Alvar Aalto. Алвар Аалто. Архитектор и промышленный дизайнер. Рождение скандинавского стиля. Часть II. Промышленный дизайн

Мебель

Алвар Ааалто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) вошёл в историю не только как самый известный архитектор Финляндии, но и промышленный дизайнер, оказавший влияние на развитие европейского модернизма, «отец» скандинавского стиля.


Через мебель дизайнер стремился передать своё понимание мира. Концепция была очень простой: естественные материалы, формы, ассоциирующиеся с финской природой, безупречный комфорт и функциональность.

Алвар Аалто во время сооружения павильона Финляндии на Биеннале в Венеции, 1956 Павильон Финляндии на Биеннале в Венеции, 1956
Алвар Аалто
во время сооружения павильона Финляндии
на Биеннале в Венеции, 1956
Павильон Финляндии на Биеннале в Венеции, 1956

В поиске практических и эстетических решений в архитектуре, не всегда можно отыскать оптимально рациональные. Воображение должно иметь простор. Большинство моих опытов по дереву я совершал без определённой цели, просто как развлечение; в некоторых случаях, спустя много времени они так и не находили практического применения. Первые опыты с изогнутой фанерой предполагали изучение способа сборки отдельных деталей. Мне всегда хотелось создавать различные формы из дерева, линии которых были бы высвобождены из привычного вида для создания новых объёмов и конфигураций. Скульптура была одним из источников для инновационных идей. Алвар Аалто

Алвар Аалто. Фрагмент изделия из листовой фанеры

Аалто использовал почти во всех своих мебельных листовую фанеру, предпочитая её за эластичность и устойчивость. Он изобрёл свой способ создания мебели из натуральной древесины (главным образом из берёзы). В результате появились модели сидений, которые не только удобно использовать по прямому назначению, но и хранить, и транспортировать благодаря свойству штабелируемости.

С 1927 г. Алвар Аалто начал проектировать мебель с Отто Корхоненом, техническим директором мебельной компании Huonekaluja Rakennustyotendas Furniture. В течение нескольких лет искал технические решения проблем, прежде чем появилась знаменитая революционная форма.

Первые изделия спроектированы под влиянием классического стиля, но знакомство с передовыми дизайнерами позволило Аалто производить мебель, делая акцент на авангардизм и функционализм. Был изобретён революционный метод по созданию кривых форм из дерева и их последующей сборки.

Возможно, из всей мебели, спроектированной Аалто, наиболее известные предметы обстановки – кресло Паймио (1932) и круглый штабелируемый табурет (1933). Разработанная для санатория, в котором проходили лечение больные туберкулёзом, конструкция сиденья идеальна с точки зрения гигиенических требований и комфорта. Функциональность табурета позволило применять его для оформления обстановки библиотек, кафе, различных общественых учреждений.

Алвар Аалто, кресло Паймио, 1932 Алвар Аалто, штабелируемый табурет, 1933
Алвар Аалто, кресло Паймио, 1932 Алвар Аалто, штабелируемый табурет, 1933

В 1931–32 Аалто проектировал изделия из изогнутой и ламинированной листовой фанеры. Конструкция свободная, по принципу металлической мебели Миса ван дер Роэ и Марселя Бройера. Выпустил несколько консольных сидений с плавной конфигурацией ножек, вызывающих в памяти образ кенгуру, и с эластичными полосами из кожи и иногда обитыми тканью. Самое знаменитое изделием из этой серии – консольное кресло 1936 г.

Алвар Аалто, кресло, 1932 Алвар Аалто, кресло, 1936
Алвар Аалто, кресло, 1932 Алвар Аалто, кресло, 1936
Логотип компании Артек

В 1935 г. Алвар Аалто вместе со своей женой, критиком Нильсом Густавом Хахлом, финансистом Харри Гулишен и его женой Майре Гулишен, основал мебельное предприятие Артек, которое служило средством практической реализации его творческих проектов.

Миссия студии заключалась не только в коммерческом аспекте, но и в продвижении современной культуры жилища с помощью выставок и обучающих мероприятий. Эстетика и функционализм в серийной продукции, – ключевая идея компании, способствовавшей организации дома как самого прекрасного места на земле.

Фирма существует по сей день (в 2013 г. компания Artek была продана швейцарской компании Vitra) и продолжает выпускать оригинальные разработки, продолжая традиции органического дизайна.

