Mathias Bengtsson. Матиас Бенгтссон. Промышленный дизайнер. Виртуальные семена датского искусства проектирования

Матиас Бенгтссон – современный датский дизайнер

Матиас Бенгтссон, дизайнер датского происхождения, экспериментирует с промышленными материалами и технологиями по их обработке, синтезирует мебель из авторского набора компонентов – искусства скульптуры, дизайна, ручного труда и инновации.


В результате рождаются уникальные изделия из дерева, металла и акрила. Новые коллекции создаются из волокнистого углеводорода, материала, применяемого в авиакосмической или автомобильной промышленности.

Матиас Бенгтссон родился в 1971 году в Копенгагене, изучал мебельный дизайн в Датской школе дизайна. С 1992 по 1993 год Бенгтссон проходил курс в колледже Арт-Центр в Швейцарии, затем вернулся в Копенгаген, где с четырьмя другими выпускниками создал дизайн-коллектив, названный «Паникой», с целью дать возможность заявить о себе молодым дизайнерам Дании.

Матиас Бенгтссон. Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995) Матиас Бенгтссон. Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995) Матиас Бенгтссон. Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995)
Матиас Бенгтссон. Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995) Матиас Бенгтссон. Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995) Матиас Бенгтссон. Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995)
Матиас Бенгтссон.
Первые опыты в мебельном дизайне (1994–1995)

Бенгтссон переехал в Лондон, чтобы продолжить образование в Королевском колледже искусств. После его окончания в 1999 году, вместе со своим однокашником Сэмом Бакстоном открыл студию, которые партнёры рассматривали как дизайнерскую лабораторию. Сегодня резиденции Матиаса Бенгтссона базируются в Лондоне и Стокгольме.

К 40 годам дизайнер добился международного признания. Известность к нему пришла ещё в студенческие годы, когда он продемонстрировал стулья Slice на выставке дизайна в Милане в 1998 году. Ранние работы сейчас экспонируются в музеях на всех континентах. В настоящее время Бенгтссон сотрудничает с четырьмя крупными аукционами домов и мебели по обе стороны Атлантики.

Матиас Бенгтссон. Стул Cellular в экспозиции музея VA (Виктории и Альберта), Лондон
Стул Cellular
в экспозиции музея VA (Виктории и Альберта), Лондон
Матиас Бенгтссон. Шезлонг SPUN на аукционе PHILLIPS DE PURY, Нью-Йорк, 2004
Шезлонг SPUN
на аукционе PHILLIPS DE PURY, Нью-Йорк, 2004
Матиас Бенгтссон. Диван Slice в Галерее Марии Веттерген, Париж, 2012
Диван Slice
в Галерее Марии Веттерген,
Париж, 2012
Матиас Бенгтссон. Стул GROWTH в Международном салоне Мебели на Неделе Дизайна, Милан, 2013
Стул GROWTH
в экспозиции Международнго салона мебели
на Неделе Дизайна, Милан, 2013

Матиас Бенгтссон всегда говорил о себе как дизайнере, но его произведения ближе к искусству, чем к традиционному промышленному дизайну.

Работая с различными промышленными материалами, Бенгтссон развивает скульптурные, технические и философские процессы трёхмерного проектирования. Палитра материалов Бенгтссона охватывает огромное разнообразие промышленных материалов – от алюминия до картона, акрила и волокнистого углеводорода.

Дизайнер разрабатывает кресла, шезлонги, скамьи, обеденные столы, ювелирные украшения, но традиционные формы приспосабливает к новым областям применения.

