Сайт Музей дизайна предлагает вашему вниманию своё независимое мнение о содержании выставки Design Miami /Basel образца 2013 года. Увиденное вызывает некоторые сожаления.
Буквально по соседству ведётся битва за место в очереди на площадку Art Basel, коридоры заполнены до отказа, а галеристы всего мира потирают руки в нетерпеливом ожидании.
Здесь же, на бескрайних просторах недавно созданного по проекту Herzog & de Meuron павильона Hall 1, ставшего в этом году местом проведения Design Miami /Basel, мягко говоря, совсем немноголюдно. Создаётся впечатление, что тут побывали лишь немногие посетители. И причина такого невнимания публики, скорее всего, не только в жёсткой конкуренции с ближайшей арт-площадкой.
Ежегодное мероприятие, проходящее параллельно с Art Basel в Майами и Базеле, позиционирует себя как «глобальный форум дизайна». Подобное событие подразумевает зажигательную полемику, разнообразные экспозиции и дискуссии на ключевые темы современного дизайнерского искусства.
Причём все это должно быть организовано на самом высоком уровне. На поверку Design Miami /Basel оказалась чисто коммерческим проектом с некоторыми небольшими исключениями. По-видимому, в этом суть проблемы и причина несколько критического отношения публики.
Конечно, не вполне справедливо сравнивать эту площадку с маститой и престижной Art Basel, которая за свою многолетнюю историю заслужила право, выбирать экспонентов. И конечно, коммерческие аспекты не могут быть исключены из концепции мероприятий этого формата: все стенды должны быть арендованы, а повлиять на решение владельцев галерей в отношении того, что и как они будут выставлять, очень непросто. Тем не менее, событие такого уровня просто обязано иметь свой фирменный стиль.
И в недавнем прошлом признаки этого стиля однозначно присутствовали. Достаточно вспомнить Константина Грчича в декабре 2010 года, представленного в категории «Начинающий дизайнер», и то, как он представил свои работы.
Или «Дизайнеров будущего» образца 2009 года, среди которых Мартино Гампер, Макс Лэмб, Джулия Ломанн и дуэт Kram&Weisshaar. Их экспонаты в полной мере отображали позиции современного дизайна и предлагали собственное толкование его аспектов.
Всё что, напоминает нам о тех славных временах, это приз, названный в честь спонсора мероприятия, в то время как имена судей остаются неизвестными. Ещё можно добавить, что вручается он трём дизайнерам.
Коммерческая программа выставки в основном опирается на презентации, качество которых очень и очень разнится. Длительность лекционного семинара сильно сократилась, зато все посетители имели удовольствие созерцать новую модель Audi Quattro, любезно предоставленную спонсором.
Местные экспоненты в основном сделали ставку на винтажный стиль, по-видимому, в расчёте на больший коммерческий успех. Именитые галереи вроде парижской Kreo представили вниманию публики невообразимый микс предметов, который бы был больше уместен в павильоне торгово-ярмарочного комплекса.
Безусловно, есть и приятные исключения. Среди них свежая и новаторская презентация брюссельского художника Виктора Хунта. Он и другие экспоненты, среди которых Humans since 1982 и Джоанна Хеманн, воплощают в жизнь концепцию слияния искусства и дизайна. Кредо Виктора: «Мы создаём то, что не может предложить индустрия дизайна». Побольше бы нам таких умельцев!
Фотографии: Dimitrios Tsatsas.