По мнению Аалто, дизайн интерьера должен быть в полном согласовании со стилем дома и его украшением. Он был приверженцем классического декорирования пространства, но с чертами современного функционализма одновременно, сочетающего органические и геометрические формы.

Компания Артек со дня основания выпускала продукцию, которая отличалась тонким вкусом, высоким качеством исполнения и бережным отношением к экологии (этот термин тогда еще не был в употреблении), но сотрудники высаживали деревья в качестве компенсации за вырубленные и использованные в мебельном производстве.

Легендарный чайный столик Аалто, его стулья для детей и взрослых, табуреты представлены в цвете естественного дерева или окрашены в голубой, красный или жёлтый цвета.

Алвар Аалто. Чайный столик, 1935 Алвар Аалто, набор детских стульев
Алвар Аалто. Чайный столик, 1935 Алвар Аалто, набор детских стульев

В 1936 г. фирма Артек выпустила по идее Аалто предмет интерьера в форме волны – «Экран 100». Конструкция состоит их тонких вертикальных планок из лакированной сосны. С помощью гибкой перегородки можно создавать в помещении красивые визуальные эффекты движения. Изделие можно сворачивать для удобства транспортировки и хранения.

Фундаментальный вклад Аалто в производство – разработка стандартов гибкой мебели из натурального дерева, с помощью которой стало возможно по-новому офрмлять современные интерьеры. В сороковые годыпооявляется знаменитая мебель, созданная по принципу «Y-ножки» и «Х-ножки», которые заменили более ранние конструкции «L». Алвар Аалто однажды сказал, что ножка стула – сестра колонны.

Алвар Аалто, Экран 100, 1936 Алвар Аалто. Стул Y, 1953 Алвар Аалто. Ножка стула Y Алвар Аалто. Стул Х, 1956
Алвар Аалто, Экран 100, 1936 Алвар Аалто. Стул Y, 1953 Алвар Аалто. Ножка стула Y Алвар Аалто. Стул Х, 1956

Соответствие требованиям времени, синтез прикладного искусства и архитектуры, гармонизация пространства – принципы Аалто 1950-х претворились в частных и общественных сооружениях и и их оформлении.

Дизайн мебели от Алвар Аалто – великолепный образец творческой манеры, разрушающей барьеры канонических стилей и вкусов социальных классов. Большинство его произведений сейчас пользуются даже большим спросом, чем при жизни Мастера. Его мебель в одно и то же время современна и традиционна, уютна и элегантна. Несмотря на то, что продукция предназначена для серийного выпуска, в ней присутствует уровень произведения прикладного искусства, которое исправно служит людям в их повседневной жизни.

Волна, застывшая в стекле

Алвар Аалто также был приверженцем функционализма и в производстве декоративных аксессуаров из стекла, материала, которые очень любили супруги Аалто. Изделия имеют органическую форму и приятную окраску.

Среди его наиболее известных творений – стакан и декоративная ваза Аалто (или Савой) своими извилистыми формами напоминает очертания береговой линии финских озёр. Декоративная ваза Савой (своё название издеие получило по имени ресторана, для которого был выполнена) изогнута в виде волны по вертикали и представляет собой некоторый экран, за которым может быть представлена жизнь – цветы, рыбы, огонь свечи…

Алвар Аалто, легендарная ваза Савой

Алвар Аалто, легендарная ваза СавойАлвар Аалто, легендарная ваза Савой
Алвар Аалто, легендарная ваза СавойАлвар Аалто, набор «Цветок Аалто
Алвар Аалто, набор «Цветок АалтоАлвар Аалто, легендарная ваза СавойАлвар Аалто, набор «Цветок Аалто»

В комплекте и по отдельности знаменитые аксессуары производятся с 60-х годов, став символом современного финского дизайна.

Алвар и Айно Аалто

Айно Аалто, супруга и партнёр Алвара на протяжении многих лет, специализировалась на дизайне интерьеров и вела проекты независимые от её мужа, ей даже была присуждена золотая медаль за дизайн изделий из стекла и хрусталя на VI Триеннале в Милане в 1936 году. Манера упрощённой эстетики, которой отличался представленный сервиз, была высоко оценена.

