Промышленный дизайнер Робин Дей (1915–2010) и его жена дизайнер тканей Люсьен (1917–2010) после Второй Мировой войны сделали британский дизайн ведущим и определяющим тенденции проектирования во всём мире. Они экспериментировали с новыми материалами (пластик, сталь и формованная фанера) и создавали новые формы мебели и текстиля.
Эту творческую пару часто сравнивали и делают это до сих пор со знаменитым семейным дуэтом Чарльзом и Рей Имз. Однако это не совсем правомерно. Имзы работали как партнёры, как единая команда, тогда как супруги Дей создавали свою продукцию в разных областях, они были самобытны и самодостаточны, поэтому оценивать следует каждого в отдельности. Робин и Люсьен Дей работали рядом, что позволяло им обмениваться мнениями, критиковать друг друга, и в таком диалоге совершенствовать формы и создавать уникальные образы.
Как и многие разработчики послевоенной поры, они оптимистично верили в преобразующую силу современного дизайна, способного сделать мир лучше.
Робин, сын полицейского констебля из Хай-Вайкомба. После учёбы в Техническом институте и в Школе искусств в Хай-Вайкомбе Робин Дей некоторое время работал чертёжником на местной мебельной фабрике, которую оставил, когда выиграл стипендию для обучения в Королевском колледже искусств в Лондоне.
В то время колледж не слишком много мог предложить в плане подготовки по специальности проектирование мебели, и многие вещи Робину пришлось постигать самостоятельно. Он получил диплом дизайнера в 1937 году и был награждён стипендией для продолжения обучения в течение ещё одного года.
Дезире Люсьен Конради выросла Кройдоне, была самым младшим ребёнком семьи преуспевающего страхового брокера, который имел деловые контакты по всей Европе.
Под влиянием матери, привившей ей любовь к искусству, моде и декорированию интерьеров, прошла обучение в Кройдонской школе искусств, а затем в отделении тканей в Лондонском Королевском колледже искусств.
Робин и Люсьен встретились в 1940 году. Она оканчивала курс по изучению оформления тканей, а он уже в 1938 году окончил колледж по специальности проектирования мебели и интерьеров.
Встретившись, они сразу почувствовали друг в друге родственную душу.
Они поженились в 1942 году. Их объединяли взгляды на вещи и принципы. Общая страсть к дизайну легла в основу их профессиональных и личных отношений. Супруги, как взаимные катализаторы, стимулировали друг друга в реализации их амбициозных и оригинальных проектов. В 1948 году Дей открыли собственную дизайнерскую студию.
Получив образование в престижном учебном заведении, Робин и Люсьен Дей в течение последующего десятилетия совершенствовали своё мастерство. Поражает, с каким энтузиазмом и производительностью они работали. Этим объясняется зрелость и завершённость их послевоенных проектов.
Свою цель они видели разработке недорогой добротной мебели и тканей, подходящих для массового производства.
Несмотря на трудности послевоенного времени, задержавшего развитие их профессиональной карьеры, супруги были полны решимости добиться успеха, используя для этого любую возможность проявить себя. Люсьен разрабатывала ткани для одежды, Робин пробовал свои силы в проводимой выставке плаката.
Люсьен Дей демонстрирует ткань со своим рисунком |
Робин Дей. Плакат для авиационной выставки 1946 года |
В 1948 году Робин разделил с Клайвом Латимером первую премию Международного конкурса недорогой мебели, которую организовал Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Робин Дей, Клайв Латимер. Шкаф с гибкой и многофункциональной системой хранения, 1948 |
Шкафы с гибкой и многофункциональной системой хранения были изготовлены из формованной фанеры, имели трубчатые алюминиевые ножки и собирались из секций – радикальное новшество для того времени. Успех Робина привлёк к нему внимание британского производителя Hille, который в тот период времени специализировался на выпуске мебели и был заинтересован в модернизации производства.
Воспользовавшись предложением и предоставленной творческой свободой, Робин спроектировал линию функциональных столов, стульев, секций для хранения вещей и одежды, использовав в работе новейшие технологии по обработке дерева и металла.
В 1950 году Робин совершил переворот в производстве мебели, разработав стул Hillestak из формованной фанеры. Модель была лёгкой, штабелируемой и стоила в то время 66 шиллингов.
Робин Дей. Мебель для Hille & Co | Стул Q Stak для Hille & Co, 1953 | Стул Стул Hillestak для Hille & Co |
Многие его продукты были низкой ценовой категории. В отличие от тяжеловесной, хотя и прочной, довоенной мебели Робин создал конструкции лёгкие, как бы парящие над землёй.
В технике Робина отражены настроения ранней послевоенной эпохи, когда материалы и рабочая сила были в большом дефиците. Привычка дизайнера применять экономичные материалы и минимальное количество компонентов с сохранением высоких эксплуатационных качеств оставалась прочно закрепилась в его продукции.
Первый успех пришёл к ним в 1951 году во время фестиваля в Великобритании, где они в полной мере смогли продемонстрировать свой талант. Люсьен покорила публику абстрактным рисунком обивки для мебели, которую разработал Робин.
