Французские дизайнеры Ронан и Эрван Буруллек – наиболее активные и востребованные проектировщики XXI века. Их захватывающие работы – сочетание органических форм, инноваций, энергии огромной силы, фантазии и таланта. Созданные ими объекты обладают свойством свободно комбинироваться и приспосабливаться к конкретным потребностям пользователей, например, адаптировать традиционные предметы обстановки для молодых людей, которые часто переезжают с место на место.
Произведения братьев Буруллек отличают романтизм и функциональность, им присущ самобытный стиль, который дизайнер Джаспер Моррисон определили как «вдумчивый и дисциплинированный, одухотворённый поэзией».
Ронан (1971) и Эрван (1976) родились в Кемпере, Бретань, Франция.
Ничего в детстве братьев, которое прошло в тихой сельской местности, не предвещало того, что они когда-нибудь станут дизайнерами. Их дедушка и бабушка работали на земле, а родители были медиками.
После окончания учебы Ронан получил грант французского правительства, который позволил ему производить и выставлять образцы мебели и керамики. Уже на ранней стадии он разработал особый подход к дизайну – чистый, гибкий и лаконичный. В 1997 году им был выпущен комплект из 8 белых полипропиленовых ваз, которые объединяясь с другими, образуют более крупные объекты. «Существует сотни различных способов их объединения», – уверяет Ронан.
Ронан Буруллек. Комбинирующиеся вазы |
Именно на этих принципах был спроектирован кухонный гарнитур: владельцы могли по своему усмотрению добавлять к основной раме выдвижные ящики, столешницы, полки и фурнитуру.
Этот набор мебели попался на глаза Джулио Каппеллини (глава компании Cappellini) на торговой ярмарке в Париже. Он предложил Ронану переработать для своего бренда некоторые образцы мебели, созданные ранее.
Ронану очень был нужен помощник, и он пригласил Эрвана, который окончил школу искусств в Париже, для совместной работы.
Братья начали работать вместе в 1999 году. Их сотрудничество – постоянный диалог, в котором каждый, сохраняя свою индивидуальность, идёт к одной общей цели.
Совместное творчество даёт возможность более тщательно анализировать каждый проект.
Братья утверждают, что их самые успешные разработки получаются после долгих споров, а если сразу возникает согласие, то чаще всего результат выглядит довольно посредственным.
Они считают, что процесс проектирование похож на искусство, потому что талант создаёт произведение, которым люди будут наслаждаться, который будут ценить.
В своей маленькой студии, оборудованной в гараже, братья проектировали светильники и керамические изделия для Каппеллини, несколько ваз для Authentics в Германии, ювелирные украшения для коллекции SMAK.
Студия французских дизайнеров Ронана и Эрвана Буруллек | Подвесной светильник для CAPPELLINI |
Вазы Rutuu | Ваза Honda |
Ювелирные украшения Perles |
Сегодня Ронан и Эрван Буруллек сотрудничают с Vitra, Cappellini, Kvadrat, Kartell, Alessi, Issey Miyake, Magis, Ligne Roset, Habitat и Kréo Gallery.
На их творчество заметное влияние оказали Джаспер Моррисон, Константин Грчик, итальянцы Этторе Соттсас, Андреа Бранци и Гаэтано Пеше. Свой стиль братья определяют как «заведомо очень простой и с элементом юмора».
Братья Буруллек были удостоены звания «Дизайнер года» на Салоне мебели в Париже, 2002, стали победителями многочисленных конкурсов: Гран-При выставки Дизайна в Париже (1998), Первый приз на Биеннале в Сен-Этьене (1998), награда Международной мебельной ярмарки в Нью-Йорке, 1999. В 2003 году были названы журналом Elle Decoration (Япония) дизайнерами года.
Французским дизайнерам были посвящены выставки: «Ronan and Erwan Bouroullec» в Музее дизайна в Лондоне (2002), две индивидуальных выставки в Музее современного искусства в Лос-Анжелесе (2004) ,в Музее Искусств в Роттердаме (2004), «Album» в Музее Дизайна Vitra (2012)б и «Bivouac» в Центре Помпиду Pompidou (2012). Летом 2005 года они принимали коллективное участие в выставке Сеульского Центра искусств в Корее.
