Эдвард Барбер (Шрусбери, 1969) и Джей Осгерби (Оксфорд, 1969) – британские дизайнеры, имеющие высокую профессиональную репутацию международного уровня.
Будущие партнёры познакомились в 1992 году, когда начали изучать архитектуру в Лондонском Королевском колледже искусств. Они сразу же подружились.
Немного от скуки, немного от нехватки наличных, они запрыгали от радости, когда знакомый порекомендовал их на работу по оформлению местного бара в качестве фрилансеров. Друзья начали пропускать занятия, чтобы поднять адреналин, покурить и попробовать крепких напитков с хозяином заведения. «Это был странный человек», – говорит Барбер. – «Все было странно, на самом деле».
Скоро такой образ жизни дал о себе знать. «Я помню, как на одном из курсов мы были на собрании, где обсуждались и критиковались проекты, а мы всю ночь не спали, занимаясь оборудованием бара», – рассказывает Осгерби. «Мы там стояли буквально, как перед расстрелом, пум, пум, пум …. Это было просто ужасно. Не только наши преподаватели, но и остальные в классе хотели от нас избавиться из-за нашей работы».
Полученный урок пошёл на пользу, и Джей с Эдвардом принялись за учёбу, работая без отдыха и развлечений. В 1996 году, сразу после окончания престижного учебного заведения, основали свою студию BarberOsgerby в столице Великобритании, ставшую со временем одной из самых активных в Лондоне.
Сегодня студия состоит из трёх отделов, в которых трудится около 60 человек. Офис находится в здании, в котором раньше размещались склады. Руководители делят один рабочий стол на двоих (привычка, выработанная ещё со студенческих времён – рисовать на одном компьютере, сидя друг напротив друга). Хотя партнёров чаще можно встретить не в кабинете, а в подвале, где они работают над созданием макетов.
Барбер и Осгерби в работе над проектом стула Tip Ton |
Эдвард Барбер и Джей Осгерби обсуждают очередной проект |
Подвальное помещение офиса Барбера и Осгерби в Лондоне |
За пределами студии их жизнь совершенно различна. Барбер – холостяк, страстный путешественник и фотограф. Осгерби женат, у него трое детей, он находится впостоянных разъездах, преодолевая путь в 10 км между офисом и своим домом в Гринвиче. Но, тем не менее, они почти каждую неделю проводят вместе на борту самолёта, носят рыжеватые бороды и у них похожий гардероб – джинсы, спортивная обувь и просторные пальто из хлопка.
Им приходится так организовывать свой жизненный ритм, чтобы находить время для совмещения поезддок на заводы и фабрики, посещения исследовательских лабораторий, проведения рекламных туров. Они хотят быть в курсе новейших тенденций, чтобы наметить направления собственной профессиональной деятельности. «Мы уже выросли», – объясняет Барбер. – «И наши цели стали более амбициозными».
Их объёмное и разноплановое портфолио для клиентов включает различные направления: разработка архитектурных проектов, создание предметов мебели и предметов декора, иллюминации, совместные дизайнерские работы с мировыми брендами VITRA, VENINI, SWAROVSKI, FLOS Y ESTABLISHED & SONS, LEVIS y COCA-COLA именитыми дизайнерами – Джулио Каппелини, Магис Бенини, выполнение государственных и частных заказов. Они оформляли первый магазин Стеллы МакКартни в Нью-Йорке.
Студии Barber&Osgerby было поручено проектирование факела для Олимпийских игр, которые проходили в Лондоне летом 2012 года. Факел был изготовлен из алюминиевого сплава, окрашенного в цвет золота или серебра. Перфорированные отверстия (8000) объединают две функции – облегчать вес изделия и символизировать количество спортсменов, которые примут участие в эстафете олимпийского огня.
Эдвард Барбер и Джей Осгерби. Дизайн Олимпийского факела, Лондон, 2012 |
Эдвард Барбер и Джей Осгерби – создатели Олимпийского факела для летней Олимпиады в Лондоне, 2012 |
Работы дизайнеров отличаются своей креативностью в создании графического дизайна, новаторским синтезом техник ручного и промышленного производства, а также своей особенной колористикой.
Коврики BarberOsgerby воплощают творческий подход дуэта в разработке новых, и в то же время понятных и по-домашнему тёплых аксессуаров для украшения интерьера. В 2010 году компания Rug запустила в производство первую коллекцию детских ковриков: Сова, Змея, Бабочка и Рыбы, от которых были в одинаковом восторге и юные пользователи, и взрослые. |
Их студия приобрела статус мультиконсалтинговой по вопросам инновационного дизайна и творчества, архитектуры и оформления интерьеров. Осгерби и Барберу удаётся успешно сочетать творческий процесс и коммерческую деятельность.
