Одной из самых популярных и авторитетных выставок, посвящённых дизайну, считается Design Miami/Basel, которая в 2013 году восьмой раз открыла свои двери для архитекторов, кураторов, коллекционеров, спонсоров и обычных людей и представила очередные удивительные экспозиции, собранные не только со всего мира, но и из разных эпох.
На Музее Дизайна уже не раз освещались яркие и оригинальные проекты, но их список настолько огромен, что каждый посетитель будет иметь возможность открывать для себя новые имена еще в течение длительного времени.
Необходимо напомнить, что на этой выставке принимают участие дизайнеры более чем из 40 стран, а их работы распределены по 48 галереям, причем 7 из них были открыты в 2013 году и организованы на новой площадке, предоставленной швейцарскими архитекторами Herzog & de Meuron.
В этой теме вам предлагается оценить 10 ярких и запоминающихся проектов из разных галерей, которые можно было увидеть на Design Miami/Basel.
Потрясающее кресло Growth Chair от Матиаса Бенгтссона (Mathias Bengtsson), 2012 год, Galerie Maria Wettergren
На многих выставках дизайна интерьера можно увидеть оригинальные проекты Лондонского архитектора датского происхождения Матиаса Бенгтссона (Mathias Bengtsson). И, конечно, их не могли не заметить организаторы Design Miami/Basel.
Секрет популярности молодого автора заключается в том, что вся создаваемая им мебель является не только инновационной, замысловатой, но и, по словам критиков, больше похожа на произведения искусства, чем на предметы промышленного дизайна.
Одной из работ, которая позволяет отразить творческий потенциал дизайнера, является ажурное кресло Growth Chair, структура которого напоминает переплетенные ветви удивительного растения.
Как можно видеть, Матиас Бенгтссон умело управляется с исходными материалами с применением современных технологий, заставляя их преобразовываться в потрясающие формы, которые помимо своей выразительности обладают достаточной функциональностью.
В своих работах автор большое значение придает философским, техническим и скульптурным аспектам творчества, что делает каждый объект интересным, привлекательным и, безусловно, красивым.
На выставке изящное кресло было представлено во французской галерее Марии Уветтерген (Galerie Maria Wettergren), собравшей на своей площадке многие объекты современного скандинавского искусства и дизайна. К слову, она уже не один год сотрудничает с этим автором, каждый раз удивляющим своими уникальными работами.
Деревянный реликтовый стол 01 от Nucleo, 2012 год, Gabrielle Ammann Gallery
Этот, непримечательный на первый взгляд, предмет, является достаточно интересным экспонатом, так как он создан из реликтовой древесины и эпоксидной смолы. Автором стола является итальянская дизайн-студия Nucleo, возглавляемая Пьерджиорджио Робино (Piergiorgio Robino) и специализирующая в основном на создании произведений современного искусства, дизайна и архитектуры.
Но представленный ими предмет является уникальным, так как, во-первых, несколько отличается от работ, характерных для этого творческого коллектива, а, во-вторых, он призван олицетворять глубокий смысл, выражающий бесконечность и неизбежность одновременно.
Основная концепция данного проекта базировалась на отражении деструктивных процессов, которые происходят в материале с течением времени. Именно поэтому на грубоватых деревянных опорах можно заметить многочисленные трещины, а на прозрачной столешнице – наплывы, являющиеся показательными признаками старения структур.
Следует отметить, что галерея Габриеля Амманна (Gabrielle Ammann Gallery), в которой выставлялся данный экспонат, является одной из выдающихся творческих площадок дизайна в Европе. И именно в ней чаще всего можно видеть эксклюзивные работы, как известных, так и начинающих архитекторов.
Роскошное кресло-лента (Ribbon Chair) от Пьера Полена (Pierre Paulin), 1966 год, Jousse Entreprise gallery
Разве можно было подумать, что это дизайнерское кресло было создано около полувека назад? Обтекаемая сложная форма, модный принт и привлекательная цветовая гамма были придуманы и воплощены в жизнь французом Пьером Поленом (Pierre Paulin) в 1966 году.
Отличительной особенностью объектов этого автора является их современность и актуальность во все времена. Начиная с 50-х годов, предметы, созданные руками архитектора и получившими множество наград и призов, увидел практически весь мир.
