Лоренцо Дамиани минимизирует затраты, изгибая мрамор

Лоренцо Дамиани на своей скамейке Benna в галерее Erastudio

Интервью с дизайнером Лоренцо Дамиани, который делает мрамор гибким, создаёт произведения искусства из камней и преодолевает пределы возможного при работе с металлом. И всё это — не для реакции зрителя, а ради надёжности и устойчивости.


Лоренцо Дамиани может быть назван одним из достойных наследников итальянских мастеров дизайна из 1960-х. Он единственный из своего поколения, кто был свободно допущен на Fondazione Achille Castiglione с индивидуальной выставкой в 2012.

И это неудивительно: мало кто из его современников способен так гармонично сочетать контрастирующие между собой элементы.

Лоренцо Дамиани: уличная скамейка Benna

Одно из главных умений, которым он овладел в совершенстве — комбинировать материалы, представляя, что их качества изменились на противоположные, и создавая тем самым парадоксальное сочетание, производящее сюрреалистическое впечатление.

В руках Лоренцо мрамор кажется гибким, а металл преодолевает пределы возможного, подобно мосту, подвешенному в пустоте. И это не призвано удивить и шокировать кого-либо.

Самое главное в его работе — это устойчивость и надёжность формы предметов, а наилучшим достижением станет минимизация затрат сил и отходов при производстве.

Ваза из коллекции Boboli от Лоренцо Дамиани

Знания, приобретённые в ходе длительных исследований, позволили найти наиболее эффективный метод работы, исключающий лишние усилия и затраты энергии. Начав двигаться в каком-либо направлении, Дамиани всегда доходит до пределов возможностей предмета или материала.

Его последняя коллекция в металле и мраморе объединена мотивом постоянства.

Лоренцо Дамиани: элемент скамейки Benna

Одни из его последних работ — это две скамейки. Одна из них, под названием Aerea, была спроектирована для Da a и является продуктом тяжёлой промышленности (в ней используется механический компонент для воздушной платформы — отсюда и её название). Она выполнена из металла, свёрнутого в виде восьмиугольника.

Изнутри она поддерживается невидимыми опорами, позволяющими сохранить элегантный внешний вид. В результате она практически подвешена в воздухе, что придаёт ей неповторимое ощущение лёгкости, несмотря на тяжеловесность конструкции (или даже из-за этого необычного контраста).

Лоренцо Дамиани: конструкция  металлической скамейки

Другая скамейка, Benna, также сконструирована на основе сложных промышленных технологий. При её создании использовалось лекало, обычно применяющееся на производстве ковшей для сельского хозяйства.

Одна из необычных деталей её дизайна — это две не соприкасающихся между собой части, соединённые с третьей посредством хитрых изгибов. Её основа — это лист металла, произведённый максимально простым способом. Ещё одна важная деталь — несколько скамеек можно соединить между собой при помощи несложной системы креплений.

Эта гибкость конфигурации позволила скамейке занять почетное место символа XXI Триеннале — в ограниченном выпуске, красного цвета и с логотипом института.

Лоренцо Дамиани: вид скамейки снизу

Вторым главным мотивом последних работ Дамиани стало использование мрамора, основанное на простом соображении:

Мрамор, как и другие природные материалы, — объясняет дизайнер, — это исчерпаемый ресурс, который, возможно, вскоре будет недоступен. Но его можно использовать рациональнее, например, более тонкими пластами.

Исходя из этого, было создано несколько моделей, основанных на экономии. Первая из них, производства Luce di Carrara — это коллекция Monolithos, раковина и ванна из цельных блоков мрамора, сначала распиленных алмазной проволокой, а затем отшлифованных.

Из материала, вырезанного при формировании ванны, изготовляются раковины или столешницы — это практически безотходное производство. В отличие от создания скульптур, в данном случае используются продуманные шаги, призванные сохранить максимально возможное количество мрамора.

Ванна из мрамора от Лоренцо Дамиани

Темой проекта Marmo Leggero для компании Pusterla Marmo было уменьшение толщины. Дамиани объясняет это так:

Столы, стулья и скамейки бросают вызов традиционному взгляду на благородный старинный материал, никогда ещё не использовавшийся таким образом: благодаря использованию современных технологий мы можем не шлифовать мрамор, а просто изгибать тонкие пластины, что позволяет эффективно его сохранять.

Близка к этой тематике и коллекция ваз Boboli, основанная на минимизации отходов. Она создана из мрамора Carrara, склеенного и затем обработанного резаками.

Отдельные камни, словно удерживаемые вместе с помощью магии, весьма необычно смотрятся — и пустота здесь является важным компонентом. Они словно висят в воздухе, производя сильное впечатление на зрителей и отражая идею дизайнера: “подарить уже использованным предметам новую жизнь”.

Лоренцо Дамиани: скамейка из тёмного мрамора

Кроме того, Дамиани входит в группу “Doppia firma”, связывающую художников и дизайнеров. Вместе с экспертом по кулинарии он собирается создать многофункциональную сковороду, сочетающую в себе старинные методы приготовления здоровой пищи и современные возможности для хранения и сервировки еды.