Эдвард Барбер, Джей Осгерби. Интерьер номера в пятизвездночном отеле Эйс (Шордич, Лондон) |
|
Декоративные вазы «Морские фонари» из дутого стекла в классическом ремесленном стиле. Производятся компанией муранского стекла Venini. Алюминиевый каркас крепится с помощью кольца к горлышку вазы. Внутрь заготовки вставляется ещё одна меньшего размера, которая предназначена для заполнения водой. Дизайнеров вдохновили корабельные светильники, которые они увидели в Венеции, когда посещали компанию производителя. Вазы экспонировались на выставке в Милане в 2009 году. |
Дизайнеры рассматривают производство мебели как творческую игру возможностей.
Стеллаж Paris Управляться со стеллажом Paris – увлекательнейшее занятие. Полки соединены элементами, которые не закреплены жёстко с помощью винтов, стеллаж может быть перегруппирован в любое время простым поворотным движением руки. Благодаря необычному дизайну стеллаж пригоден не только для хранения вещей, но может служить прекрасной перегородкой и быть размещённым даже в центре комнаты. Изготовлен из древесины американского ореха или лакированного МДФ, металлические детали выполнены из нержавеющей стали с порошковым напылением. Окрашен в приятный светло-серый цвет. Опорой служат тонкие регулируемые ножки. |
|
Стол TOBI-ISHI для итальянской компании B&B (Италия, 2012) Название изделие получила от восточных впечатлений дизайнеров, восхищённых красотой традиционных японских садов камней. Поэтому в своё произведение, кроме прямого назначения, вложили функцию декорирования интерьера. Форма стола меняется в зависимости от угла обозрения, овальная столешница опирается на ножки, напоминающие полированные камни. Удивительным образом использована техник а ручной обработки материалов. Стол производит впечатление гранитного, но его каркас изготовлен из структурированной полиуретановой пены высокой плотности, а столешница из древесного волокна МДФ. Элементы обработаны чёрным глянцевым или матовым цементным раствором – техника, известная со времён существования ремесленных мастерских. |
|
Столики BUTTON для компании B&B (Италия, 2014) Многофункциональные столики с лаковой цилиндрической основой. Формы столешницы представлены в круглом и овальном вариантах. У столешницы из каррарского мрамора край немного приподнят, образуя небольшое углубление, каркас из МДФ, крепление деталей – сталь. Особенность модели – иллюзия движения, созданная за счёт сочетания различных материалов, мягкого дизайна и минимума деталей. |
|
Стулья Tip Ton Стулья Tip Ton – новая генерация эргономичных сидений, изготовленных из синтетического материала – формованного полипропилена, чрезвичайно прочного материала со 100% возможностью вторичной переработки. Название модели говорит о том, что позиция сидения может меняться – наклоняться под определённым углом вперёд и возвращаться в нормальное положение, что позволяет комфортно поддерживать позвоночник, не нарушая кровообращение в мышцах спины и живота. В 2010 году одна из технических школ Цюриха провела исследования, доказавшие пользу для здоровья правильной посадки с наклоном вперёд, вследствие чего повышается мышечная активность, улучшается доставка кислорода в организм. Все эти возможности предоставляют пластиковые стулья Tip Ton с экономичной и прочной конструкцией, которую можно использовать в самых различных средах. Стулья штабелируется и доступны в 8 различных цветах. |
|
Настенная вешалка (2007) Панели изготовлены из профиля анодированного алюминия. Крючки из полированного алюминия или окрашенного полиэстера. |
|
Стол для центра комнаты Основа изготовлена из бесшовной ленты формованного полиэстера. Столешница – из стекла. В конструкции используются двойные стенки для создания иллюзии, что стороны стола сходятся на больший шаг, чем это есть в реальности. Дизайн был разработан с использованием сложной технологии производства, как правило, применяемой в втомобилестроении. Модель доступна в пяти цветовых решениях, в том числе и чёрном, белом и оранжевом. Изделие завоевало несколько престижных премий в 2006 году. |
|
Стул Bodleian На Лондонском фестивале дизайна в 2013 году дуэт представил новую версию легендарного стула Bodleian, созданного в 1756 и обновлённого в 1936 году. Прототип изделия был предметом меблировки Библиотеки Уэстон, составной части Бодлеанской библиотеки в Оксфордском университете, которая насчитывает уже 400 лет существования, одна из богатейших и старейших библиотек Великобритании. По мнению организаторов конкурса, победители Осгерби и Барбер сумели создать произведение с акцентом на мастерство, качество, эстетику скульптурной формы и комфорта для чтения. Стул Bodleian выполнен из дуба, опирается на три ножки, объединённые полукругом у основания и на уровне спинки. Модель – результат научно-исследовательской деятельности дизайнеров, которые продемонстриовали глубокое знание библиотеки Бодлеан и ещё раз подтвердили класс свой фирмы в разработке мебели. |
Из интервью:
Как вы познакомились и начали работать вместе?
