Jasper Morrison. Джаспер Моррисон. Промышленный дизайнер. Портрет Мастера

Известный дизайнер Джаспер Моррисон родился в 1959 году в Лондоне. Получил профессиональное образование, обучаясь в Кингстонской политехнической школе дизайна и Королевском колледже искусств. Является основателем дизайн-студии Office for design, которая начала свою деятельность в 1986 году. Сотрудничает с главными дизайнерскими марками, такими как Alessi, Magis, Flos, Cappellini, Vitra. Его постоянные партнёры – производители эектроники Canon и Sony. Является организатором нескольких знаковых выставок по теме промышленного дизайна, и автором двух монографий: «A World without Words» и «Everything but the Walls».


Дизайнер Джаспер Моррисон

Уважаемые посетители страниц Музея Дизайна, бытует мнение, что дизайнера видно издалека, потому что внешне они пестры, как фазаны. В отличие от них скромно одетый Моррисон незаметен, и больше напоминает пенсионера-дачника, который спешит на электричку с рассадой капусты. Мэтр предпочитает джинсы, ковбойки, удобные кеды, немодные очки в роговой оправе. Его облик напоминает незадачливого Шурика из комедии Л. Гайдая. Художник считает, что дизайнеру совершенно незачем выделяться броской одеждой, облачаясь в розовые костюмы, а стоит оставаться собой и работать в полную силу.

Разноцветные стуля Basel
Стул Basel для бренда Vitra был создан в 2008 году

Моррисон совершенно искренне не соглашается со своим статусом публичной фигуры и крайне замкнут. Он неохотой идёт на контакт с прессой, терпеть не может интервью, а если и соглашается ответить на несколько вопросов, то его ответы ограничиваются короткими, будто клещами вытянутыми ответами – Да. Нет. Не кажется. Возможно.

Интерьер галереи Tate Modern

Моррисон предпочитает видеть среди своих заказчиков особенных людей, которые с пониманием относятся к его нелюдимости и застенчивой гордости. Его клиенты – такие привычны к смелым экспериментам производители мебели, как Vitra и Cappellini, и уважающие его манеру архитекторы, вроде де Мерона и Герцога – для них дизайнер оформлял интерьер новой галереи Tate Modern, проектируя свет и мебель.

Простые и пропорциональные часы r.5.5
Часы r.5.5, спроектированные Моррисоном для швейцарской марки Rado, сделаны с совершенной простотой и пропорциональностью

 

Лаконичный светильник Glo-Ball
Лаконичный светильник Glo-Ball, выполненный для Flos в 1999 году.

 

Лёгкие и комфортные кеды
Лёгкие и комфортные кеды для Camper, 2011 год.

Моррисон любит проектировать вещи – предметы быта, кухонную утварь, светильники и мобильные телефоны, при этом стараясь довести предмет до совершенства. Добиться этого, по мнению дизайнера, можно лишь тогда, когда предмет не выдуман, а продуман, ведь улучшать уже сделанное гораздо правильнее, чем раз за разом изобретать велосипед. Результатом становится, например, дверная ручка, удостоенная германской государственной премии в области дизайна, или суперколлекция столовых приборов Рerspective для Alessi, созданная в 2004 году.

Вилка, нож и ложка

Многие считают, что Моррисон разбрасывается, но он всего лишь разнообразен, так как верит в дизайн как в систему, и не собирается стричь купоны с одного облюбованного направления – будь то автомобили, часы или интерьеры.

Симпатичные светильники Porcini Family
Симпатичные светильники Porcini Family для Asano, напоминают грядку с шампиньонами

Так, для Моррисона напрочь закрыта тема дизайна в автомобилестроения, который в настоящее время стал искусственным и подверженным моде, кидающимся от винтажа к футуризму. Сам мэтр водит старый американский автокар, а идеал машины для него классическая модель BMW – 635-ямодель из 1970-х годов.

Минималистические журнальные столики «Париж, Рим, Лондон»
Минималистические журнальные столики «Париж, Рим, Лондон», разработанные для марки Marsotto Edizioni, 2010 год

Свою мастерскую дизайнер открыл в Лондоне через год после успешного окончания престижного Королевского колледжа искусств. С тех пор Моррисон – один из самых востребованных профессионалов, не изменивших за всё это время идеалам классического дизайна. Ведь это не навешивание лишнего, а сведение к остро необходимому, чтобы было ни прибавить, ни убавить.

