Ни для кого не секрет, что французский стиль прошлых столетий до сих пор дарит идеи и желание творить дизайнерам со всего мира. А как именно все появилось и развивалось?
Классицизм (1640–1710)
За годы правления Людовика XIV страна как усилила свое влияние, так и обогнала Италию в архитектурной и интерьерной моде, став ее законодательницей.
Все, созданное в те времена, легко узнать по их великолепию и роскоши. Может быть, именно это и является причиной того, что «сливки общества» предпочитают стиль Короля-Солнца всем остальным.
Во-ле-Виконт – это имение бывшего финансиста короля, Фуке, которое он потерял вместе со свободой и всем остальным имуществом. И причиной краха является сам замок. Дело в том, когда четырнадцатый из Бурбонов увидел это владение, он так захотел его себе, что бросил владельца в тюрьму, а строение конфисковал.
Версальский дворец был построен теми же рабочими, что возводили Во-ле-Виконт. Перед началом работы королем был отдан приказ, чтобы он обошел в роскоши свой прототип, что и было исполнено.
Андре Шарль Буль – это мастер, который в свое время трудился при дворе Короля-Солнца. Сейчас его знают, как самого известного мастера по дереву, а также основателя стиля «маркетри Буля».
Мебель во французском стиле XVII века:
Подсвечник от Harrison & Gil из дерева и металла.
Вычурное кресло, сделанное дизайнером Francesco Molon.
Фирма Zanaboni изготовила шикарный столик под журналы, с применением дерева и металла, а также с мраморной столешницей.
Рококо и неоклассицизм (1715–1800)
Следующие два Людовика не отстали от своего родителя и тоже преподнесли стране по стилю. 15-ый Бурбонский правитель стал создателем причудливого и задорного рококо, а 16-ый – стильного и спокойного неоклассицизма.
Даже запомнившаяся всем своей капризностью и интересной жизнью, Мария Антуанетта смогла отметиться в становлении дизайна. И несмотря на плохую кончину, о королеве сохранились лишь хорошие воспоминания.
Картина, написанная Мари Элизабет Луизой Виже-Лебрен.
Малый Трианон. Дизайн внутренних помещений сделан в стиле Марии Антуанетты.
9 апреля 1782 года свершилось открытие театра «Одеон», построенного в Париже. Это строение было сделано на основе вилл Палладио и является ярким примером неоклассицизма.
«» — именно такое название дал своим творениям Антуан Ватто, который является тем, кто первым начал рисовать рококо (картина 1717 года «Удовольствия бала»).
В 1750 году была написана картина «Туалет Венеры», автором которой является Франсуа Буше, подопечный мадам Помпадур. Художник прославился своими сельскими и мифологическими изображениями.
Фабрика Taillardat известна тем, что изготавливает мебель похожую на ту, что была при королях Франции конца XVII начала XIX века. Один из примеров их работ – консоль Amélie.
Изделия, копирующие дизайн времен Людовиков:
Деревянное кресло с полосатой обивкой от компании Chelini.
Фабрика Ciulli представляет зеркало с металлической окантовкой.
Royaumont – это стул с каркасом из дерева и текстильной драпировкой.
Ампир (1800–1820)
Правление Наполеона I отметилось в истории не только его агрессивным поведением, проявляющимся в сражениях, но и внедрением империализма в интерьер и строительство. Правильный и яростный ампир был навеян воспоминаниями о цивилизациях древности: Греции, египетских фараонах и Римской империи.
Одним из последователей направления стала серия украшений Joséphine фирмы Chaumet. Платиновая тиара из этой коллекции явно показывает нам то, как это было в начале 19-ого века.
Каррузель – это памятник в виде арки, возведенный в 1809 году, дабы отпраздновать победы наполеоновских войск. Персье и Фонтен – создатели проекта этой постройки, в качестве оформления использовали копию ковриги Константина I и барельефы, изображающие битвы полководца.
У императора-завоевателя было несколько дворцов, где он проживал, но в Компьенском наиболее хорошо сохранились интерьеры того времени.
Одним из предметов мебели 1800-ых годов является кушетка, прародительницей которой являлась красивая светская леди – мадам Рекамье.
Предметы сделанные на подобии тех, что были во времена Наполеона:
Изящная фарфоровая ваза Prestige от компании Wedgwood.
Мануфактура Zanaboni изготовила столик, который можно поставить около дивана. Для ножек использовались дерево и металл, а столешница выполнена из мрамора.
