Мебель
Алвар Ааалто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) вошёл в историю не только как самый известный архитектор Финляндии, но и промышленный дизайнер, оказавший влияние на развитие европейского модернизма, «отец» скандинавского стиля.
Через мебель дизайнер стремился передать своё понимание мира. Концепция была очень простой: естественные материалы, формы, ассоциирующиеся с финской природой, безупречный комфорт и функциональность.
Алвар Аалто во время сооружения павильона Финляндии на Биеннале в Венеции, 1956 |
Павильон Финляндии на Биеннале в Венеции, 1956 |
В поиске практических и эстетических решений в архитектуре, не всегда можно отыскать оптимально рациональные. Воображение должно иметь простор. Большинство моих опытов по дереву я совершал без определённой цели, просто как развлечение; в некоторых случаях, спустя много времени они так и не находили практического применения. Первые опыты с изогнутой фанерой предполагали изучение способа сборки отдельных деталей. Мне всегда хотелось создавать различные формы из дерева, линии которых были бы высвобождены из привычного вида для создания новых объёмов и конфигураций. Скульптура была одним из источников для инновационных идей. Алвар Аалто
Аалто использовал почти во всех своих мебельных листовую фанеру, предпочитая её за эластичность и устойчивость. Он изобрёл свой способ создания мебели из натуральной древесины (главным образом из берёзы). В результате появились модели сидений, которые не только удобно использовать по прямому назначению, но и хранить, и транспортировать благодаря свойству штабелируемости.
С 1927 г. Алвар Аалто начал проектировать мебель с Отто Корхоненом, техническим директором мебельной компании Huonekaluja Rakennustyotendas Furniture. В течение нескольких лет искал технические решения проблем, прежде чем появилась знаменитая революционная форма.
Первые изделия спроектированы под влиянием классического стиля, но знакомство с передовыми дизайнерами позволило Аалто производить мебель, делая акцент на авангардизм и функционализм. Был изобретён революционный метод по созданию кривых форм из дерева и их последующей сборки.
Возможно, из всей мебели, спроектированной Аалто, наиболее известные предметы обстановки – кресло Паймио (1932) и круглый штабелируемый табурет (1933). Разработанная для санатория, в котором проходили лечение больные туберкулёзом, конструкция сиденья идеальна с точки зрения гигиенических требований и комфорта. Функциональность табурета позволило применять его для оформления обстановки библиотек, кафе, различных общественых учреждений.
Алвар Аалто, кресло Паймио, 1932 | Алвар Аалто, штабелируемый табурет, 1933 |
В 1931–32 Аалто проектировал изделия из изогнутой и ламинированной листовой фанеры. Конструкция свободная, по принципу металлической мебели Миса ван дер Роэ и Марселя Бройера. Выпустил несколько консольных сидений с плавной конфигурацией ножек, вызывающих в памяти образ кенгуру, и с эластичными полосами из кожи и иногда обитыми тканью. Самое знаменитое изделием из этой серии – консольное кресло 1936 г.
Алвар Аалто, кресло, 1932 | Алвар Аалто, кресло, 1936 |
В 1935 г. Алвар Аалто вместе со своей женой, критиком Нильсом Густавом Хахлом, финансистом Харри Гулишен и его женой Майре Гулишен, основал мебельное предприятие Артек, которое служило средством практической реализации его творческих проектов.
Миссия студии заключалась не только в коммерческом аспекте, но и в продвижении современной культуры жилища с помощью выставок и обучающих мероприятий. Эстетика и функционализм в серийной продукции, – ключевая идея компании, способствовавшей организации дома как самого прекрасного места на земле.
Фирма существует по сей день (в 2013 г. компания Artek была продана швейцарской компании Vitra) и продолжает выпускать оригинальные разработки, продолжая традиции органического дизайна.
По мнению Аалто, дизайн интерьера должен быть в полном согласовании со стилем дома и его украшением. Он был приверженцем классического декорирования пространства, но с чертами современного функционализма одновременно, сочетающего органические и геометрические формы.
Компания Артек со дня основания выпускала продукцию, которая отличалась тонким вкусом, высоким качеством исполнения и бережным отношением к экологии (этот термин тогда еще не был в употреблении), но сотрудники высаживали деревья в качестве компенсации за вырубленные и использованные в мебельном производстве.
Легендарный чайный столик Аалто, его стулья для детей и взрослых, табуреты представлены в цвете естественного дерева или окрашены в голубой, красный или жёлтый цвета.
Алвар Аалто. Чайный столик, 1935 | Алвар Аалто, набор детских стульев |
В 1936 г. фирма Артек выпустила по идее Аалто предмет интерьера в форме волны – «Экран 100». Конструкция состоит их тонких вертикальных планок из лакированной сосны. С помощью гибкой перегородки можно создавать в помещении красивые визуальные эффекты движения. Изделие можно сворачивать для удобства транспортировки и хранения.
Фундаментальный вклад Аалто в производство – разработка стандартов гибкой мебели из натурального дерева, с помощью которой стало возможно по-новому офрмлять современные интерьеры. В сороковые годыпооявляется знаменитая мебель, созданная по принципу «Y-ножки» и «Х-ножки», которые заменили более ранние конструкции «L». Алвар Аалто однажды сказал, что ножка стула – сестра колонны.