Произведения Ронана и Эрвана Буруллек входят в состав постоянных экспозиций музеев Нью-Йорка (Музей современного искусства), Парижа (Центр Жоржа Помпиду), Лондона (Музей Дизайна) и Роттердама (Музей Бенингена).
Братья постоянно участвуют в проведении мастер-классов по дизайну в различных художественных школах и других учебных заведениях.
Ронану и Эрвану повезло в самом начале карьеры: французский дизайн уже был готов к возрождению после некоторого периода безуспешных попыток найти новых отечественных звёзд дизайна, которые могли бы повторить успех Филиппа Старка.
В 2000 году они получили заказ от Issey Miyake по оформлению интерьера магазина в Париже для представления своей новой коллекции A-Poc.
Дизайн интерьера магазина Issey Miyake в Париже для представления коллекции A-Poc (2002) |
На первый взгляд это сооружение выглядело, как гигантская коробка. И только присмотревшись повнимательнее, можно было сообразить, что бело-зелёная металлическая конструкция, установленная в центре выставки Каппеллини на Неделе дизайна в Милане 2000 года, была кроватью, точнее своеобразной спальной кабинкой.
Спальная зона Lit Clos |
Lit Clos – лёгкий и компактный предмет мебели, созданный в студии Сен-Дени Эрваном Буруллеком совместно со старшим братом Ронаном, стал самым обсуждаемым экспонатом сезона.
На приподнятую спальную площадку с помощью стальных опор можно подняться с помощью лесенки. Lit Clos невольно пробуждает детские мечты о домике на дереве или отдыхе на двухъярусной кровати. Это современный и остроумный способ создания спальной зоны в пространстве с компактной открытой планировкой. В ответ на критику Эрван заметил, что Lit Clos – «практический ответ на вопрос о том, как мы и наши друзья хотели бы жить».
Одной из целей при разработке линии мебели Steelwood для Magis было найти доступную альтернативу повсеместно доминирующего пластика. Выбрав дерево, они приступили к поиску возможностей уменьшить сложность сборки и упростить дизайн.
Линия мебели Steelwood для Magis |
Эрван так описывает разработку проекта стула Osso для Mattiazzi:
Стул Osso для Mattiazzi |
Полукресло Spring, разработанное в 2002 году для Cappellini, имеет матовый корпус из нержавеющей стали, покрытие – из плотного полиуретана. Обивка изготовлена из ткани или кожи и окрашена в различные цвета. Сидение снабжено регулируемым подголовником и поворотной подставкой для ног.
Полукресло Spring для Cappellini |
В этом же году Братья Буруллек разработали для Cappellini систему модульных полок Cloud, которая включает различные отсеки круглой формы. Изделие можно использовать с обеих сторон, создавать интересные композиции, экспериментируя с цветами. Детали соединяются легко с помощью клипов.
Система модульных полок Cloud |
В сферу своих интересов братья Буруллек включили архитектурные проекты, например, «Плавающий дом» (2002–2006).
Простые линии конструкции – одновременно прагматичный и поэтический ответ на сооружение в ограниченном бюджете. Алюминиевый каркас обшит деревянными шпалерами, которые делят платформу на несколько отсеков. Большие цветочные горшки на террасах, из которых вьющиеся растения поднимаются по стенами и крыше. Растения являются объединяющим компонентом здания и берегового ландшафта. Из окон открываются живописные пейзажи, а сам дом зеркально отражается в речных водах.
«Плавающий дом» (2002–2006) |
Однажды студию братьев Буруллек посетил президент компании Vitra Рольф Фехльбаум и пригласил двух дизайнеров (Эрвану тогда было 26 лет, а Ронану только исполнился 31 год) переоформить его офис. Братьям была предоставлена полная свобода действий, но и от них ожидалось, что они смогут создать проект достойный разработок Нельсона, Имзов и Читтерио, которые не только создавали новую среду, но и меняли логику работы офиса.
Дизайнеры не поставили в центр разработки критерий эффективности и прибыльности, они не стали терять время на пересмотр и анализ проектов своих коллег-предшественников, и только приняли во внимание собственный опыт и воображение.
