Сэм Бакстон – современный британский промышленный дизайнер, в творчестве которого доминируют эксперименты с новейшими материалами и технологиями – от его чрезвычайно популярной серии MIKRO (миниатюрная разворачивающаяся скульптура) до интерактивных интеллектуальных поверхностей привычных предметов. Ему удаётся увидеть потенциал в том, на что другие не обращают внимания или воспринимают как должное.
Сфера интересов дизайнера – создание саморазвивающихся объектов, способных показать информацию, отреагировать на действия пользователя. Он исследует тонкости взаимоотношения человеческого тела с окружающей средой. В его работах стирается грань между искусством, наукой и дизайном. Сложный синтез позволил Бакстону разработать уникальный набор личных проектов, в большинстве которых он использовал самые передовые материалы и технологии.
Работы Сэма Бакстона можно встретить в коллекциях Института искусств в Чикаго, Художественном музее в Монреале, благотворительного скульптурного фонда Cass в Гудвуде (Западный Сассекс, Великобритания) и многих частных коллекциях.
Сэм Бакстон родился в Лондоне в 1972 году, изучал проектирование мебели в Миддлсекском университете, прежде чем поступить в 1997 году в Королевский колледж искусств.
С момента окончания колледжа в 1999 году Сэм Бакстон спроектировал несколько изделий разной степени сложности. Некоторое время работал в совместной студии «Лаборатория дизайна» с датским проектировщиком Матиасом Бенгтссоном. Сейчас Бакстон работает самостоятельно.
Бакстон сотрудничает с известными брендами Kenzo, Habitat и Eurolounge.
В 2004 году был одним из 4-х дизайнеров, отобранных для голосования в номинации «Дизайнер года». Дэвид Аджайе, один из членов жюри, назвал Сэма Бакстона «дизайнером-изыскателем» и отметил, что работы этого автора находятся в совершенно другой категории, чем все остальные, представленные на конкурс.
Визитные карточки из стали MikroMan, 2001 |
Когда Сэму Бакстону понадобилась визитная карточка, он решил не использовать «скучные картонки с напечатанным текстом, а разработать то, что будет отражать характер его деятельности.
Дизайнер позаимствовал технологию химической обработки металла в электронной промышленности и в результате создал тоненькие пластинки из нержавеющей стали, которые разворачивались в трёхмерную конструкцию, в которой толщина пластинок 0,15 мм, а высота человечка от 95 до 35 мм, домика – от 85 до 325 мм.
Бакстон назвал проект Mikro. В нём замечательно то, что пользователь получает полный набор пластин с различными деталями (например, океанская рыба, дно, скелеты, затонувшие отходы), а также подробные инструкции по созданию скульптур.
При сборке следует соблюдать осторожность, так как плоские стальные детали очень хрупкие. Человечек, похожий на робота и названный Mikro Man, входит в состав каждой скульптурной сцены. Проект имеет вид несколько холодный, но очень современный.
В 2001 году визитки были продемонстрированы на выставке в музее дизайна в Лондоне, после чего были запущены в массовое производство как серия Микро-человечков.
Стул X-Ray, 2001 |
В рамках исследования отношений между дизайнерским произведением и его пользователем Сэм Бакстон спроектировал стул X-Ray. |
Стол SIOS, 2002–2003 |
Стол SIOS часть коллекции «умных» объектов, в которых активированная поверхность представлена в виде 3D-структуры. В этом экспериментальном проекте дизайнер исследует интеллектуальный потенциал объекта ежедневного использования. |
Проект MikroWorld, 2003–2004 |
После успешной серии с Mikro-объектами, трансформирующихся из плоскости в трёхмерную фигуру, Сэм Бакстон продолжил тему Mikro, но уже с изображением интерьеров в микро домах и микро кубах. Внимание к мельчайшим деталям делает чудесными эти коллекционные вещицы.
Mikro дом – это полностью современный «живой автомат», который включает работы самого Бакстона, образцы классического дизайна, какие-то следы человеческого присутствия. Чем дольше вы всматриваетесь, тем больше видите.
Серия MikroWorld включает пышные сады, сцены рабочих мест и даже путешествие на Луну.
Простые линии, образующие анимированную раскладную конструкцию, появились из тщательно проработанных чертежей.
С продукцией и ценами на каждое изделие можно познакомиться на сайте, посвящённому проекту и официальной веб-страничке дизайнера: https://mikromart.com/ и https://www.sambuxton.com/
Микро коллекция была создана специально как произведение искусства, в котором стёрты границы между скульптурой и промышленным производством.
Изделия доступны для всех желающих заняться творчеством и по своему вкусу завершить композицию.
Павильон с экспонатами из коллекции MikroWorld | Публикации в прессе о коллекции MikroWorld в Музее Дизайна, Лондон, 2004 |
Микро дом из коллекции MikroWorld | Коллекция MikroWorld |
Сад из коллекции MikroWorld | Столовая из коллекции MikroWorld |
Автомобильная вешалка для одежды, 2005 |
Сэм Бакстон разработал вешалку для одежды |
Визуализация временных изменений |
В настольных часах Word Clock и наручных часах Wristwatch (2005) использованы электролюминесцентные технологии для изготовления панели дисплея и запрограммированный микро чип, который позволяющет визуально демонстрировать изменение времени.
