Сегодня на нашем форуме о дизайне интерьера мы расскажем о великом архитекторе современности, благодаря которому во многих столицах мира взметнулись вверх большие, причудливо изогнутые, сверкающие и неповторимые здания, которые навсегда изменили силуэты этих городов. Спроектированы они седовласым очкариком из Los Angeles, которому рабочим кабинетом служит небольшая будочка, обставленная скромной мебелью. Frank Gehry, от рождения наречённый Frank Owen Goldberg, появился на свет в 1929 году, в Toronto, Канада. Канадец американского происхождения, награждённый в своё время Притцкеровской премией, в Los Angeles был назван как «самый важный зодчий нашего времени» по материалам Vanity Fair.
Еще, будучи маленьким мальчиком, он был очарован творчеством лучших архитекторов мира. Вместе со своей бабушкой он строил из обрезков древесины маленькие города, развлекаясь созданием забавных домиков и футуристических городов, сидя на полу в гостиной. Небольшие обрезки дерева брали из хозяйственного магазина деда, где мальчик проводил каждое субботнее утро. Как творческий ребёнок, он много времени чертил со своим отцом. Frank много узнал о мире искусства от своей матери. По словам Gehry, отец считал его мечтателем, но именно мать приучила сына к творчеству. В 1947 году он перебрался в Калифорнию, где нашёл скромную работу в качестве водителя грузовика, одновременно поступив в колледж города Los Angeles. В конечном итоге стал выпускником Университета Южной Школы архитектуры Калифорнии. Потребовалось много времени, чтобы юноша ощутил страсть к зодчеству.
Frank пробовал себя на радио, в химической промышленности, машиностроении и утверждает, что совершил во всех случаях страшную ошибку. Будучи в поиске своего призвания и интересов, он вспомнил своё любимое искусство: посещал музеи, слушал музыку, смотрел на картины, любовался роскошными и красивыми домами – делал всё, чему учила его мать. Дни, проведённые с бабушкой за строительством домиков из блоков, вновь вернулись. Это подвигло юношу к занятиям архитектурой. Женился он в 1952 году на Anita Snyder, а в 1956 году решил сменить свое имя на Frank O. Gehry. В 1954 году окончил в качестве лучшего студента своей группы Университет Южной Калифорнии со степенью бакалавра. Переехав осенью 1956 года с семьёй в Кембридж, изучал градостроительство в Гарвардской высшей школе дизайна, но ушёл задолго до её окончания, поскольку не смог реализовать свои дальновидные идеи.
Вскоре он развёлся со своей женой в 1966 году и в 1975-м женился на Berta Isabel Aguilera, девушке из Панамы, с которой живёт, по сей день. У него всего четверо детей: от первого брака 2 дочери и от второго 2 сына.
1. Архитектура должна жаждать безвременья
Личный дом мастера в Santa Monica часто упоминается в качестве идеального примера начала его творчества. В 1978 году имение было отремонтировано под воздействием тех самых субботних поездок по утрам в лавку своего деда. При реставрации в качестве отделочных материалов были использованы гофрированная сталь, неокрашенная фанера, и прочие «утилитарные» материалы. Эта работа, которую он делал в своём собственном доме, принесла ему признание всего огромного сообщества великих архитекторов мира.
В фильме о себе Gehry заявлял, что «это было комфортно, и мы могли себе это позволить. Когда мы купили свой дом, я решил, что должен с ним что-то сделать прежде, чем мы туда въедем. Мне пришлась по душе идея оставить его таким, как есть, а не возиться с ним. И тогда в голове появилась мысль построить новый дом вокруг старого». Gehry переделал некоторые элементы, ничего не изменив в оригинальном строении, построив новое здание вокруг прежнего таким образом, чтобы получился «дом в доме». Эта работа стала для мастера символом объединения его любви к искусству и растущей уверенности в своих профессиональных задатках. Также любовь к произведениям Picasso и искусству кубизма отразилась в воплощении оригинальных форм окон и цепных ограждений, которые будут окружать его собственный особняк и принесут в будущем мировое признание и известность.
2. Пусть опыт начинается
Организованный в 1900 году несколькими частными лицами Музей Искусств Toronto, позже, в 1919 году был переименован в Художественную галерею Toronto. И в 1966 году, в очередной раз сменил название на Художественную галерею Ontario (AGO). В 1920 году музей разрешил Колледжу искусств Ontario построить новое здание с необычными деталями архитектуры на территории Университета. Реконструкция, проводимая в 2004 году, включала ликвидацию постмодернистской постройки 1992 года. AGO снова была открыта в ноябре 2008 года. Знаменитые элементы расширенного строения включали новый вход, в соответствие с исторической галереей Walker Court, Grange и южное четырехэтажное крыло, одетое в титан и синие стёкла. Наиболее характерной чертой дизайна является стекло и деревянный фасад. Завершённое расширение проекта получило широкую популярность, в частности, благодаря ограниченности в дизайне. Редакционная статья Globe Mail назвала его «сдержанным шедевром», где было отмечено, что «гений г-на Gehry заключается в его хватких адаптациях к особенным условиям».