Они рассуждали так: близость между коллегами – это важно для коллективной работы. Но, с другой стороны, каждый сотрудник нуждается в спокойной обстановке, чтобы сосредоточиться, сконцентрировать усилия или расслабиться. Среда офиса должна быть максимально приближена к домашней. Дома можно удалиться в отдельную комнату, провести некоторое время в спокойном уголке, а потом вернуться к своим близким. Большая часть семейной жизни происходит в общем пространстве, как правило, на кухне.
И братья задали себе вопросы: «Что делать, если в одном пространстве в среднем пятнадцать человек вместе проводят свой рабочий день? Что значит, на самом деле, жить в офисе? Как можно разработать систему, способную удовлетворить самые различные потребности?
В результате был спроектирован «Joyn» (2004) – свободная платформа без предварительной определённой структуры, где вся активность сосредоточена вокруг белой и однородной поверхности.
Своим проектом «Joyn» братьям Буруллек не только удалось реорганизовать логику пространства, но также революционизировать иерархическую структуру офиса: невозможно определить, что перед вами – стол директора или секретаря. Такой подход может быть применён и в банке, и в дизайнерском бюро. Главное достоинство системы – свобода. Новый тип офиса – это только ландшафт, на котором разворачиваются рабочие события.
Проект организации офисного пространства «Joyn» |
Для дизайна интерьеров была создана модульная система Algues, напоминающая растение или водоросли. Пластиковые элементы, изготовленные методом литья под давлением, могут связываться вместе для формирования различных перегородок – непрозрачных и полупрозрачных. Модули предназначены для архитектуры и декорирования интерьера.
Модульный аксессуар Algues |
Идея «живого офисного ландшафта» легла в основу новой концепции офиса, названной «Net’n’Nest» (2006). Всё функционирование офиса основано на принципах: Офис – место собрания для работы в команде (networking), и место, где сотрудники могут уединиться и сосредоточиться (nesting). Гнездо (nest) включает офисный диван.
|
|
Проект организации офисного пространства «Net’n’Nest» |
Диван «Alcove» (2006) образует изолированную область благодаря высоким боковым и задним сторонам, которые позволяют работать без внешних помех. Два дивана друг против друга образуют уникальное сочетание формальной и неформальной обстановки. Обитые тканью стенки поглощают звук, так что участникам общения не нужно укрываться для конфиденциальной беседы за закрытыми дверями. Диван может функционировать как единое пространство или разбираться по частям, обеспечивая удобства пользователю в зависимости от вида его деятельности в настоящую минуту.
Диван «Alcove» (2006) |
Ронан и Эрван Буруллек разработали многочисленные проекты для растущей коллекции Vitra, включая «Slow» (2007) – большое кресло, удобное низкое, для которого использовали прочную трикотажную ткань, похожую на ту, из которой делают дамские колготки.
Кресло «Slow» (2007) |
Инсталляция Stitch Room (2007) для выставки My Home в Музее Vitra описывается разработчиками как «комната для отдыха». Конструкция состоит из двух отделов, перегороженных полосами из ткани, которые можно соединить вместе с помощью застёжек. «Модульные текстильные стены образуют мобильные временные пространства для релаксации и отдыха, место для размышлений и восстановления сил», – говорится в пресс-релизе устроителей выставки.
Инсталляция Stitch Room (2007) |
В 2007 году изделие «North Tiles» для датского производителя Kvadrat Завоевал премию шведского журнала Forum AID по архитектуре, оформлению интерьеров и промышленному дизайну. Панели из картонных чешуек или из синтетического материала – новый способ организации и зонирования пространства, а также их декорирования. Плитки выполняют и акустическую функцию, так как изготовлены из материала, обладающего звукопоглощающим эффектом.
Панели «North Tiles» |
Кресло «Vegetal» (2008), изготовленное из переплетённых пластиковых веток, выглядит, как живое растение. Удобное сиденье универсально – его можно использовать как для оформления интерьера, так и экстерьера. Прочный пластик Miramid® был использован для изготовления стула по специальной технологии GIT – литьё под давлением. На создание этой модели братьев вдохновила модная тенденция начала ХХ века, существовавшая в США. На рынок изделие было выпущено в 6 различных цветах.
Кресло «Vegetal» (2008) |
Диван Ploum (2011) спроектирован для фирмы Ligne Roset. Дизайнеры говорят. что пытались создать современный и очень удобный диван. Ploum – большая платформа, на которой всё тело отдыхает на мягкой и приятной поверхности. В производстве использована эластичная ткань как дань современности, а её гибкость предоставляет исключительное удобство пользователю.