И, конечно, многие галереи не отказались бы представлять именно его экспонаты. Но это право принадлежит французской галерее Jousse Entreprise, которая в своё время способствовала росту популярности Пьера Полена.
Представленное кресло-лента уже по праву считается культовым. Свое название оно получило благодаря плавным изгибам, которые легко можно получить из текстильной полосы.
Но то, как автору удалось перенести эту идею на достаточно прочные материалы получить невероятную выразительную и устойчивую конструкцию, несмотря на отсутствие привычных опор, наверное, до сих пор остается загадкой для многих.
Современный дизайн письменного стола с историей от Финна Джула (Finn Juhl), 1953 год, Dansk Møbelkunst Gallery
Галерея Dansk Møbelkunst считается ведущей в области оригинальных редких предметов датской мебели ХХ века. На её площадке можно увидеть немало потрясающих объектов, являющихся воплощением высокой эстетики, функциональности и мастерства.
Одним из таких экспонатов, представлявшихся на Design Miami/Basel в 2013 году, был письменный стол, созданный промышленным дизайнером и архитектором из Дании Финном Джулом (Finn Juhl).
Не смотря на то, что с момента появления этого предмета прошло 60 лет, он выглядит современным. Лаконичные формы, воплощенные с помощью красного дерева и металлических труб, могут стать достойным украшением офисных интерьеров. К тому же этот предмет является достаточно функциональным: имеющиеся четыре ящика позволяют вместить достаточное количество канцелярских принадлежностей и бумаг, а откидная часть столешницы практически вдвое может увеличить рабочую площадь при необходимости.
Безусловно, на различных конкурсах дизайнеров интерьера стильная мебель будет еще не один год привлекать внимание и критиков, и участников.
Пара кожаных стульев от Эйлин Грей (Eileen Gray), 1930 год, Jacques Lacoste gallery
Немало интересного можно было увидеть в галерее Жака Лакоста (Jacques Lacoste gallery), специализирующейся на объектах декоративного искусства ХХ века, а также на продвижении французского дизайна 30-х и 50-х годов.
Одним из экспонатов, заслуживающих внимания, безусловно, является пара авторских стульев работы удивительной и талантливой женщины – Эйлин Грей (Eileen Gray). Хромированные трубчатые конструкции, использованные для каркаса, являются весьма популярными в настоящее время. Поэтому тот факт, что они были изготовлены в 1930 году, невольно вызывает уважение к их создателю.
Можно заметить, что простота конструкции обманчива, так как элементы спинки стульев расположены под наклоном и через плавные дуги переходят в перекладину, что делает их более выразительными и комфортными в эксплуатации.
В качестве материала для обивки автор выбрала хорошо выделанную кожу натурального оттенка, благодаря чему эти модели стали заметными и яркими. Хотя, возможно, более элегантно кресла смотрелись при использовании материала светлых тонов.
Хочется сказать, что работы Эйлин Грей всегда опережали своё время, были уникальными и удивительными, что, конечно, вызывало неудовольствие у именитых архитекторов. К тому же она была единственной женщиной в творческом сообществе, не имеющая к тому же профильного образования.
Поэтому многие её проекты подвергались жёсткой критике, но всё же находили своих поклонников, увидели свет не редко под авторством других, более влиятельных архитекторов, а также положили начало новому направлению в дизайне и проектировании.
Многие ценители оригинальных предметов интерьера знают её знаменитое стальное кресло Bibendum с регулируемой спинкой, что было прорывом в производстве подобной мебели, изящный столик из стекла и хромированных трубок (а подобные предметы широко используются в современности при оформлении интерьеров в стиле хай-тек), и большинство других не менее эффектных вещей.
И хотя представленная пара стульев не считается самой удачной из работ Эйлин Грей, она, несомненно, позволяет получить представление о творчестве талантливого дизайнера.
Геометрические блоки-контейнеры от Сильвена Увилленза (Sylvain Willenz), 2012 год, Victor Hunt Designart Dealer
Яркий экспонат с понятными и чёткими формами можно было увидеть в галерее Victor Hunt Designart Dealer. Автором этой геометрической композиции, составленной из ваз и контейнеров, является уроженец Брюсселя Сильвен Увилленз (Sylvain Willenz).