Нескучная система хранения Plan
Нескучная система хранения Plan. Выполнена для Cappellini в 1999 году

Во время учёбы в институте Моррисон был поклонником творчества классиков модернизма – Ле Корбюзье, Эйлин Грей, Жана Пруве. Но в дальнейшем он проникся опытом группы «Мемфис», которая вернула дизайну юмор и яркий цвет. С тех пор он почувствовал себя полностью свободным как от правил, так и от исключений.

Оригинальный стул-кресло Monopod
Оригинальный стул-кресло Monopod специально для Vitra, 2008 год

В своих личных вкусах и пристрастиях он не стесняется своей вызывающей старомодности. Будучи франкофилом, что не в чести в туманном Альбионе, он всей душой любит Париж, хорошее южное вино и кулинарному минимализму предпочитает еду французских бабушек – по старинке, с жирным соусом, ведь по-настоящему вкусно только вредное.

«Философский» штопор из нержавеющей стали
«Философский» штопор из нержавеющей стали Socrates. Спроектирован для Alessi, 1998 год

Моррисон как-то признался, что во время просмотра фильмов его больше занимают декорации и места съёмки, чем действие – так работа дизайнера изменила его сознание и восприятие. Любимым фильмом он называет фантастическую картину «Время развлечений» Ж. Тати, главный персонаж которой – месье Юло – путешествует по футуристической столице Франции 1970-х годов, то и дело попадая в сложные ситуации из-за передовой дизайнерской мысли тех времён.

Кадр из фильма «Время развлечений»
Кадр из любимого фильма дизайнера «Время развлечений», 1967 год

Одно из убеждений Моррисона в том, что задача художника – приводить окружающий мир в порядок, а не захламлять его авангардистским дизайном. Он называет это визуальным шумом и плохо воспитанными вещами, которые скачут, громко кричат и ссорятся, как дети варваров. В появлении таких предметов он обвиняет своих коллег, предпочитающих тянуться за модой и занимающихся саморекламой. Их творения берут в плен наше внимание и восприятие, и искусство дизайна становится бессмысленным состязанием – кто сделает вещь почуднее.

Сдержанная система хранения Simplon
Сдержанная система хранения Simplon для бренда Cappellini, 2003 год

Моррисон иногда вспоминает, как однажды он бродил по огромному номеру известного и дорогого гранд-отеля, натыкался на массивную антикварную мебель, путался в тяжелых шторах и при этом чувствовал себя не в своей тарелке. Ощущения дизайнера в представлениях нормального пространства созвучны «модулору» – минимальному объёму, необходимому человеку, согласно знаменитой концепции Ле Корбюзье. Именитый дизайнер в своё время выслушал немало критики в свой адрес от тех, кто желал бы пожить попросторнее и пороскошнее. Но когда к этому пространственному аскетизму приходишь не вынужденно от бедности, а сознательно от богатства – это уже совсем другое дело.

Диван Deluxe, повторяющий изгибы тела
Диван Deluxe, повторяющий изгибы тела. Cappellini, 1991 год

У Моррисона и японца Наото Фукасавы есть примечательный проект – передвижная выставка «Super Normal», которая представляет пятьдесят два самых обыденных шедевра дизайна, собранные в 2006 году. Наряду с авторскими дизайнерскими предметами здесь присутствуют и анонимные – открывалка, тапочки, пепельница из кафе, ведерко для мусора, кофеварка Bialetti и оригинальная лампа на рычаге.

Удобные в быту стулья Pipe
Удобные в быту стулья Pipe. Разработаны для Magis, 2008 год

На примере этих предметов, которые мэтр считает совершенными, он показывает, что задача дизайнера непроста, но она может быть решена элементарными художественными средствами. Можно сказать, что посредством этой выставки, Моррисон даёт самое развёрнутое своё интервью, ведь вещи могут разговаривать с каждым – без слов.

Разделитель для папок
Разделитель для папок по заказу Magis, 1998 год