Toronto Star назвали работу мастера «самым лёгким, простым и расслабленным шедевром с уникально красивой архитектурой, который когда-либо видел этот город». А в Washington Post было заявлено, что «реальное достижение Gehry в Toronto – это сложное перепрограммирование смеси старых пространств. Это не настолько сексуально, как титановые изгибы, и является неотъемлемой частью строения». Ему пели дифирамбы и в The New York Times: «Несмотря на взрывной характер создателя шедевра, это здание может стать идеальным примером нежного и самого выдержанного дизайна автора. Это не идеальное строение, однако, его взмывающий стеклянный фасад, похожий на корабль из хрусталя, дрейфует по городу, являясь виртуозным примером того, как можно вдохнуть в старую солидную структуру новую жизнь».
3. Лучшая ваша работа – это выражения самого себя
Грандиозный архитектор мира Philip Johnson, отправившийся в Bilbao исключительно ради того, чтобы увидеть это великолепное строение, как утверждают, заплакал и объявил Gehry «величайшим зодчим нашей эпохи», а постройку — «колоссальным зданием на сегодняшний день». Когда журнал Vanity Fair Magazine составлял список самых значимых проектов общественных зданий с 1980 года по наши дни, музей Geggenheim в Bilbao стал во главе. Подобно своему предшественнику Frank Lloyd Wright, также построившему музей Geggenheim, Frank Gehry считается самым авторитетным мастером своего времени, достигшего статуса знаменитости. Это строение изменило восприятие людьми музеев, как таковых, а также связей между архитектурой, искусством и коллекционированием.
4. Мой пример – всегда быть самим собой
На улице 8 Spruce Gehry реализовал свой очередной проект шикарного дома – первый небоскреб, который стал одной из самых высоких элитных жилых башен в истории города. В здании из 76-ти этажей находится новая общественная гимназия, а один из них полностью отдан больнице. Это событие привлекло внимание СМИ, а New York Times описал его так: «Случайная связь частных и общественных интересов, в результате стала не очевидной выгодой для обеих сторон, а политической торговлей лошадьми». Особенно захватывающей выглядит башня со стороны набережной Brooklyn. Она производит старомодное успокаивающее впечатление, даже несмотря на невероятно утончённый современный фасад. The New York Times описывает дизайн этого современного шедевра так: «Для привлечения той же чувствительности – был сделан акцент на утончённых текстурах и культивировании чувств о том, как в эпоху цифровых технологий и роботов что-то было создано человеческой рукой».
Создаётся впечатление, будто здание вращается по спирали, постоянно изменяется, по мере движения к небу. Архитектура фасадов была воссоздана с использованием 10 500 стальных отдельных панелей, каждая из которых совершенно разная по форме и размеру. 8 Spruce была создана благодаря программам компьютерного моделирования, которые архитектор применял и для Музея Guggenheim в Bilba, Испания, более десятка лет тому назад.
5. Жидкая архитектура похожа на джаз: можно импровизировать
Концертный зал Walt Disney, расположенный в Los Angeles, совсем не выглядит старомодно. Невероятно красивый фасад выполнен из нержавеющей стали, за счёт чего здание кажется взрывом, всплеском, фейерверком. Панели, словно танцуют, устремляясь от земли к небу, будто сотворённые из музыки, а не для музыки. Авторская работа знаменитого архитектора почитается им как одно из самых важных строений, где в городе Los Angeles охватывает целый блок рядом с павильоном Dorothy Chandler — позолоченным поздне-модернистским зданием, которое используется для размещения в нём филармонии и организации награждения премией Оскар.
6. Я знаю, что буду изображать на бумаге, ещё не беря карандаш в руку
Можно утверждать, что Frank Gehry — величайший художник и мастер современной арт-инсталляции. Он обожает рисовать, а это – самое начало работы над архитектурой зданий и сооружений. Его эскизы, словно поток, текут, изменяются, развиваются, становясь в конечном итоге моделями. Когда все необходимые уточнения сделаны, каждый оригинальный проект превращается в новое строение, радикально выделяющееся среди остальных сооружений в мире. Он упоминает свои эскизы, как «условности … беспорядка», а это гарантия того, что мастер далёк от шаблонов и повторений. Его наброски вдохновили легендарного Sydney Pollack использовать их в проекте «Американские художники» канала PBS и в создании фильма «Эскизы Frank Gehry». Фильм изучает процесс превращения этих абстрактных, непонятных рисунков дизайнера в реальные, трехмерные формы: завершённые здания из стекла и титана, бетона и стали, камня и дерева.