Люсьен Дей с тканью для мебели Calyx, 1951 |
Ткань для мебели Calyx по заказу компании Heal, 1951 |
Ткань Calyx в инсталляция жилой комнаты на Триеннале в Милане, 1951 |
Заказ создать мебель для Королевского фестивального зала стало поворотным в карьере Робина. Задача была объёмной и сложной – спроектировать мебель для ресторана и фойе, кресла для актовых залов и оркестра. Каждое изделие имело свои функциональные требования.
Скульптурный указатель, спроектированный Робином Дей, стал визитной карточкой Британского фестиваля, практичным и изящным решением для системы информации на многолюдном мероприятии. Кресло для холла воплощает новую революционную эстетику послевоенного «современного» стиля: встраиваемая обивка, органичное скульптурное сидение и минималистские рамы. Изогнутая спинка из формованной фанеры в виде крыла придаёт конструкции аэродинамические свойства. Стальные стержни ножек настолько узкие, что почти исчезают из поля зрения, кресла словно парят над землёй.
Указатель на Британском фестивале, 1951 |
Кресло для холла на Британском фестивале, 1951 |
Королевский холл на Британском фестивале, 1951 |
Робин Дей разработал остроумный проект двухкомнатной мансарды для садового павильона и модульную мебель для хранения вещей.
Люсьен для этого мероприятия изобрела революционную жаккардовую ткань и обои с абстрактным растительным узором в нейтральных тонах. Сначала заказчики скептически восприняли авангардный дизайн, но ткань моментально получила признание на национальном и международном уровнях. В течение следующих 20 лет она произвела более 70 выдающихся образцов, поразительных по своей изобретательности.
Робин Дей и Люсьен Дей. Модульная мебель, обои и текстиль в столовой Садового павильона на Британском фестивале, 1951 |
Оригинальность ранних работ Люсьен была результатом её огромного увлечения современным искусством, в частности живописи Василия Кандинского, Жоана Миро и Пауля Клее. Она стремилась воплотить в своих работах подобную энергию и жизненную силу, создавая динамичные и радостные композиции.
В середине 50-х Люсьен анализировала состояние современной текстильной продукции для обивки мебели:
1950е и 1960-е годы были временем активной и плодотворной деятельности Люсьен. Она проектировала узоры принтов для тканей, работала на производителей ковров, обоев, полотенец, столового белья. Среди её клиентов были немецкие производители Rasch (обои) and Rosenthal (керамика). Она много проектировала для британских компаний по изготовлению ковров – Tomkinson, Wilton Royal и Steele.
Создание клише для текстильных изделий – трудоёмкий процесс, но проекты Люсьен производили впечатление лёгкости и непосредственности. «Недостаточно правильно выбрать мотив, недостаточно только иметь идеи и уметь рисовать, необходимо умение соединять отдельные элементы в единое целое, чтобы создать картину, живописное полотно». Её структуры, визуально возбуждающие, но не угнетающие, сложны и многослойны, в них искусно сбалансированы напористость и мягкость, они одинаково выразительны при взгляде на них с близкого и далёкого расстояния.
Люсьен смело экспериментировала с текстурными узорами, то смягчая, то увеличивая напряжённость рисунка.
«Я страстная поклонница принтов. Меня захватывает создание нового мира через рисунок и цвет, которые воспроизводятся на ткани, бумаге или предмете декора. Принты повсюду, они украшают наши дома: светильники, диваны, фартуки, шторы, одежду, выступают в качестве иллюстраций книг и журналов». Люсьен Дей
В 1958 году Heal устраивает персональную выставку работ Люсьен, в которую включает не только ткани, но и обои и керамические изделия.
И сегодня оригинальные принты Люсьен выглядят удивительно свежо.
С самого начала своей деятельности Робин стремился к созданию проектов, экономичных и приспособленных для массового производства. Его творческий принцип – «хороший дизайн по доступной цене».
В 1963 году он спроектировал для Hille стул из полипропилена, который был лёгким, прочным, гибким, устойчивым к царапинам, термо- и износостойким. Робин был первым дизайнером, оценившим потенциал нового материала для мебельного производства, и преодолевшим многие технические и конструкторские проблемы, связанные с конечной обработкой изделий.
Благодаря прочности, низкой цене, лёгкости в санитарной обработке, штабелируемости, стулья из инновационного термопластика стали хитом продаж, впоследствии были сделаны его бесчисленные копии. Всего было продано 50 миллионов экземпляров в 40 странах мира.
Стул Polyprop для Hille, 1963 | Классический школьный стул из полипропилена, 1971 |
Стул Polo для Hille, 1975 |
Робин создал целую линию полипропиленовых сидений: в 1967 году – кресло, в 1971 – школьные стулья. В 1975 – стул Polo, пригодный к эксплуатации в интерьерах и экстерьерах. Эта модель по-прежнему востребована, легко узнаваема благодаря отверстиям в поверхности стула, что делает его похожим на асимметричное сито.
