Что оставила нам в наследство Древняя Греция? Греки «подарили» нам науку, предложили ордерные формы и композиции в архитектуре, которые широко использовались в различных архитектурных направлениях последующих эпох, стали родоначальниками театра, создали большую часть литературных жанров, явились источником гуманистической системы ценностей…
Вот малая часть того, что лежит в основе всей мировой культуры. Но сегодня не об этом, вернее сказать, об этом — о достижениях античного мира, но в другой сфере — мебель и предметы обихода.
Итак, разрешите представить, древнегреческий стул «клисмос» — невероятное сочетание простоты, изысканности, плавности линий и комфорта, что стало классикой и легло в основу последующих стилевых форм.
Название происходит от греческого слова «klino», что в дословном переводе означает «сгибаться, нагибаться, опускать плечи» и даже «идти в постель».
И, действительно, изящно изогнутые ножки и спинка стула позволяют максимально расслабиться и принять удобную позу. Появление первого кресла «клисмос» относят к пятому веку до нашей эры.
В основном, он предназначался для женщин, так как мужчины обычно полулежали не только во время бесед с гостями или чтения, но и во время трапезы. К сожалению, древнегреческий предмет мебели не дошел до нашего времени.
Мы можем судить о нем всего лишь по произведениям античной живописи, изображениям на вазах или барельефах. По форме он напоминает современный стул.
Однако есть ряд особенностей, которые отличают и выделяют его среди прочих: поперечная планка изогнутой формы, выгнутая спинка и саблевидные ножки, которые сужались к концам.
Предположительно, их изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Клисмосы использовались повсеместно в течение долгого времени, а потом они исчезли, а секрет изготовления был потерян.
И только много веков спустя, с появлением великолепного и зрелищного стиля ампир в интерьере кресла, стулья и оттоманки подобной формы снова научились делать. В современном мире идея возрождения и усовершенствования стула «клисмос» принадлежит известному дизайнеру T.H. Robsjohn-Gibbings.
Он еще раз доказал, что идеальный баланс симметрии и пропорции, предложенный некогда древними греками, остается вне времени и моды.