Томас Алонсо, который считает себя дизайнером-космополитом, родился в Виго (Галисия, Испания) в 1974 году. В 19 лет уехал из родного города в США, где изучал промышленный дизайн и одновременно работал на итальянское предприятие по выпуску автомобильных дисков.
Много путешествовал, жил то в Европе – в Италии, Германии, Бельгии, то в Австралии, пока, наконец, не остановил свой выбор на столице Великобритании, чтобы продолжить своё образование в Королевской Школе искусств, которую и закончил в 2006 году со степенью магистра. После целого десятилетия обучения и профессиональной практики выработал чёткий и прагматичный взгляд на жизнь, который впоследствии воплотился в элегантных и поэтических объектах.
Кумиры Алонсо в дизайне – Кастильоне, супруги Имз, Пруве, Коломбо, в архитектуре – Хосе Антонио Кодерч.
В настоящее время работает в составе дизайнерской студии Okay, в которой 7 дизайнеров 7 различных национальностей участвуют в создании совместных проектов, организации выставок и презентаций, но каждый из них сохраняет креативную независимость и право на собственную творческую манеру. Будущие компаньоны познакомились во время учёбы. Разносторонние интересы и качество работ привели к тому, что многочисленные специализированные издания такие, как Wallpaper и World (журналы, в которых публикуются статьи о дизайне, архитектуре, интерьерах, моде, туризме) отводят на своих страницах значительное место для освещения новинок популярной дизайнерской группы. Наградами отмечены разработки студии на Миланской ярмарке и в Неделе Дизайна в Токио.
Томас Алонсо, наряду со своей профессиональной деятельностью в студии, сотрудничает также с архитектором Найджелом Коатесом, специализирующимся на разработке мебели, производимой в Италии.
Почерк Томаса Алонсо человечный и очень простой. Его «технику», отличают функциональность и романтизм. Лаконичные эстетические качества объектов раскрывают выразительные возможности каждого конкретного материала, который является также главным источником его вдохновения в создании универсальной и эмоционально-волнующей продукции.
Использование минимального количества материала и понимание взаимодействия с окружающими объектами – один из исходных моментов начала работы. В его руках материал превращается в детали, которые трансформируются в предмет обстановки. Например, часть одного из них – контейнер с выдвижными и вращающимися ящиками, а вторая составляющая – стол.
Алонсо – представитель так называемого «медленного» дизайна (аналогия с полезностью медленного поглощения пищи), в котором главное не количество, а качество продуктов, ориентированных на длительный срок службы. Движение профессионалов возникло как реакция на массовое производство безликой мебели. Метод характеризуется бережным отношением к природе, что проявляется в использовании для разработок сырья вторичной переработки.
Дерево и металл – основные материалы, с которыми работает Томас Алонсо. В оформлении интерьера магазина сети Camper дизайнер соединил лакированную сталь и дуб
Стул из коллекции V&A. Выполнен из изогнутой стальной трубы и основания из ясеня.
Рабочий стол OFFSET. Разработка с аксессуарами, которые можно комбинировать по своему вкусу и потребностям, сделана для Maxdesign.
Стол с дополнительной функцией – углублением для яблока. Изделие, почти бесплотное, конструкция позволяет варьировать высоту столешницы.
Простой деревянный ящик – одно из наиболее простых функциональных решений для хранения вещей. Сняв 3 из 6 боковин, оставил все 8 углов, тем самым автор сократил вдвое количество материала с сохранением максимальных вместительных свойств.
Среди последних разработок Томаса Алонсо – лампы Mr. Light и стул № 7 (облако), с которыми он выиграл итальянский конкурс Promosedia.
Знаменитый торговый бренд по производству обуви Camper известен тем, что для оформления интерьеров приглашает дизайнеров мирового уровня, давая им при этом карт-бланш и получая взамен неповторимый облик очередного торгового представительства. Томасу Алонсо было доверено несколько заказов на создание интерьеров магазинов, в том числе в престижном и харизматичном районе Лондона – Ковент Гардене.
Для отделки стен дизайнер воспользовался традиционной керамической плиткой 10Х10, что придало облику магазина некоторую винтажность, навеянную впечатлением от старой станции лондонского метро. Некоторые участки плиточного покрытия окрашены для создания графических акцентов, разрушающих строгость белизны.
Перила лестниц, которые смотрятся как элементы мебели-ящика, изготовлены из гнутых труб, покрытым слоем лака вызывающего цвета, ярко контрастирующего с белым фоном.
Особо выделяются большой деревянный стол и подходящие к нему по виду стулья и скамейки, которые занимают центральное пространство магазина. Несколько огромных белых керамических ламп (также разработка Алонсо) заливают светом выставленные образцы мебели.
Из мыслей вслух
О себе: «Я состою больше из прямых, чем кривых линий, но с неожиданными углами. Я весь из квадратов, хотя и нестандартных. Ищу вещи, которые имеют цельность и внутренний смысл, и эта рассудочность часто проистекает из абсурда».
Девиз Томаса Алонсо: «Главное то, что видят глаза».