Матиас Бенгтссон. Ювелирные украшения из золота и серебра Матиас Бенгтссон. Ювелирные украшения из золота и серебра Матиас Бенгтссон. Ювелирные украшения из золота и серебра
Матиас Бенгтссон. Ювелирные украшения из золота и серебра Матиас Бенгтссон. Ювелирные украшения из золота и серебра Матиас Бенгтссон. Ювелирные украшения из золота и серебра
Матиас Бенгтссон.
Ювелирные украшения из золота и серебра

Под влиянием традиций на творчество Матиаса Бенгтссона подразумевается, что в основе лежат принципы датского и органического дизайна. Новые технологии – цифровые и аналоговые позволяют дизайнеру решить проблему связи между создаваемым объектом, его окружением и комфортом пользователя уже на другом уровне.

«Проблема функциональности, обеспечивающей оптимальный комфорт и удобство, уже давно решена – изучение эргономики было завершено в 1960-х годах», – утверждает Бенгтссон. «Моя мебель – это пробуждение чувств: в этом заключается её функция».

Бенгтссон создаёт такие органические формы, которые, возможно, не существуют в природе. Он видит свою миссию в проведении исследований и экспериментов для получения результатов, которые найдут широкое применение в будущих проектах. По Бенгтссону, логика не в том, что форма следует функции, или функция идёт за формой, а создание форм, выходящих за рамки существующих творческих границ.

Дизайнер начинает с того, что он называет «обещанием технологии», в результате которой появятся объекты, отличающие от всех, существовавших ранее. По словам одного критика, Бенгтссон «заново определяет границы проектирования».

Вначале создаётся скульптурный проект изделия, затем используется техника лазерной резки с последующей ручной обработкой.

«Я всегда начинаю работу с ручкой, бумагой или кистью: рисование обеспечивает кратчайшее расстояние между идеей, существующей в вашем воображении, и возможной реальной формой. Проблема состоит в том, как «перевести» аналоговые идеи в цифровые данные, и, наоборот, как приспособить цифровой дизайн к ручным способам обработки».

Задумав самые первые эскизы стула Slice, дизайнер вначале создал восковую модель, которую вырезал ножом буквально по кусочкам. Каждый срез был отсканирован, перерисован и отредактирован в цифровом формате. На поздней стадии для контроля точности резки подключался компьютер, после чего стул конструировался вручную.

Матиас Бенгтссон. Алюминиевый стул Slice, 2000 Матиас Бенгтссон. Алюминиевый стул Slice, 2000 Матиас Бенгтссон. Алюминиевый стул Slice, 2000
Матиас Бенгтссон.
Алюминиевый стул Slice, 2000

Алюминиевый стул Slice сделан из тонких пластин. Сначала дизайнер создал модель из глины, потом делал срезы для сканирования. С помощью лазерной резки были созданы заготовки для последующей ручной сборки и полирования. Эта модель воспроизведена в алюминии, картоне, дереве и полистироле высокой плотности.

Дизайнер выбрал алюминий из-за его отражающих качеств. Каждый из 125 слоёв, произведенных с помощью лазерной резки, натирается воском и полируется вручную. Толщина в 3 мм обеспечивает структурную целостность и достаточное светоотражение краёв поверхности, что усиливает мерцающий эффект.

Разработанный шаблон подходит как для воплощения заготовки в различных материалах, например, в фанере.

Матиас Бенгтссон. Стул Slice Chaise Amber, 2002 Матиас Бенгтссон. Стул Slice Chaise Amber, 2002 Матиас Бенгтссон. Стул Slice Chaise Amber, 2002
Матиас Бенгтссон.
Стул Slice Chaise Amber, 2002

Модель Slice Chaise Amber и её модификации были разработаны в виде сплошных плавных линий, имели высокую спинку и подставку для ног. Изготовлены из 99 отдельных частей из алюминия и акрила различных цветов.

Матиас Бенгтссон. Модульная алюминиевая мебель MAC, 2004 Матиас Бенгтссон. Модульная алюминиевая мебель MAC, 2004 Матиас Бенгтссон. Модульная алюминиевая мебель MAC, 2004
Матиас Бенгтссон.
Модульная алюминиевая мебель MAC, 2004

Каждый элемент MAC – прессованный кусочек алюминия толщиной 2 мм. На концах каждой секции размещены крючки, с помощью которых можно перенастраивать её положение по желанию пользователя. Модульные блоки мягко перетекают друг в друга, образуя эргономичные объёмы.