Еще одно совмещение древесины с железом продемонстрировала фабрика Francesco Molon, сделав интересного вида пуф.
Кресло с изящным строгим орнаментом на корпусе и материале.
Вторая империя (1850–1870)
В отличие от своего дяди Наполеон III, по совместительству последний из французских королей, декорированием почти не занимался, что восполнял своим увлечением архитектурой.
Во время его правления в строительный дизайн внедрилось такое направление, как плюрализм. Самое интересное, что в политике оно монархом совершенно не признавалось.
Результатом этого времени стали поражающая своей пышностью Опера и Северный вокзал, при возведении которого активно применялись металлические изделия замысловатого вида.
Главным архитектором гранд-оперы был Шарль Гарнье. Именно он, в 1861-ом году, представлял план строения императрице Евгении. Во время обсуждения деталей правительница захотела узнать, в каком виде будет возводиться здание, на что мастер дал весьма оригинальный ответ: «Это стиль Наполеона III!». Свои двери театр открыл в 1875 году, когда третьего из династии Бонапартов уже свергли с престола.
Но даже после низложения имя первого правителя Второй империи не кануло в Лету. Как и имя его жены, которое было увековечено благодаря тому, что она в свое время подарила его курорту Эжени-ле-Бэн и вилле в Биаррице.
С помощью барона Османа в середине XIX века произошла перестройка Парижа, что вызвало волну негодования у тех, кто жил в этот период, зато последующие поколения за это лишь благодарили.
Направление плюрализма – изделия известных фабрик:
Ар-нуво (1890–1910)
Конец 19 века обозначился тем, что по европейской части света прошел бум, в итоге чего и появилось направление ар-нуво, бывшее протестом воссозданию стилистик прошлых лет. В 1900 году на Всемирной выставке, проходившей в столице Франции, произошло официальное принятие «нового искусства».
Эйфелева башня стала одним из наиболее значимых изделий, представленных общественности в 89 году XIX века. Вокруг нее ходило много слухов и споров, что сделало ее наиболее скандальным строением в истории.
У постройки нет плавных изгибов и линий, но это и неважно. Всем своим видом она отражает появление нового течения в архитектуре, основа которого – это желание применять все достижения прогресса, к примеру, металлоконструкции.
Новый стиль затронул и другие отрасли, типа изделий ремесленников. Подтверждением этому стала ваза Daum, изготовленная в 1897 году.
Каждый, кто хоть раз бывал в Париже, видел там металлические сооружения, служащие входом в местный метрополитен. Автором этой идеи является Эктор Гимар.
В честь проведения экспозиции 1900 года, студенты учебного заведения Нанси (компания людей, творивших только в стиле ар-нуво) сделали оформление в заведении Maxim’s.
Еще одно сооружение того времени – творение Эктора Гримара и Анри Соважа, вилла Мажорель. Свое имя она получила благодаря известному мастеру по дереву, в честь которого ее и назвали.
Современные работы в стиле конца XIX века:
Ар-деко (1920–1940)
В 20-х годах прошлого столетия цветочные темы и округлые изгибы сменились строгими и геометрически правильными фигурами ар-деко, что более соответствовало тому периоду появления механических изобретений. И в этом Франция снова оказалась впереди остальных стран.
Творение 1931 года – лайнер «Нормандия», стал наилучшим представителем нового направления.
Рене Лалик – это мастер, который прославился своими предметами из стекла. Что самое важное, его творения делают и в наше время. Примером тому служит работа компании Lalique – ваза Tourbillons, оригинал которой появился в 1926 году.
Бренд Van Cleef & Arpels тоже не отставал от моды, и в 1926 году создал серьги, инкрустированные драгоценными камнями.
Одним из лотов, представленных на аукционе Christie’s, стал рекламный плакат, нарисованный Пьером Феликсом Фикс-Массо в 1929-ом.
Фабрика Hermès воспроизвела одно из изделий дизайнера Жан-Мишеля Франка – оригинальную тумбочку из светлого дерева.
Несмотря на то что ширма Brick была выставлена в галерее мастера Эйлин Грей еще в 1922 году, в продаже она появилась совсем недавно, благодаря мебельной фабрике ClassiCon, которая взялась за ее создание.
Другие детали меблировки от известных производителей:
Giorgio Collection представила вниманию строгий сервант из дерева, с железными ручками.
Nina Campbell сделала стильное кресло Brewster, в котором темная древесина удачно сочетается с белой кожей обивки.