О совершенном дизайне: «Если объект выполняет действие, которое должен выполнять, делает это хорошо и в то же время красиво, – это означает, что его дизайн превосходен».
Самая большая страсть дизайнера – сокращать: «максимально сокращать линии, количество материала, компонентов, визуального пространства, которое занимает объект и шаги, которые приводят именно к этому результату». Может, поэтому большинство изготовленных им предметов мебели больше похожи на лаконичные детские рисунки.
Желаемое и действительное: «Уметь заниматься в жизни тем, что больше всего тебе нравится, – это здорово! Иногда, несмотря на то, что пытаюсь сделать что-то другое, мои вещи выходят немного игривыми».
Из интервью
– Какими тремя словами можешь описать свою работу? – Простая, цельная и добросовестная.
– Что тебя вдохновляет? – Люди, некоторые ситуации, день за днём.
– О каком проекте ты мечтаешь? – Спроектировать собственный дом.
– Кем из коллег восхищаешься? – Константином Грчиком, братьями-дизайнерами Ронаном и Эрваном Бурулеки и Джаспером Моррисоном, они уже достаточно иконографичны, но также мне очень нравится то, что делает Стефан Дьес и студия Normal из Франции.
– Ты родился в Виго (Понтеведра), но уже 15 лет не живёшь на родине. По каким вещам больше всего скучаешь? – По еде, прежде всего, по морепродуктам – мидиям, морским гребешкам… В Лондоне тысяча мест, где можно хорошо поесть, если не особенно хочешь самолично заниматься готовкой. Но вот галисийских блюд здесь не отыщешь.
– Что ты получил от США? – Если ты хочешь делать что-то стоящее, ты можешь реализовать это там. Это страна, где социальная иерархия не так весома, как в Испании и вообще в Европе. Там ценят тебя за то, что ты знаешь и умеешь делать, а не за возраст или какое место ты занимаешь на социальной лестнице. Звучит немного пафосно, но думаю, что в определении «страна, где сбываются мечты» есть доля истины. Разумеется, там есть многое, что мне не нравится и с чем я не согласен, поэтому никогда не собирался остаться в Штатх на постоянное жительство, хотя и прожил там почти 8 лет.
– А твой австралийский опыт? – В Австралии я пробыл только полтора года, но мне там всё ужасно понравилось. Потрясающая страна, где живётся очень хорошо, где народ симпатичный и открытый. Только представь: континент размером с Северную Америку или даже больше, а населения меньше, чем в половине Испании. Высокий уровень жизни, мало стрессов, огромное количество ресурсов и роскошный климат… Там я научился работать по собственному усмотрению и распорядку. После многолетней работы в США в качестве руководителя дизайнерского отдела одной итальянской компании по выпуску колесных дисков из алюминия высокого класса, я решил, что пришло время открыть собственную студию. Мой рабочий ритм полностью изменился.
– Может ли что-то вдохновить тебя в Лондоне? – О, множество вещей. Это такой большой и космополитный город, что почти всё, что ты видишь вокруг, может стать источником вдохновения. Большая часть моего творческого процесса как дизайнера основывается на изучении поведенческой стороны людей и отношений, которые у них складываются с материальными объектами. Лондон – идеальное место для наблюдения за этими вещами. Кроме того, это город, в котором находит поддержку креативная индустрия. Здесь много хороших дизайнерских школ, думаю, что именно это притягивает сюда столько дизайнеров со всего мира. Еще один хороший пример – коллектив, членом которого я являюсь (студия OKAY). Сейчас нас 7 человек, мы вместе учились в Королевском колледже искусств, и все мы из разных стран. Думаю, многообразие делает Лондон таким привлекательным для творческой молодёжи.
– Откуда ты черпаешь энергию, просыпаясь по утрам? – Я так наслаждаюсь тем, чем я занимаюсь, что мне не трудно отыскать подходящий мотив для начала рабочего дня. Всю свою жизнь я хотел иметь собственную дизайнерскую студию и предпринял немало усилий, чтобы этого достичь. Это превратилось в стиль жизни, работа и страсть существуют практически нераздельно. В последнее время у меня столько работы, что единственная проблема – это достаточно высыпаться.
– Чему ты научился в Королевском колледже искусств? – ККИ – идеальное место для тех, кто хочет развивать и исследовать творческий процесс. Прежде всего, для тех, кто хочет создать собственную студию. Это центр, где людей учат находить свои методы и определять своё место. Всё устроено так, что каждый работает по своему усмотрению, но в то же время совместно над каждым учебным предметом. Ты изо дня в день много времени проводишь со своими однокурсниками и узнаёшь от них даже больше, чем из учебников. А у таких преподавателей, как Рон Арад, Том Диксон, Роберто Фео или Амртино Гампер ещё многому стоит поучиться.
– У кого бы ты хотел взять интервью? О чём бы ты спросил? – Я был бы счастлив взять интервью у Джо Коломбо, считаю его выдающейся личностью. Я бы спросил его о том, что он думает о мире (таком, каким он есть сейчас, и таком, каким бы Коломбо хотел его видеть).