Матиас Бенгтссон. Стул Spun, 2007 Матиас Бенгтссон. Стул Spun, 2007 Матиас Бенгтссон. Стул Spun, 2007
Матиас Бенгтссон.
Стул Spun, 2007

Стул Spun, 2007 изготовлен из волокон углерода, переплетённых как бы в произвольном порядке. Это позволяет производить модель в различных вариациях, которые Матиас Бенгтссон называет естественными геометрическими формами.

После завершения процесса переплетения и сборки, стул подвергается термической обработке в печи для упрочения волокна. В разработке сложные кривые программируются на компьютере. Модульная система состоит из шести отдельных частей, которые при соединении образуют идеальный круг или другие конфигурации.

Бенгтссону, разработавшему эту модель, удалось сломать различия между материалом и структурой: здесь они идентичны. Также растворены различия между структурой и рисунком. Процесс намотки волокон заимствован из технологии создания топливных баков для ракет. Углеродное волокно обладает поразительной силой, а стройные слои сетки – гибкостью.

Cтулья из углеродного волокна – самые лёгкие из когда-либо сделанных. Они полые, стройные, созданы из сплетённых полосок, при минимальном количестве материалы способны надёжно выдерживать вес человека любой комплекции.

Стул задуман как единая форма, состоящая из дуги (спинка и подножка), направленной вверх, чтобы обеспечивать удобство ногам и корпусу. По признанию автора, сидя на стуле испытываешь такое сильное аэродинамическое чувство, как в самолёте или гоночном автомобиле Формулы 1.

Матиас Бенгтссон. Стул Cellular, 2011 Матиас Бенгтссон. Стул Cellular, 2011 Матиас Бенгтссон. Стул Cellular, 2011
Матиас Бенгтссон.
Стул Cellular, 2011

Стул Cellular – результат дизайнерского эксперимента. Матиас Бенгтссон сочетает новую технологию, используемую в медицине, лёгкий материал (эпоксидная смола), чтобы создать привычный предмет обстановки с помощью уникальной методики, пригодной для быстрого производства.

Стул строится по тому же принципу, что и костная ткань – клеточная структура хорошо вентилируется, обладает высокой прочностью под воздействием большой нагрузки, лёгким весом и высоким уровнем комфорта.

Матиас Бенгтссон. Стул Growth, 2012 Матиас Бенгтссон. Стул Growth, 2012
Матиас Бенгтссон.
Стул Growth, 2012

Стул Growth изготовлен из литой бронзы. Аморфный трон производит впечатление расплавленной лавы и излучает царственное величие совершенной природы. Это сиденье достойно короля леса. Автор называет своё творение «цифровым семенем», которое растёт в виртуальном мире под контролем специально разработанной компьютерной программы.

Процесс изготовления имитирует некоторые правила и методы живой природы. Параметры изделия были заложены в программу, но форма не была определена заранее, а возникла как результат естественного роста.

Матиас Бенгтссон. Бумажный стул Матиас Бенгтссон. Бумажный стул Матиас Бенгтссон. Бумажный стул
Матиас Бенгтссон.
Бумажный стул

Бумажный стул. Матиасу Бенгтссону удалось создать удивительный образец мебели путём укладки более 2000 слоёв макулатуры в различные профили, а затем скрепить их плотно под действием давления, тепла и клея.

В результате получился трёхмерный объект, украшенный графическими чёрно-белыми узорами. Уникальность стула в том, что он сделан вручную из переработанной бумаги, но дизайн разработан с помощью компьютерной программы. Модель выпущена ограниченным тиражом.

