Всем известно, что скандинавский дизайн функционален, прост и экологичен. Всегда актуальный, он и в настоящее время не утратил своей популярности. Представляем вниманию читателей Музея Дизайна интервью с несколькими начинающими, но уже известными дизайнерами, которые переняли эстафету у Алвара Аалто, Арне Якобсена и многих других именитых авторов уходящего времени.
1. Норвежский дизайнер Андреас Энгесвик
Первое, что хочется сказать об этом творческом человеке, что он уже не так уж юн. Родился будущий мастер в 1970 году, а узнали о нём совсем недавно. И всё потому, что он просто обожает учиться.
У парня на сегодняшний день два профессиональных образования. Он окончил Бергенский университет, кафедру истории искусств, а также Национальный колледж искусств и дизайна в Дублине. В настоящее время Андреас сам преподаёт в Стокгольме, обучая своих студентов ремёслам и художественному конструированию.
Университетские занятия уже давно в прошлом, но это совсем не значит, что ему не хочется повышать своё мастерство. «Дизайн – это направление, в котором учёба не может закончиться. Я почти каждый день познаю много нового, и границы моего сознания непрерывно расширяются», — прокомментировал Андреас.
Когда молодому человеку исполнилось 30 лет, он решил, что нужно делать новые шаги в своей карьере, и вместе со своими друзьями открыл компанию Norway Says. Но это дело не принесло автору известности.
Студия работала с несколькими крупными мировыми брендами, такими как Muuto, ClassiCon, Kvadrat, получила много почётных премий, но её основатели не смогли раскрыться полностью. Спустя 10 лет было принято решение закрыть фирму.
Два приятеля Андреаса из Norway Says и сегодня работают в тандеме. Он же в 2009 году открыл своё проектное бюро и смог заявить о себе на весь мир. Не прекращая сотрудничать со знаменитыми скандинавскими брендами, ему удалось существенно расширить географию своих заказов.
Часто в качестве его партнёра выступает ещё одна восходящая звезда норвежского дизайна – Даниэль Рибаккен. Они работают в области освещения – это любимое направление почти каждого северного творца. Совсем недавно художник спроектировал удивительной красоты осветительный прибор по заказу французской марки Ligne Roset и итальянской Fontana Arte.
Если в ком-то из «товарищей по станку» и можно сомневаться, то вот в Андреасе – ни в коем случае, ведь он дизайнер до мозга костей. Натуральные материалы, яркие оттенки, лаконичные формы и удобство – как говорится, всё соблюдено и соответствует скандинавскому стилю. Норвежец точно знает, что такое Скандинавия, какой её любят, и всё делает для того, чтобы его шедевры были современными, красивыми и качественными.
2. Шведская студия дизайна Note
В студии Note трудятся пять молодых творческих личностей: Кристиано Пигаццини, Алексис Холмквист, Йоханнес Карлстрём, Кристоффер Фагерстрём и Сусанна Волин.
Они начали совместную работу в 2008 году, открыли архитектурное бюро и по сей день работают в этой области. А вот в мире они прославились благодаря дизайну предметов. Первый громкий успех к ним пришёл в 2011 году, когда была выпущена коллекция Marginal Notes.
«Мы собрали все наши эскизы и создали прототипы, — рассказывает Кристиано. – В то время мы не могли подумать, что кто-то захочет выпустить на рынок эти вещи. Нам просто хотелось изготовить что-то особенное, то, что нравится лично нам». Но компания-производитель нашлась довольно быстро, и, как оказалось в итоге, не только создателям этой серии нравятся подобные экспонаты.
Все авторские работы студии отличаются яркими красками и игровыми элементами. «Каждый из нас просто обожает модернизм, многофункциональность и натуральность скандинавского стиля, но это ещё не самое главное. Мы пытаемся создать модели со своими характерными чертами», — объяснил свои устремления Алексис Холмквист.
Но сочные оттенки не являются характерной чертой для минималистского дизайна Скандинавии, да и Note можно назвать шведской фирмой только из-за её расположения на карте. Сами дизайнеры с этим полностью согласны.
«Мы дизайнеры Скандинавии, так как творим в Швеции. Почти все мы учились и выросли здесь. Но мы не останавливаемся только на этом, нам хочется быть ближе к глобальному контексту», — рассказывает Йоханнес Карлстрём.
На сегодняшний день Note работает со многими известными компаниями, среди которых есть такие знаменитые мировые бренды: Zero, Nola, Karl Andersson & Söner, Abici Italia, Seletti, La Chance.
Когда дизайнеров спросили, почему они выбрали именно такое название, они ответили, что в переводе это слово означает «замечать», а они очень хотят, чтобы их творчество было замечено. И как показывает практика, это им удалось — популярность ребят растёт.
3. Томас Бентсен, Дания
Следующий автор, который заслуживает внимания читателей Музея Дизайна – яркая личность из Дании Томас Бентсен. В возрасте 44 лет он удивил мир своими выдающимися способностями. Художник прекрасно владеет карандашом и компьютерными программами. Но как оказалось, у него ещё и просто золотые руки.
С детства Томасу нравилась мебель из натурального дерева в стиле минимализма, которую он видел в доме бабушки и дедушки. Именно поэтому после школы он пошёл обучаться столярному ремеслу.
После того как он освоил искусство создания предметов мебели, он поступил в дизайнерскую школу в Дании. За время пятилетнего обучения главным своим наставником, обучившим его всем тонкостям, он считает Луизу Кемпбелл. После учёбы именно в её студии он стал создавать свои шедевры.
«Я поступил на работу в её компанию на должность младшего дизайнера, и это была удача. Работа со знаменитым и успешным мастером сулила небывалый рост, — вспоминает Томас. – Луиза научила меня правильно общаться с клиентами, отстаивать право созданной вещи на жизнь и творить предметы, за которые не стыдно».
Свою же компанию Томас открыл в 2010 году, после того, как около 5 лет отработал под руководством Луизы. «Благодаря тому, что я обучался в своё время столярному делу, моим любимым материалом стало дерево, — признаётся дизайнер. – Но Кемпбелл научила меня любить и другие не менее интересные материалы. Сказал бы мне кто-то 10 лет назад, что буду заниматься созданием мягких подушек и их декором, я бы никогда не поверил».
«Я думал, что крутые творцы за подобную чепуху никогда не возьмутся, но юные годы прошли — я стал взрослее, с опытом пришла творческая зрелость, и я понял: серых неинтересных материалов нет.
Часто бывает, что с первого взгляда незначительные вещи требуют максимального внимания. Например, над чашкой для Royal Copenhagen я трудился более двух лет», — делится с нами Томас.
В настоящее время он работает сразу над несколькими проектами – это набор ваз, заказанный компанией Muuto, и ряд предметов, о которых мастер пока не хочет говорить.
Все работы этого талантливого специалиста отличаются сдержанностью, которая так свойственна стилю Скандинавии. Но сам мастер не причисляет себя к конкретным течениям. «Я не хочу думать о стилях, — рассказывает Томас.
– Но если вы обратите внимание на мои творения со стороны пристрастий скандинавов, то заметите, что я вкладываю в них не только свою душу, но и капельку северной поэзии, поэтому я, безусловно, характерный представитель скандинавского дизайна».