Необходимо сказать, что молодой дизайнер получил образование в Лондонском Королевском колледже искусств и решил посвятить своё творчество созданию различных и доступных предметов быта, способных украсить многие интерьеры. При этом архитектор отдает предпочтение правильным формам, но акцентирует внимание на цветовых решениях. Вероятно, этот факт и стал решающим в его успешной карьере.
Посмотрите, как эффектно смотрятся небесно-синие контейнеры, изготовленные из стекла методом литья. В отличие от многих изделий из этого материала поверхность экспонатов не гладкая, а приятно шероховатая. Чтобы получить такую эффектную текстуру, автор нанёс на стенки формы гранулы пенополистирола. В результате были получены не только красивые, функциональные, но и удобные предметы, которые не выскользнут из рук.
Однако нужно учитывать, что для декорирования следует использовать всю группу блоков, иначе теряется изящество задумки и магия геометрии фигур, и каждый отдельный контейнер становиться всего лишь цветной ёмкостью.
Несколько слов нужно сказать и о самой галерее Victor Hunt Designart Dealer. Основным её направлением является современный дизайн, и организаторы находятся в постоянном поиске талантливых и неординарных архитекторов. На площадках этой галереи обычно выставляются предметы лимитированных серий, поэтому, не успев посмотреть их на выставке, в дальнейшем останется только возможность увидеть великолепные вещи только на фотографиях.
Дом для аббата от Жана Пруве (Jean Prouvé), 1956 год, Galeria Patrick Seguin
Наверное, многие посетители выставки Design Miami/Basel были немало удивлены, зайдя в галерею Патрика Сегвина (Galeria Patrick Seguin), так как вместо привычных экспонатов в ней можно было увидеть небольшое здание, напоминающее павильон в павильоне. Однако этот дом с красивым названием Maison des Jours Meilleurs (Дом лучших дней) и есть удивительный проект французского архитектора Жана Пруве (Jean Prouve), воплощённый в жизнь в 1956 году.
Кроме того, что эта работа поражает своей современностью (согласитесь, что и строение, и материалы, применённые для его изготовления, выглядят, как новые и трендовые), она является и исторической достопримечательностью. Это небольшое, лёгкое, но прочное здание было спроектировано для аббата Аббе Пьера (Abbé Pierre), довольно известного деятеля Франции середины прошлого столетия. Учитывая благородство целей и активный образ жизни священнослужителя, Жан Пруве, считающийся одним из самых влиятельных архитекторов того времени, разработал достойный проект, отражающий основные черты характера своего будущего хозяина: открытость, радушие, простоту и скромность.
Как можно видеть, это строение мало чем отличается от многих современных загородных домов: те же экологичные материалы (дерево, стекло, бетон и металл), такие же витринные окна, а также много свободного пространства. Поэтому его создатель, который задал новое направление в архитектурном проектировании более 50 лет назад, несомненно, достоин высшей награды и от современников.
Светильник «1050 Lamp» в стиле casual от Джино Сарфатти (Gino Sarfatti), 1951 год, Galleria О
Практически на каждой из мировых выставок дизайнеров интерьера организаторы предусматривают такую категорию, как «Освещение», в которой можно увидеть оригинальные светильники, люстры, бра и различные системы подсветки. И это не удивительно, так как с помощью этих предметов можно создать удивительную, стильную и уютную атмосферу в помещениях, а также подкорректировать неудачные планировочные решения.
Выставка-ярмарка Design Miami/Basel не стала исключением, и в её галереях всегда можно увидеть дизайнерские осветительные приборы и современных авторов, и архитекторов, творивших в прошлом столетии.
Например, Galleria О, основанная в 2009 году в Риме, представила экспонаты итальянского дизайна ХХ века. Среди них можно было увидеть работы Джио Понти (Gio Ponti), Эттори Соттсасс (Ettore Sottsass), Фонтана Арте (Fontana Arte) и многих других, пик карьеры которых был отмечен в середине прошлого века (с середины 1930-х и до начала 1970-х годов).
В этот раз вам предлагается познакомиться с проектом архитектора Джино Сарфатти (Gino Sarfatti), названный автором 1050 Lamp. Этот удивительный изящный предмет, сочетает в себе функции и лампы, и торшера. Основным материалом при его изготовлении был металл, который всегда позволяет получать различные выразительные и прочные формы. И автор в полной мере воспользовался этим свойством, в результате чего ему удалось получить светильник, где каждая деталь будто живёт собственной жизнью.
