Рэндалл (Lilian Randall).
Исследовательница полагает, что улитки символизируют презрительное отношение европейцев к германскому племени лангобардов, которые сочетали военное дело с ростовщичеством.
Слова «улитка», «слизняк» были обычным оскорблением, а со временем превратились в мемы, отделённые от своего первоначального значения.
Конечно, как и большая часть истории искусства, это всего лишь теория. Но рисунки на полях дают нам некоторое представление о богатой культуре маргинального слоя общества, каковым являлись переписчики.
Вполне жизнеспособным может быть предположение, что таки образом работники пера и чернил пытались отвлечься от рутинного занятия или в форме сатирического гротеска выразить своё отношение к рыцарскому сословию, «оценив высоко» подвиги заносчивых дворян в сверкающих латах.
Историческая загадка ждёт своего решения.
Музей Дизайна приглашает своих посетителей посмотреть увлекательный сюжет.
Напишите в комментариях о своих предположениях.