Диван Ploum (2011) |
Ковёр «Losanges» для Nanimarquina (2011) – результат интереса дизайнеров к ремесленной технике изготовления персидских ковров. Изделие небольшой толщины сделано по шаблону, который включает ромбы (losanges) 13-ти различных цветов, которые соединяясь друг с другом, образуют большой усечённый ромб. Каждый экземпляр, изготовленный вручную мастерами из Северного Пакистана, имеет различия по размеру, что делает его уникальным. Сырьё – шерсть афганского происхождения, обработанная и окрашенная вручную, приобретает каждый раз единственные в своём роде оттенки.
Ковёр «Losanges» для Nanimarquina (2011) |
После этого дизайнеры создали полки-подставки свободной формы «Corniches» (2012).
Полки-подставки «Corniches» |
Между тем идея «живых офисных ландшафтов» продолжала эволюционировать, и в 2012 году в Vitra выпустили новую разработку Буруллек – Workbay. После платформы для открытого общения и диванов для неформальных встреч в офисную среду был введён третий элемент – панели, простые в использовании, прочные, лёгкие и мобильные, подходящие для современных офисов.
Стены изогнутые, прямые или в форме звезды, расположены на двух разных уровнях, позволяют и не загромождать пространство, и защищать рабочее место от помех. Шумоизоляцию обеспечивает алюминиевая конструкция, обтянутая прочной материей, которая обычно применяется в автомобильной промышленности. Спектр тёплых тонов вызывает приятные ощущения домашнего уюта.
Органическая по свой природе система демонстрирует, как именно братья понимают гибкость и модульность микроархитктурной формы: у человека должно быть место, где он сможет, никому не мешая, поговорить по телефону, пообщаться конфиденциально, обдумать важные решения или просто насладиться тишиной.
Проект организации офисного пространства «Workbay» |
Тенденция к созданию персонализированного пространства проявилась в создании коллекции для ванной комнаты Axor. Проект предоставляет достаточно свободы для размещения принадлежностей над кранами, раковиной или вокруг неё в зависимости потребностей, желания и эстетических представлений. В ванной комнате выступы взаимодействуют гармонично, даже находясь на различных уровнях.
|
||
Дизайн ванной комнаты Axor |
Ронан и Эрван Буруллек о современном дизайне |
Ронан и Эрван Буруллек считают, что современное проектирование опирается на два столпа. Один был создан дизайнерами из США, такими как Чарльз и Рей Имзы, они были новаторами в 40-х и 50-х годах, их технологии оказали огромное влияние на развитие искусства проектирования. Другой – составляют ведущие итальянские дизайнеры 70-х и 80-х годов, они создали совершенно новую типологию, приспособленную к современной жизни.
Когда вы решили посвятить себя дизайну?
Ронан: Не знаю точно, но мне всегда нравилось что-то мастерить, но уже в 15 лет твёрдо знал, что это именно то, чем я хочу заниматься. Это странно, потому что мои родители не были поклонниками искусства или дизайна, и не интересовались созданием объектов. Кстати, Эрван и я росли в деревне, где не слишком много возможностей узнать что-либо из этой области. Честно говоря, я никогда не интересовался дизайном как таковым. Точнее сказать, меня всегда вдохновлял мир вещей. С малых лет я любовался красивыми формами и хотел знать, как они создаются.
Представляется, что быть братьями и работать вместе сложно. Должно быть, нелегко приходить к согласию?
Нет ничего проще. Мы не делим проекты. В нашем случае, в работе мы оба принимаем участие. Это обогащает ниши работы, хотя нужно признать, несколько удлиняет процесс. Например, мы разрабатываем визуальный образ, у каждого из нас может быть своё мнение. Могут пройти дни и даже недели споров, доходящих до ссоры, но, в конце концов, мы приходим к общему решению проблемы, с которой столкнулись. Стараемся не быть эгоистами, и это самое сложное. Выслушиваем друг друга, много говорим. Мы оба увлечены работой, поэтому способны идти на компромисс. Вывод: бывает нелегко, но это обогащает опыт.
Способность синтезироваться, композиционная простота. Как вы добились таких чистых линий, которые многие считают революционным вкладом в промышленный дизайн?