Основным элементом экспоната является жёлтый плафон, имеющий собственный держатель, позволяющий занимать лампе практически любое положение. Второй деталью, обращающей на себя внимание, является бледно-розовый круг, венчающий конструкцию. Задумавшись о его предназначении, можно предположить, что он может выполнять функцию небольшой подставки для каких-нибудь стильных элементов декора (ваз, статуэток, рамок для фотографий). Но всё же смысл этого элемента, наверняка, лежит глубже: направив на него поток света, можно максимально ярко осветить пространство, находящееся вблизи лампы. Не менее эффектно выглядит и основная стойка и её опора замысловатой формы.
Следует отметить, что эта ассиметричная композиция, позволяющая создавать удивительную игру света и тени, появилась в далёком 1951 году. Но и сейчас этот предмет достоин высших наград, так как по многим параметрам не уступает современным моделям.
Несколько слов нужно сказать и об авторе 1050 Lamp. Джино Сарфатти, родился в 1912 году в Венеции и основное образование получил в воздухоплавательном инженерном университете в Генуе. Но он стал известен не своими техническими достижениями, а созданными им многочисленными люстрами, торшерами, оригинальными светильниками, прожекторами и т.д. На его счету около 700 уникальных и впечатляющих моделей, хотя в области дизайна Джино Сарфатти был самоучкой.
Эффектный кофейный столик Греты Магнуссон Гроссман (Greta Magnusson Grossman), 1952 год, R 20th Century
Нью-Йоркская галерея R 20th Century собрала на своей площадке много интересных экспонатов практически из всех уголков мира. При этом среди современных работ здесь можно встретить и редкие старинные предметы, созданные такими креативными дизайнерами, как Уэнделл Кастл (Wendell Castle), Полом Къерхолмом (Poul Kjærholm) и др.
Одним из экспонатов этой галереи, привлекшим внимание многих, является кофейный столик оригинальной формы, созданный шведским архитектором Гретой Магнуссон Гроссман (Greta Magnusson Grossman). За свою 40-летнюю успешную карьеру она спроектировала и изготовила немало эффектных предметов интерьера и освещения, мебели, но, к сожалению, не все из них сохранились. Но насколько автор была талантлива и неординарна можно судить по представленной модели.
Первое, что обращает на себя внимание, – непривычная форма столешницы, напоминающая современную гладильную доску. Но именно она в сочетании с тёплым оттенком и ярко выраженным красивым рисунком древесины придала столику выразительный вид. Не менее впечатляюще смотрится и оригинальная опора, выполненная из замысловатой системы латунных трубок. Несмотря на изящность, она, вероятно, обеспечивает устойчивость всей конструкции.
Гармоничное сочетание скандинавского дизайна, непринужденного образа жизни и фурнитуры южной Калифорнии, несомненно, делают этот предмет актуальным и практичным для современных интерьеров.
Очаровательный низкий столик от Джио Понти (Giò Ponti), 1950 год, Nilfur
Завершает подборку эффектных экспонатов дизайнерский журнальный столик, созданный в 1950 году итальянским дизайнером и архитектором Джио Понти (Giò Ponti). Это имя известно многим, и практически каждая галерея старается получить одно из творений этого талантливого автора. Следует отметить, что он получил признание во многих отраслях: проектировании зданий и монументов, производстве мебели, изделий из керамики и стекла, издательской (например, он был основателем и главным редактором популярного и очень влиятельного журнала о дизайне Domus) и писательской деятельности.
Одна из активных итальянских галерей, Nilfur, основанная в 1979 году и специализирующаяся на мебели, системах освещения и других предметах интерьера, представила на Design Miami/Basel декоративный столик этого автора.
Как и многие экспонаты с историей, выставлявшиеся на выставке, этот предмет имеет актуальный модный дизайн: стеклянная столешница, весьма популярная в последние годы, установлена на изящные опоры. На первый взгляд может показаться, что его решётчатая конструкция на тонких ножках очень хрупкая и выполнена из дерева. На самом деле это прочный металлический каркас, специальная обработка которого позволила получить такую эффектную текстуру.
Следует отметить, что многие работы Джио Понти намного опережали своё время, что приводило в восторг многих людей в тот период, а также вызывает интерес и восхищение и в наши дни.