Мы оба учились в Королевском колледже искусств, и наше сотрудничество родилось из дружбы, но очень быстро привело к созданию совместных проектов. Мы обнаружили, что очень похожи. Оба происходим из семей, где было по три сына. Я – старший, Эд – средний. И ещё нас объединила общая страсть к дизайну.
У каждого из вас своя особая роль в проектировании?
Один из нас может подать идею, другой – отреагировать на неё. В ходе обсуждения она может совершенно измениться. Идея продвигается вперёд, возвращается назад, задуманная конструкция эволюционирует и оформляется в окончательные эскизы моделей или их прототипов. Интересно, что наш диалог продолжается даже после того, как изделие покидает производственную линию. Проект никогда не оставляет нас в покое.
С чего у каждого из вас начался проявляться интерес к дизайну?
Джей: Интерес к дизайну вырос из детской любви к рисованию и различным поделкам. Я рос в Оксфорде и часто ходил в Университетский музей. Выставленные там экспонаты меня глубоко впечатлили. Мне хотелось быть и художником, и скульптором или архитектором. Я ещё не знал, что существует такая профессия – дизайнер.
Что повлияло на ваше решение изучать дизайн?
Джей: Один из преподавателей, Равенсборн, объяснял мне, как создавать сложные вещи, рассказывал о процессе и материалах. Он привил мне понятие о том, что такое «красиво изготовленный объект». Потом, в 1991 году, я учился во Франции в Les Ateliers по программе Erasmus и был потрясён французским подходом к дизайну.
Я привык работать в реальных проектах, где основной акцент делается на процессе разработки проекта. У французских студентов концепция романтики превыше всего. Для меня было очень полезно сравнить прагматический, профессиональный подход в Лондоне и романтический подход ремесленной мастерской в Париже. Сейчас в нашей студии мы пытаемся воссоздать эту атмосферу в нашей студии.
Каким образом каждый из вас впервые проявил интерес к дизайну?
Эдвард: Моё первое осознание дизайна пришло ко мне в раннем возрасте через парусный спорт. Я восхищался обтекаемыми сложными кривыми деревянных корпусов яхт и был очарован мастерством яхтсменов. Это также было моё первое знакомство с фанерой, использование листовой древесины показалось мне очень увлекательным занятием. Я почувствовал огромное желание проектировать вещи, равные по красоте и простоте.
Что помогало вам изучать искусство дизайна?
Эдвард: Я большую часть жизни потратил на рисование и фотографирование. Сейчас для меня это бесценные рабочие инструменты, так как научили меня видеть самую суть вещей, которая меняется, чем больше вы смотрите на объект.
Какое оно – рабочее место вашей мечты?
Джей: Оно должно находиться где-то в открытом пространстве. Это может быть даже деревянный навес в поле с видом на море и доступом к Wi-Fi. Отсюда можно наблюдать за птицами и любоваться пейзажем. И хорошо бы иметь возможность выпить ароматный эспрессо в баре неподалёку. Мы только что вернулись из двухнедельной поездки в Южную Италию. Там вы можете выйти на прогулку из дому и перекусить где-нибудь по дороге миндалём или яблоками.
Эдвард: Доказано, что на креативность позитивно влияет красивый вид с большим количеством естественного дневного света, и ещё рядом должна быть вода, которая освежает идеи и творческий процесс. И это совершенная правда. Вы можете плодотворно творить, если рядом есть море или озеро, но только не река.
Джей: Да, река напрягает. Мы могли бы многое сделать, находясь в таком красивом месте в течение от трёх дней в неделю или недели в месяц. Я думаю, что мы обязательно к этому придём. Нам просто необходимо пространство, иначе мы перестаём думать. Многие дизайнеры работают именно так.
Эдвард Барбер, Джей Осгерби. Рабочее место мечты
«Мы не претендуем на мир искусства», – говорит Осгерби. «Мы никогда не были частью этой замкнутой эксклюзивной группы. Мы просто делаем своё дело. Мы беспрерывно работаем, и люди, в конце концов, начинают нами интересоваться».
В 2004 году были удостоены престижной премии JERWOOD APPLIED ARTS в области мебельного дизайна, в 2006 были названы «Дизайнерами будущего» на конкурсе в Майями. В качестве признанных профессионалов дают мастер-классы по всему миру, их творения входят в состав постоянных выставок музеев – V&A в Лондоне, Метрополитен в Нью-Йорке, института искусств в Чикаго.
Инсталляция BarberOsgerby в Галерее Рафаэля в Музее Виктории и Альберта
В 2013 Осгерби и Барбер были награждены орденом Британской империи (OBE) за вклад в развитие современного дизайна.