Как можно видеть из заголовка статьи сайта Музея Дизайна, этажерка сегодня представляет абсолютно прозаическую вещь, знакомую каждому с детства.
Академически она определяется следующим образом: «Лёгкая мебель, состоящая из многоуровневых открытых полок, предназначенных для размещения книг либо мелких аксессуаров».
Слово étagère впервые зафиксировано в XVIII столетии и произошло от французского estage, переводящегося как «этаж здания».
К 1840 году данное направление уже имело собственные каноны и устоявшиеся традиции. Изящные стеллажи покорили гениальностью идеи и исключительной способностью видоизменяться.
Принято считать, что триумфальное шествие этажерок началось во времена царствования Людовика XVI. Тогда мебель изготавливалась из ценных пород дерева, не были исключением и ажурные, как бы совсем невесомые, конструкции.
Вмещая для всеобщего обозрения коллекции великосветской мишуры, интересных экспонатов и прочих милых безделушек, они позволяли донести до гостей вкусы хозяина дома. И заслуженно превратились в неотъемлемую часть аристократического салона той поры.
Позднее в производстве обстановки стали массово применять металлы, в частности, медь и латунь, а иногда и золото с вкраплениями драгоценных камней.
Второй пик популярности пришёлся на викторианскую эпоху и дополнился позолоченными резными фигурками, мраморными плитами и зеркалами, визуально утяжелившими изначально почти воздушную мебель.
В конечном счёте, декоративные излишества и чрезмерная простота постепенно отсеялись. Благодаря удачному сотрудничеству солидной производственной арт-студии Frederick P. Victoria & Son и легендарного американского дизайнера Billy Baldwin (Билли Болдуин), непререкаемого авторитета модернистского стиля, широкой публике был представлен удивительный проект, который перевернул привычные представления о предназначении этажерок.
Системы открытого хранения разрабатывались для знаменитых апартаментов Cole Porter’s Waldorf Towers, ‒ интерьера, ставшего иконой направления и включённого в специализированные курсы лекций для подробного изучения.
Непревзойдённый талант художника и профессиональное мастерство непосредственных исполнителей явили миру культовую работу, получившую название «Porter étagères» и описанную во всех профильных учебниках.
Сияющий медный каркас на фоне безупречных лакированных стен действительно производит незабываемое впечатление.
Классикой стиля можно именовать британский вклад в развитие общей концепции. Передвижной сервировочный стол из палисандра появился во времена английского Регентства (начало XIX века) и выглядит достаточно актуальным до сих пор!
Подводя итог, отметим, что из сугубо утилитарного предмета этажерка эволюционировала в яркий и стильный элемент декора. А вариантам её использования несть числа…