«Я стремлюсь направить свои мысли в новых направлениях и разрушить границы, возведённые между дизайном, искусством и технологией, комбинируя нетрадиционные инструменты для создания моих работ. Меня в настоящее время вдохновляют новые технологии и тенденции их развития… Я пытаюсь создать искусственную вселенную, где мы сможем выращивать вещи, как живые в природе”.

Матиас Бенгтссон

Произведения Бенгтссона – артефакты, созданные с помощью машины и человеческих рук. Необычные методы Бенгтссона, основанные на совмещения ремесла и трёхмерного дизайна, создают неожиданные образы – очертания гор и впадин, человеческих фигур, панорамного земного и космического пейзажа.

Бенгтссон ищет новые области применения своему таланту и предлагает инновационные решения старых проблем в такой области, как мостостроение. Например, соединить два острова с помощью волокнистого углеводорода.

Из интервью:

Матиас Бенгтссон – современный датский дизайнер

Когда вы впервые заинтересовались дизайном?

Думаю, что всегда им интересовался, рисуя, разбирая и собирая различные вещи. Просто я не знал, как называется этот вид деятельности. Кто-то сказал мне однажды, что я мог бы стать дизайнером автомобилей. Я чувствовал, что готов этим заниматься всю свою жизнь.

Как полученное дизайнерское образование повлияло на вашу работу?

Оно меня подтолкнуло и научило, как мне подталкивать самого себя.

Как бы вы описали свой подход к дизайну?

Я пытался выработать свой подход к дизайну и сформулировать собственное представление о том, что такое дизайн, или как сделать его более занимательным. Мой главный интерес заключается в создании новых изделий из отработанного материала или старых вещей, моё хобби – коллекционировать знания, в основном о технологиях.

Кто и что вдохновляет вас на работу? Вы черпаете вдохновение в работах своих коллег из прошлого или настоящего, или в произведениях из других областей?

В наше время меня всё вдохновляет, особенно техника и её эволюция, технологии будут доминировать в нашей жизни и в близком, и в далёком будущем.

Вы можете описать, как создавали серию новой мебели, как вы смогли использовать одну и ту же технологию для различных материалов?

Мне хотелось изменить подход к дизайну. И для этого мне пришлось осваивать компьютер, чтобы реализовать идею быстрого протипирования. Суть метода связана с использованием слоёв, вырезанных из листового материала.

Сложные фигуры создаются с помощью лазера, управляемого компьютером. Затем полученные слои собираются вручную в трёхмерном формате. Без компьютеризированного процесса производства невозможно создавать мебель любых форм и уровней сложности.

Как вы обнаружили технологию создания изделий из волокнистого углеводорода, и почему вы решили применить её в мебельном производстве?

С этой технологией я познакомился ещё во время учёбы в Дании. Тогда я делал попытки работать с волокнистым углеводородом, но они не были успешны. Технология применялась NASA и Boeing для быстрого и дешёвого производства простых предметов.

Большинство изделий «авторского дизайна», созданных вручную, стоят очень дорого, но этот процесс применим для массового производства образцов, которые будут реализовываться по более низкой цене. Меня в технологии привлекает то, что можно получить максимальную прочность от минимального количества материала.

Что вы считаете главным препятствием для вашего развития как дизайнера?

Деньги. Идеи стоят дёшево, а получить деньги на реализацию проекта трудно, использовать собственные средства не всегда возможно. Ещё одна проблема состоит в необходимости изменения представлений о дизайне о том, каким он должен быть.

Сложность в том, что мы живём в условиях консервативной культуры, когда в дизайнерские проекты не вкладываются личность и амбиции создателя. Но дизайн даёт множество возможностей для самореализации и создания действительно грандиозного произведения.

Что вы предполагает разрабатывать в ближайшем будущем? Какие новые области собираетесь исследовать?

Я бы хотел разработать несколько проектов для массового производства, куда бы я вложил весь опыт, полученный в экспериментах. Мне бы хотелось создавать действительно интересные вещи и разрабатывать новые подходы к проектированию.