Настольные часы Word Clock, 2005 | Наручные часы Wristwatch, 2005 |
Кресло Clone Chaise, 2005–2007 |
Этот анатомический световой шезлонг реагирует на присутствие пользователя – начинает светиться, когда кто-то находится поблизости. Индивидуальный интерактивный объект включается в среду обитания со своим биением сердца и дыханием через лёгкие. Модель входит в постоянную экспозицию Художественного музея в Монреале.
Кресло Clone Chaise, 2005–2007 |
«Электрический стул» (Electric Chair), 2007 |
Экспонат был создан для выставки в Китае в 2007 году Корпус изготовлен из прозрачного акрила, Параметры: 700х900х500 мм. |
«Приглашение», 2007 |
«Приглашение» разработано для мероприятия В изготовлении применены технологии лазерной резки |
Вязанный интерьер бара Bordello, 2008 |
Заказ на оформление бара Bordello в районе Лондона Сохо поступил от собственника заведения Янга Джей Сонга. Проект интерьера разрабатывался совместно с дизайнером текстиля Эмили Хиллер. В нём заложена идея создания среди с единой структурой.
Конструкции Бакстона проходят через бар, две комнаты, прихожую и лестницу. Стены помещений покрыты красной занавесью-сеткой, связанной вручную. Предметы обстановки и освещения объединены так, что создаётся ощущение интерьера, состоящего из одной поверхности. На создание занавеси пошло 2,5 км шнуров из ткани.
Стены бара и главного зала украшены скульптурными инсталляциями. В одном из помещений ткань крепится на проволоке для создания извилистых, причудливых складок. Металлические конструкции, использованные в зоне бара, отражают бутылки со спиртными напитками и создают образуют удобный туннель для сервировки подносов.
Инсталляции |
Инсталляция «Наступление сумерек» (Falling of the Dusk), 2008.
Электронный дисплей, нержавеющая сталь, акрил, античный стул
Инсталляция «Я никогда не испытываю дискомфорта» (I never experience discomfort), 2008. Нержавеющая сталь, стекло. Размеры 1400 x 480x 3780 мм |
|
Инсталляция Roden, 2010. Сталь, латунь, магниты, ЖК-дисплеи. Находится в частной коллекции |
Инсталляция Participant, 2010. Электроника, акрил, сталь, видео |
Проект «Вдох, Выдох» (Inhale, Exhale), 2010 |
Проект Inhale, Exhale (2010) представляет собой множество лестниц, сгруппированных в блок высотой приблизительно 152 см и шириной 107 см. Материал – нержавеющая сталь и стекло.
Как и большинство работ Бакстона изделие Inhale, Exhale предполагает метафорическое повествование о повседневной жизни.
Сопоставив знакомое и незнакомое, Бакстон привлекает зрителей к построению их собственных взаимоотношений с пространством и объектами.
Проект Inhale, Exhale (2010) |
Из интервью |
Когда вы впервые заинтересовались дизайном?
Наверное, начал задумываться серьёзно тогда, когда прошёл курс дизайна продуктов и мебели. До этого момента моими главными творческими интересами были искусство и архитектура, на самом деле они по-прежнему остаются важными для меня, наряду с наукой и астрономией. Дизайн заключает широкий спектр интересных составляющих.
Какое влияние оказало на вас специальное образование?
Я долгое время сомневался в том, что является моим призванием – искусство или дизайн. Но потом я понял, что не должен выбирать, мне интересно и то, и другое. Мне нравится идея неоднозначности. Прежде чем я поступил в Королевский колледж искусств, я на год ушёл от проектирования. Два года учебы в колледже оказали на меня большое влияние. Я научился быть самым строгим своим критиком. Когда я покинул стены учебного заведения, я почувствовал, что настоящее обучение ещё впереди.
Какие из ваших ранних проектов были наиболее значимыми и позволили укрепить вашу репутацию как дизайнера?
Репутация предполагает не только интересный проект, но и продвижение его через выставки и средства массовой информации, работа ничего не стоит, если она не взаимодействует с людьми. Моя раскладывающаяся визитка была удобным средством продемонстрировать характер моей работы прямо «из кармана». Крупный заказ от Kenzo помог обрести финансовую стабильность и пополнить портфолио для привлечения клиентов. Инсталляция MIKROcity в Музее дизайна стала доступна для круглосуточного бесплатного просмотра в общественном месте. разные люди проходили мимо и останавливались, чтобы на неё взглянуть.
Что вас волновало больше всего в начале вашей карьеры?
Я пытался продолжать эксперименты с технологиями и материалами, которые начал проводить ещё в Колледже, а также изучал существующие концепции о взаимоотношениях живых и материальных объектов. Но всё это требовало больших финансовых вложений, поэтому многие проекты были на время отложены. Нужно было заниматься текущими делами просто из-за денег, чтобы поддерживать на плаву студию и сохранять относительную независимость. В области проектирования у меня ещё много вопросов, ответы на которые ещё не найдены.