Главные свойства продукции Робина – долговечность и комфорт. Он стал пионером эргономики задолго до того, как был изобретён этот термин.
Робин Дей был особенной личностью. Никогда не нанимал помощников для своей работы, не использовал компьютер для проектирования новых моделей. Предпочитал проводить по 16 часов за своей чертёжной доской.
Кресло для Hille Кресло будто само отдыхает на 4-х стальных ножках. Эту большую конструкцию отличает вложенный в неё «здравый смысл», основанный на законах статики, требованиях пользовательского комфорта |
Вплоть до 80-х годов Робин Дей проектировал интерьеры универмагов, театров, торговых центров. Его философия архитектуры была чёткой и постоянной:
Главные даты 1915 – Робин Дей родился в Хай Вайкомбе, Букингемшир 1917 – Дезире Люсьен Конради родилась в местечке Коулсден, Суррей 1934 – Робин изучает дизайн в Королевском колледже искусств по специальности дизайн мебели и интерьеров 1937 – Люсьен изучает дизайн в Королевском колледже искусств по специальности по специальности дизайн тканей, в 1940 встречает Робина на танцевальном вечере в колледже 1942 – Робин и Люсьен поженились и поселились в домике на Маркхэм-сквер, 33 в Челси. Во время войны преподавали в художественной школе в Бекенхеме 1945 – Люсьен разрабатывает ткани для известных компаний Stevenson & Son, Mark & Spencer and Horrockses, материал ля обивки мебели для Cavendish Textiles (John Lewis), Morton Sundour и Edinburgh Weavers. 1946 – Робин преподаёт в архитектурной школе на Риджен-стрит, где знакомится с архитектором Питером Моро. Они совместно создают оформление различных выставок, самой значительной из которых была для Центрального Информационного офиса. Сотрудничество с компаниями ICI and Ekco по организации презентаций продолжалась до начала 60-х годов 1948 – Робин Дей и Клайв Латимер стали победителями в конкурсе на лучший бюджетный проект мебели, который организовывал Музей современного искусства в Нью-Йорке 1949 – компания Hille заказывает Робину проектирование мебели для массового производства. В последующие 44 года дизайнер создал более 150 моделей мебели для дома, офиса и общественных учреждений 1950 – Фабрика Heals заказывает Люсьен дизайн ткани Fluellin. Их совместное сотрудничество продолжалось 25 лет, в течение которых было создано более 70 образцов 1951 – Робин проектирует мебель для Royal Festival Hall и обстановку для двухкомнатного домика и садового павильона для Британского фестиваля. Ткани и обои проектировала Люсьен 1952 – Супруги переехали в квартиру на Чейни Вок, Челси, которую оформили в «современном» стиле. Дизайн интерьера и мебель Робин и Люсьен изготовили сами. Люсьен разрабатывает 6 образцов тканей для фабрики Heals, создаёт модные ткани для обивки мебели, одежды, столового белья, а также керамику для бренда Rosenthal 1957 – Робин проектирует дизайн телевизоров, радио и стерео установок для Pye 1961 – Робин Дей выступает в качестве консультанта для BOAC (государственная авиакомпания Великобритании), разрабатывает интерьер салона для самолёта Super VC10 и обновляет оформление самолёта Boeing 707. 1962 –Робин Дей проектирует мебель и аксессуары для колледжа Churchill в Кембридже. Партнёрская группа John Lewis приглашает Робина Дея в качестве консультанта по разработке нового стиля домов, интерьеров магазинов, супермаркета Waitrose 1963 – Робин проектирует для Hille полипропиленовый стул, который был признан лучшим сиденьем всех времён. 1969 – Робин консультирует Центр искусств Barbican (Лондон), проектирует сиденья для фойе, баров и аудиторий 1971 – Робин проектирует серию E – школьные стулья для Hille 1079 – Люсьен изготавливает более 144 шёлковых мозаичных полотен 1981 – Участие дизайнеров в выставках Hille «75 лет британской мебели», которую затем представляют в музее Виктории и Альберта в Лондоне 1983 – Робин специализируется на разработке сидений для спортивных сооружений, и лондонского метро 1993 – Люсьен Дей организует выставку «Карьера в Дизайне», которая была представлена в Художественной галерее Whitworth, Манчестер 1999 – Habitat переиздаёт полипропиленовый стул в новых цветах и создаёт увеличенную версию пухового одеяла Люсьен со знаменитым узором «Листья черного чая». 2001 – проходит ретроспективная выставка работ Робина и Люсьен Дей «Первопроходцы современного дизайна», которая организована Художественной галереей Barbican в Лондоне 2003 – Робин проектирует скамью Sussex для Magis. Несколько ранних узоров Люсьен оцифровывают в Художественной школе Глазго. 2010 – 30 января умирает Люсьен Дей, 9 ноября умирает Робин Дей. |
Продолжение – «Робин Дей и Люсьен Дей. Часть II: О дизайне, о жизни, о себе»