Большинству людей они известны как приспособления для детей. И очень немногие знают, что эти арт-инсталляции могут стать отличным украшением и «взрослого» интерьера.
Неизвестно, кто их изобрёл, но в современном варианте они представляют собой и неподвижные скульптуры, и перемещаемые установки, и стоить они могут сколько угодно: от десятков до миллионов долларов.
Наш портал представляет сегодня вашему вниманию фотографии интерьеров, где центральной фигурой являются художественные формы.
На этом изображении вы видите большую, сделанную на заказ, установку, расположенную в Буэнос-Айресе (Аргентина).
История мобилей
Игрушки, которые крутит ветер, человечество использовало на протяжении тысячелетий. В Греции, Древнем Риме и Азии оригинальные элементы декора украшали стеклом и бронзой, на них часто подвешивали колокольчики – считалось, что это отгоняет злых духов.
В современной Финляндии и сейчас изготовляют скульптуры из соломы и размещают над обеденным столом.
В начале XX века российские художники и скульпторы Александр Родченко, Наум Габо и Владимир Татлин начали эксперименты с этими формами искусства.
В 1920 году американский художник Ман Рэй собрал механизм из 29 вешалок – это и была первая кинетическая скульптура. Также он экспериментировал с вывешиванием абстрактных кусков листовой стали.
В конце 1920-х итальянский художник Бруно Мунэри начал делать то, что он назвал машинами, не приносящими пользу. Современные произведения искусства взаимодействовали с окружающей средой.
Александр Колдер и рождение современного искусства кинетической скульптуры
Возникновение идеи искусства кинетической скульптуры современного вида началось в 1930 году. Над ней работал Александр Колдер, создавший новый механизм, снявший все ограничения. Элементы на каждом отрезке приняли абстрактные формы, это добавило множество новых возможностей.
Термин «мобиль» был придуман Марселем Дюшаном, посетившим студию Колдера в 1931 году, ранее это слово использовалось для изобретённого им «Велосипедного Колеса».
Возобновление интереса к старым мобилям
В последнее время работы Колдера вновь вызывают повышенный интерес. Отчасти это происходит из-за недавней демонстрации их в Художественном музее округа Лос-Анджелес и в Peabody Essex (Салем, Массачусетс).
Фонд Колдера основал его внук Александр С.К. Рауэр. Под его руководством недавно было проведено несколько аукционов. Некоторые скульптуры были проданы («Снегопад», «Цветок силы», «Управляющий рыбой»).
В этом месяце Базель в Майами-Бич мог похвастаться несколькими выставками на всемирно известной художественной ярмарке.
Мобили сегодня
Это очень малоизученная область искусства, не многие скульпторы решаются работать в этом направлении. Возможно, это из-за того, что Колдера переиграть невозможно, хотя современные проекты всё же появляются и используются в самых разных местах.
Мои эксперименты с вертушками
Четырнадцать лет назад я посетил Национальную художественную галерею в Вашингтоне, округ Колумбия и столкнулся с мобилями Колдера впервые, включая элемент в 23 метра.
Вскоре после этого я сделал свою первую скульптуру для маленького племянника. Я изготовил её из проводов, пробки и алюминиевой фольги. После этого было много работ, включая заказ крупного ресторана, таким образом, хобби стало профессией.
Живой интерьер
Мобили добавляют к дизайну новое измерение, так как помимо материала, цвета и формы, они двигаются, и это выглядит особо захватывающе. Кинетические скульптуры взаимодействуют со средой через воздушные потоки и кажутся почти живыми.
В особенности это чувствуется в произведениях искусства, имеющих крупные размеры.
Проект устройства
Трёхмерное программное обеспечение моделирования допускает точное планирование и проектирование, а также демонстрацию различных вариантов клиенту.
Эти большие непокрашенные куски листовой стали в моём кабинете готовы стать кинетической скульптурой.
Эпилог
Я закончу словами Колдера: «Это абсолютно бесполезно и бессмысленно. Это просто красиво, и всё. Это эмоционально, если вы меня понимаете».