Изменился ли со временем ваш подход к дизайну?
Сейчас я начинаю проект, в который действительно верю. Мне удалось получить несколько хорошо оплачиваемых заказов, что позволило инвестировать средства в новые проекты, моделировать новые объекты, используя интересные мне технологии. Теперь у меня больше возможностей для ведения бизнеса и поддержки творческой свободы.
Как вы можете описать процесс создания стола с «умной» поверхностью?
Я стремился к тому, чтобы границы между отображениями с экранов компьютера, мобильника, планшета и физической средой обитания были размыты. Для начала требовалось наложить отображение информации на поверхность объектов, чтобы потом нанести интерактивные поверхности на привычные предметы вокруг нас.
Стол SIOS – один из таких экспериментальных проектов. На его поверхности 66 подсвеченных областей, которые определены застольным этикетом. Однако, заложенные возможности гораздо шире – коммуникация между людьми и окружающим предметным миром.
А Часы Timepiece?
Меня захватывает перспектива отображения и воплощение времени. Мне хотелось отойти от традиционного круглого циферблата и создать часы, которые бы отображали не только время, но и наглядно представляли течение времени, отмечали какие-то промежутки. Для создания дисплея идеально подходила электролюминесцентная технология. Микро-чип секвенсор запрограммирован таким образом, чтобы с помощью анимации показывать изменение временных интервалов – 30 секунд, минуту и час. Я хочу, чтобы часы стали живым существом, обитающим в нашем пространстве, движущимся и меняющимся в течение дня.
Расскажите, как появился на свет MIKROman?
Я подумал, что вместо скучной картонки с информацией о телефонах, адресе веб-сайта, было бы здорово сделать своеобразную визитную карточку, которая бы представляла меня как дизайнера. Для изготовления задуманного я выбрал процесс кислотного травления, который широко применяется в электронной промышленности. В результате плоская пластина может раскладываться в трёхмерный образ. Я разработал варианты модели на компьютере. Они были выставлены в Музее дизайна в 2001 году. Некоторые компании заинтересовались выпуском серии MIKRO, увидев заложенный в ней успешный коммерческий потенциал.
Изменился ли с тех пор проект MIKRO?
Ещё до создания объёмных визиток у меня была идея создать целый жилой агрегат – машину, где есть всё необходимее оборудование для дома. Мне, конечно, хотелось создать большой выставочный стенд из нержавеющей стали, детали которого были бы изготовлены с помощью лазерной резки. Но не имея возможности для реализации крупного объекта, я решил сделать мини-версию с помощью технологии кислотного травления. Все элементы расположены на одной панели и демонстрируют функционирование объектов на кухне, в гостиной. Миниатюрный кубик складывается и раскладывается. Я смотрю на него и признаю, что мог бы в нём жить.
Я наслаждался процессом создания экспоната для Музея Дизайна, мне хотелось создать действительно интересный объект, который люди могли бы осматривать со всех сторон. В течение месяца я обдумывал проект и остановился на идее построить MIKROгород, в котором здания выполнены с помощью лазерной резки, расположен стенд так, чтобы и дети могли всё увидеть через стекло. В «городе» установлены вышки с антеннами спутникового телевидения. Многие идеи были включены в проект, но и есть такие, что ещё остались нереализованными.
Какие насущные проблемы, на ваш взгляд, стоят перед современным дизайном?
Сохранение по возможности как можно больше свободы для продвижения инновационных идей, которые бы не исчезли под давлением чисто коммерческих обстоятельств. Объединение деловых навыков и свободного мышления художника. Производство по-настоящему новых объектов и поиск путей, чтобы сделать их доступными широкой общественности. Работа должна быть ориентирования на реальных людей. И для меня очень важна обратная связь с потребителями моих продуктов.
Что или что вдохновляет вас и влияет на вашу работу?
Многих художников и дизайнеров вдохновляет неподдельный энтузиазм и приверженность созданию новых вещей. Меня вдохновляют по-настоящему интересные работы коллег, мне нравится изучать их опыт. Ретроспективные выставки позволяют увидеть весь путь творца, сопоставить его с собственными открытиями и исследованиями. Мне нравятся работы японского дизайнера Татсуо Миядзимы из Японии, которая очень тонко чувствует возможности инновационных технологий, создаёт одухотворённые скульптурные формы. Появляется много интересных произведений искусства, новых технологий, научно-исследовательских программ, среди которых я могу найти такие решения, которые не видел прежде. Я люблю читать о новейших экспериментах в научных исследованиях Вселенной. Люблю кататься на горных велосипедах, и задумываться об их усовершенствовании. Одним словом, я держу глаза широко открытыми…
Над чем вы работаете в настоящее время?
Разрабатываю новый электролюминесцентный объект – часы для Habitat, люстру для Swarovski Crystal, делаю проект для Vauxhall, линию бумажной продукции для американских компаний, продолжаю проектирование SIOS и новый дизайн MIKRO. Все они разные, и мне это очень нравится!