Алвар Аалто, Экран 100, 1936 | Алвар Аалто. Стул Y, 1953 | Алвар Аалто. Ножка стула Y | Алвар Аалто. Стул Х, 1956 |
Соответствие требованиям времени, синтез прикладного искусства и архитектуры, гармонизация пространства – принципы Аалто 1950-х претворились в частных и общественных сооружениях и и их оформлении.
Дизайн мебели от Алвар Аалто – великолепный образец творческой манеры, разрушающей барьеры канонических стилей и вкусов социальных классов. Большинство его произведений сейчас пользуются даже большим спросом, чем при жизни Мастера. Его мебель в одно и то же время современна и традиционна, уютна и элегантна. Несмотря на то, что продукция предназначена для серийного выпуска, в ней присутствует уровень произведения прикладного искусства, которое исправно служит людям в их повседневной жизни.
Волна, застывшая в стекле
Алвар Аалто также был приверженцем функционализма и в производстве декоративных аксессуаров из стекла, материала, которые очень любили супруги Аалто. Изделия имеют органическую форму и приятную окраску.
Среди его наиболее известных творений – стакан и декоративная ваза Аалто (или Савой) своими извилистыми формами напоминает очертания береговой линии финских озёр. Декоративная ваза Савой (своё название издеие получило по имени ресторана, для которого был выполнена) изогнута в виде волны по вертикали и представляет собой некоторый экран, за которым может быть представлена жизнь – цветы, рыбы, огонь свечи…
Алвар Аалто, легендарная ваза СавойАлвар Аалто, набор «Цветок Аалто»
В комплекте и по отдельности знаменитые аксессуары производятся с 60-х годов, став символом современного финского дизайна.
Айно Аалто, супруга и партнёр Алвара на протяжении многих лет, специализировалась на дизайне интерьеров и вела проекты независимые от её мужа, ей даже была присуждена золотая медаль за дизайн изделий из стекла и хрусталя на VI Триеннале в Милане в 1936 году. Манера упрощённой эстетики, которой отличался представленный сервиз, была высоко оценена.
Изделия Айно с серией цветочных ваз Алваро Аалто привлекли внимание международной общественности на современный финский дизайн стеклянных аксессуаров.
|
||
Финское стекло, дизайн Айно Аалто |
Свет
Свет – это огонь горящих дров. Свет – это небесное светило, которое нам дарит своё тепло и обеспечивает наше выживание, даже когда на какое-то время уходит в другие широты. В течение многих лет архитекторы и дизайнеры занимались исследованиями, воспроизводством и воплощением проектов по приручению этого потока естественного света, чтобы представить его в новой форме и другом качестве среды обитания человека.
Алвар Аалто спроектировал огромное количествосветильников, основанных в большинстве на соединении концентрических деталей, которые и сегодня не потеряли современного звучания. Множество изделий, разработанных в 50-е годы продолжают выпоускаться и в настоящее время.
Предметы иллюминации создавались с учётом индивидуальных особенностей архитектурного объекта и его интерьеров, и отличались большим разнообразием: подвесные и напольные, позолоченные и серебристые, белые и разноцветные. Светильники Аалто, на создание которых его всегда вдохновляла родная природа, воздействуют на восприятие пространства. И сегодня его творения находятся в массовом производстве и пользуются большим спросом на рынке.
Лампа А805 «Крылья Ангела» | Алвар Аалто, потолочный светильник «Ручная граната» |
Алвар Аалто, лампа А201 |
Лампа А805 «Крылья Ангела» была изготовлена для Пенсионного национального института в Хельсинки в 1955 году. Эту модель использовали в коридорах административной и финансовой части. Свет, который просачивается через тонкие стальные планки, создаёт причудливую игру теней на стенах. Вариация модели А805 – А809, спроектированная в 1950 году, предназначалась для столовой дома Луи Карре во Франции.
Образ лампы «Ручная граната» были созданы по ассоциации с германским оружием времен Первой мировой войны. Свет излучается направленно вниз. Плафон цилиндрической формы, образован из двойного слоя металла и покрыт слоем лака.
Разработанная для офисов и конференц-залов, лакированная лампа А201 была выпущена в большом числе вариаций.
Алвар Аалто, лампы для главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки |
Дизайн изделий из лакированного металла был разработан в 1965 году для системы освещения главного корпуса и библиотеки Технологического университета в Хельсинки. Лампа, прозванная «летающей тарелкой», изготовлена из нескольких пластин концентрической формы, которые способны рассеивать и отражать свет.
P.S.
Благодарная Финляндия «канонизировала» Алвара Аалто. Через сто с лишним лет после рождения Мастера, его дела живо как никогда раньше. Реставрируются наиболее значимые архитектурные объекты, ставшими эмблемами авторского стиля, печатаются биография и монографии, посвящённые профессиональной деятельности Аалто.
Кроме того, лицо великого архитектора красуется на банкнотах в 50 финских марок. Действующая фирма Артек продолжает выпускать мебель по проектам Аалто – стулья, кресла, столы, вазы и светильники. Нет ни одного дома в стране, где бы отсутствовала знаменитая декоративная ваза Савой, чья волнистая форма напоминает очертание озера.
Объекты, которые окружают человека, – не только фетиши или аллегории какой-то мистической вечной ценности. Они как живые клетки или ткани неотъемлемы от человеческой жизни. Поэтому с ними нужно обращаться соответственно, иначе существует риск, что они превратятся во что-то инородное и войдут в систему как элементы, враждебные человеку. Алвар Аалто