Мы не стремимся создавать «скандальные» произведения и относимся с глубоким уважением к окружающей среде, в которую буду вписаны наши проекты так, как будто всегда существовали в данном ландшафте. Наши проекты – результат поиска правильных форм. Каждая деталь тщательно продумывается, при необходимости изменяется и проверяется для достижения общего равновесия. В ходе работы мы часто удаляем с поверхности объекта лишнее, оставляя только самое необходимое.
В вашем дизайне поражает переосмысление форм.
В течение длительного времени мы приближались к манере, отражающей наши творческие принципы. Многие концепции были созданы чисто интуитивно. Такой подход позволил нам рассматривать проблемы под разными углами, что приводит иногда просто к удивительным результатам. Мы пытаемся сохранить свою способность видеть вещи в новом свете, но которые нам близки и понятны и основаны на нашем собственном жизненном опыте.
Существует 4 аспекта, где ваши преимущества бесспорны: 1) определять действующие типологии объектов и переосмысливать их; 2) производить полезные вещи, не нарушающие равновесия окружающей среды; 3) создавать «открытые» продукты, у которых пользователь может изменить характер, придавая им свою индивидуальность; 4) добиться того, чтобы объекты были приспособлены к промышленному производству.
Хороший анализ, но главное заключается не совсем в этом, все зависит от проекта и контекста. Нет единого рецепта ни действий «по умолчанию». Есть важный момент – сотрудничество с производителями. Мы работаем с немногими фирмами и поддерживаем с ними тесные производственные отношения, поскольку знаем, что это отражается на качестве конечного продукта.
Несмотря на то, что ваши творения различаются по своему практическому применению, вы проявили интерес к созданию чисто декоративных аксессуаров.
Да каждый объект функционален, хотя это несущественно. Главное то, что произведение становится частью домашнего пейзажа, вклюбчается в нашу повседневную жизнь и даже становится символом нашего бытия. Это область работы дизайнера.
Диваны Alcove (2006) – не просто предметы мебели, предназначенные для сиденья, они образуют интимное пространство пользователя. Эти изделия перекликаются с вашими более ранними проектами, например, такими, как Lit Clos (2000) или инсталляция Stitch Room (2007) для выставки My Home в Музее Vitra. Ваши решения напоминают детские игры…
Нас очень интересуют возможности с лёгкостью разграничивать пространства, кроме того, некоторые проекты требуют способности к масштабированию. Возможно, это напоминает детские игры. Так же, как ребёнок желает отгородить пространство и построить «домик» в соответствии со своими размерами, мы пытаемся интегрировать в пространство масштабы взрослых людей, привязать конструкцию к месту их обитания. Что касается дивана Alcove, там пространство ограничено в соответствии с масштабом человеческого тела.
Ваши модульные системы (водоросли, облака, веточки и плитки) связаны с дизайном интерьера, создают атмосферу пристутствия на лоне природы. Откуда возник ваш интерес к формированию пространства?
В начале, цель состояла в том, чтобы предложить альтернативу монотомности белых стен. Различные типы модульных систем создают различную атмосферу. Например, Les Tuiles (черепица) создаёт защищённое пространство, приглушая шум от внешней среды. На самом деле, важно не то, что наши предложения являются революционными: перегородки существовали всегда, в различных формах и в различных культурах. Мы просто адаптировали их пользовательским потребностям и возможностям современных технологий производства. В этих системах важно, что их можно свободно использовать по выбору и желанию владельца, который выберет форму и место размещения модуля.
Расскажите об экспозиции в Галерее Kreo. Вы оставили дизайн, чтобы заняться искусством или стремитесь стереть между ними границы?
Галерея Kreo – пространство для экспериментов, в которых мы можем предложить проекты без оглядки на промышленный дизайн, рынок, производство. Здесь мы реализуем, например, новые формы и новые материалы. В результате может появиться необычная инсталляция, но на самом деле мы пытаемся найти будущее применение проекта в промышленности. Галерея Kreo – это как трёхмерный набросок в тетради.
Есть что-то в вашем доме из вещей, вами спроектированных?
Ничего. Когда заканчиваем объект, стараемся забыть о нём, чтобы сконцентрироваться на следующем со свежими силами.