Модернизм (1920–1960)
Своеобразным развитием направления ар-деко стал модерн, хотя у них и есть небольшое пересечение во времени. Несмотря на сходство со своим предшественником этот стиль отличается функциональностью, простым видом и применением новейших материалов вместо редких пород дерева и бронзы.
Ле Корбюзье – это мастер, который считается тем, кто создал модернизм, а также он является одним из наиболее знаменитых дизайнеров XX века.
Классическое строение жилого дома 1958 года в Берлине.
Созданное в 28 году прошлого века кресло LC2 в наше время делается мануфактурой Cassina. Фирма предлагает различные цвета этого предмета, но оригинальное изделие было черным.
Картина «Женщина в кресле», написанная Пикассо в 1937 году и другие его творения, а также работы Жоржа Брака внесли свой вклад во внедрение стиля в другие сферы деятельности.
Школьная парта, сделанная в 50-ом году Жаном Пруве, известного своими изделиями архитектуры и дизайна.
В 27-ом году XX столетия в Париже появилась улица, названная в честь Робера Малле-Стивенса. Ее проектом занимался один из знаменитых модернистов того времени.
Современные изделия:
Прованс (1C90-е)
Переоткрыв эту область территории в стране вина и сыра в период окончания перестройки, русские путешественники вознамерились перенести ее на родную землю.
Как оказалось, обстановка в спокойных тонах, с мебелью сельского стиля смотрится также хорошо на российских дачах, как и во Франции. Таким образом, наши интерьеры обзавелись цветами, которые ассоциируются с местностью Прованса. К ним относятся – лавандовый, желто-зеленый, охряный, морской и голубой.
Один из жителей южного региона имеет большую популярность – это Винсент Ван Гог. Пусть ему и не удалось испытать счастье, за то время пока он там жил, но его творения этого не отражают.
Предметы, актуальных форм, весьма уместны в деревенском дизайне, главное, чтобы были использованы природные материалы и естественные оттенки.
Если появилось желание использовать это направление декора на земле, где оно появилось, то вам просто необходимо прочитать издание Питера Мейла.
Прованские кухни довольно просторны, комфортны, заполнены различной посудой из глины и меди, а также наполнены всевозможными баночками для хранения круп и специй.
Сельский дизайн вещей:
>
Богемный шик (2000-е)
Если смотреть на современные оформления французами своих помещений можно заметить – им очень нравится богемная стилистика, и не важно, что ее невозможно найти ни в одном справочнике по дизайну.
Да и не удивительно, что они импонируют именно этому направлению. Той легкости, с которой они совмещают, казалось бы, несовместимое, еще учиться надо.
Самое важное – это перестать бояться переборщить и тогда можно спокойно соединять в интерьере дорогие и дешевые вещи, высокое искусство и смешные фигурки, антиквариат и современность.
Типичный представитель богемного шика – это городская квартира с лепными украшениями на стенах, в которой разместили колеттовский шезлонг, ковер из каталога Nilufar и дополнили все это картинами и этническими сувенирами.
Mama Shelter – это отель, чьим оформлением занимался Филипп Старк. Заведение можно отнести к тому поколению гостиниц, где беспорядочности гораздо больше, чем шика.
Оригинальные предметы меблировки, совмещающие классические формы и скульптурные изгибы, стали одним из творений двух дизайнеров Элизабет Гаруст и Маттиа Бонетти.
Семейная пара Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн, прославились тем, что создавали свои изделия с намеком на скульптурное искусство. Одним из направлений их деятельности стала мебель в виде животных, к примеру, стол-носорог.
Такие вещи не могут не относиться к богемному шику, поэтому являются центральным предметом любителей этого стиля. Естественно, если у них хватит на них денег.
Одним из постоянных развлечений населения Франции считается блошиный рынок. Помимо веселья это место также предполагает присутствие спортивного напряжения и азарта.
Одной из вершин, к которым стремятся поклонники богемистого направления, считается магазин Merci. В нем смешиваются не только различные стили, но еще и эпохи.
Творения популярных компаний:
Совместная работа мастера Винченцо Де Котиис и фирмы Ceccotti – торшер After Glow, форма которого напоминает лупу.
Металлическое изделие компании Tolix – стул А.
Роскошный темно-фиолетовый диван Chevigny, стал тем предметом, который представила миру мануфактура Taillardat.
Итальянская мебельная фабрика Savio Firmino, создала оригинальный стол, с ножкой в виде скопления веток, которые поддерживают стеклянную столешницу.