Изделия Айно с серией цветочных ваз Алваро Аалто привлекли внимание международной общественности на современный финский дизайн стеклянных аксессуаров.

Финское стекло, дизайн Айно Аалто
Финское стекло, дизайн Айно Аалто
Финское стекло, дизайн Айно Аалто
Финское стекло, дизайн Айно Аалто
Финское стекло, дизайн Айно Аалто
Финское стекло, дизайн Айно Аалто
Финское стекло, дизайн Айно Аалто

 

Свет

Свет – это огонь горящих дров. Свет – это небесное светило, которое нам дарит своё тепло и обеспечивает наше выживание, даже когда на какое-то время уходит в другие широты. В течение многих лет архитекторы и дизайнеры занимались исследованиями, воспроизводством и воплощением проектов по приручению этого потока естественного света, чтобы представить его в новой форме и другом качестве среды обитания человека.

Алвар Аалто. Коллекция светильников

Алвар Аалто спроектировал огромное количествосветильников, основанных в большинстве на соединении концентрических деталей, которые и сегодня не потеряли современного звучания. Множество изделий, разработанных в 50-е годы продолжают выпоускаться и в настоящее время.

Предметы иллюминации создавались с учётом индивидуальных особенностей архитектурного объекта и его интерьеров, и отличались большим разнообразием: подвесные и напольные, позолоченные и серебристые, белые и разноцветные. Светильники Аалто, на создание которых его всегда вдохновляла родная природа, воздействуют на восприятие пространства. И сегодня его творения находятся в массовом производстве и пользуются большим спросом на рынке.

Алвар Аалто, лампы А809 и А805 Алвар Аалто, потолочный светильник «Ручная граната» Алвар Аалто, лампа А201
Лампа А805 «Крылья Ангела» Алвар Аалто,
потолочный светильник
«Ручная граната»
Алвар Аалто, лампа А201

Лампа А805 «Крылья Ангела» была изготовлена для Пенсионного национального института в Хельсинки в 1955 году. Эту модель использовали в коридорах административной и финансовой части. Свет, который просачивается через тонкие стальные планки, создаёт причудливую игру теней на стенах. Вариация модели А805 – А809, спроектированная в 1950 году, предназначалась для столовой дома Луи Карре во Франции.

Образ лампы «Ручная граната» были созданы по ассоциации с германским оружием времен Первой мировой войны. Свет излучается направленно вниз. Плафон цилиндрической формы, образован из двойного слоя металла и покрыт слоем лака.

Разработанная для офисов и конференц-залов, лакированная лампа А201 была выпущена в большом числе вариаций.

Алвар Аалто, лампа для главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки Алвар Аалто, лампа для главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки Алвар Аалто, лампа для главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки
Алвар Аалто, лампы для главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки

Дизайн изделий из лакированного металла был разработан в 1965 году для системы освещения главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки. Лампа, прозванная «летающей тарелкой», изготовлена из нескольких пластин концентрической формы, которые способны рассеивать и отражать свет.

P.S.

Благодарная Финляндия «канонизировала» Алвара Аалто. Через сто с лишним лет после рождения Мастера, его дела живо как никогда раньше. Реставрируются наиболее значимые архитектурные объекты, ставшими эмблемами авторского стиля, печатаются биография и монографии, посвящённые профессиональной деятельности Аалто.

Кроме того, лицо великого архитектора красуется на банкнотах в 50 финских марок. Действующая фирма Артек продолжает выпускать мебель по проектам Аалто – стулья, кресла, столы, вазы и светильники. Нет ни одного дома в стране, где бы отсутствовала знаменитая декоративная ваза Савой, чья волнистая форма напоминает очертание озера.

50 финских марок с портретом Алвара Аалто 50 финских марок с портретом Алвара Аалто
Юбилейная монета в честь Алвара Аалто Юбилейная монета в честь Алвара Аалто
Почтовая марка с портретом Алвара Аалто
Алвар Аалто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto)

Объекты, которые окружают человека, – не только фетиши или аллегории какой-то мистической вечной ценности. Они как живые клетки или ткани неотъемлемы от человеческой жизни. Поэтому с ними нужно обращаться соответственно, иначе существует риск, что они превратятся во что-то инородное и войдут в систему как элементы, враждебные человеку. Алвар Аалто