7. Мне нравятся преодоление, вызовы, взаимодействия и препятствия
После долгих и упорных отказов Gehry спроектировать здание в Las Vegas, он все же согласился разработать проект дизайна частной клиники Кливлендского центра Lou Ruvo. Учредители и дистрибьютор открыли неврологический медицинский исследовательский центр после того, как узнали об его отце, борющимся с болезнью Альцгеймера. Оказалось, что у Gehry имелся свой личный живой интерес в подобных исследованиях нарушений мозговой деятельности. Его давний друг и психиатр, покойный Milton Wexler, видел, как эти болезни лишили жизни собственную жену и трех невесток. Gehry согласился спроектировать здание, поставив условие, что болезнь Хантингтона тоже должна быть добавлена в число недугов, которые будут изучаться и исследоваться новым центром.
В комплексе спроектированы два крыла, которые объединяются между собой внутренним двором: научно-исследовательский специальный центр, размещённый в северной части здания, и так называемый центр жизнедеятельности на южной стороне. Клиника на северной стороне, состоящая из четырёх этажей, включает медицинские кабинеты, палаты для пациентов и лаборатории для исследований. Её описывают как относительно простую структуру, «состоящую из коллекции сложенных коробок с отделочными материалами для фасада дома из белой штукатурки и стекла». Дизайн офисной части напоминает нагромождённые, странные квадратные формы. Центр жизнедеятельности возвышается высокими скульптурными объёмами. Крыша, разработанная из нержавеющей стали, предназначена в качестве дополнительного пространства, которое может сдаваться в аренду для проведения свадеб, вечеринок и торжественных мероприятий. Прибыль от них будет идти на исследования центра.
8. Творчество – это всегда игра
Построенный в Праге Танцующий дом – это совместный проект с чешско-хорватским мастером Vlado Milunic. Эта постройка, напоминающая пару зданий, была сооружена на пустыре у реки. Нетрадиционное направление в архитектуре, которое соответствует дизайну такого необычного дома, было в то время очень спорным. Современная фантазия мастера выгодно выделяется на фоне известных стилей в ландшафте: готики, барокко и модерна. Gehry первоначально назвал своё творение «Fred and Ginger», поскольку дом очень походит на двух танцующих под руку людей, но потом отказался от такой интерпретации, дабы не добавлять «голливудского китча» в старинную Прагу. Стиль, в котором построен Танцующий дом, известен, как деконструктивистский, который называют иногда новым барокко. Эту странную форму здания удерживают 99 бетонных панелей, каждая из которых имеет свою форму и размер. На крыше расположена большая витиеватая структура из металла, получившая название «Медуза».
9. Используйте всё, что идёт к вам в руки
Золотая рыбка Барселоны, является известной работой архитектора, под названием Peix – признаннной скульптурной композицией в архитектуре, одной из многих в числе общественного искусства, расположенных в городе и его окрестностях. Сооружена она в Port Olympic у основания Hotel Arts – самого большого небоскреба в этой местности. Gehry получил заказ на строительство этой скульптуры для летних Олимпийских игр в Барселоне 1992 года. Огромные медные рыбы, сделанные из камня, стали и стекла глядят в сторону моря. Они переливаются на солнце подобно рыбной чешуе на поверхности воды.
Мастером были построены автономные большие рыбы для Миннеаполисского сада, а также для японского ресторана Fishdance в Kobe. Очень вдохновленный, Gehry создал линию ювелирных украшений, современных светильников, скульптур, взяв за основу эту форму. «Это было случайным попаданием в образ»,– сказал он каналу PBS. Такой интерес был вызван коллегами, которые воссоздавали греческие храмы. «Человек первоначально был рыбой около трёхсот миллионов лет назад… если вы не уверены в своём будущем… тогда стоит вернуться к этому образу, хотя бы благодаря этим скульптурам. Отчего же тогда вы остановились на греках? Когда я стал рисовать в своём альбоме рыб, позже заметил, что в этом что-то есть».
10. Мне нравится совместная работа – она толкает вас вперёд
В 2003 году Gehry вступил в партнерство с компанией Tiffany & Ко, договорившись создать коллекцию эксклюзивных ювелирных изделий, которая увидела свет в 2006 году. Полностью погружаясь в изысканное понимание структур и материалов, коллекция воплощает выразительный потенциал драгоценных металлов, камня и дерева. Эти изделия, как и его лучшие дизайнерские проекты, и современные сооружения, источают жизненную силу, умело реализованную с Tiffany через спонтанные повороты и изгибы изобретательского стиля мастера. Его прекрасные браслеты, чаши, вазы и подсвечники перенесены из образов зданий. Например, пара запонок создаёт сходство с Peix и другими его «рыбьими» скульптурами.
Frank Gehry считается наиболее значимым архитектором наших дней по веской причине. Он не только талантлив и многогранен. Его творчество, дизайн и искусство отражают нашу современную эпоху, зачастую связывая её как с прошлым, так и с будущим. Постоянно увеличивающийся список новых проектов, вероятно, принесет Gehry ещё больше славы, и ещё больше критики со стороны недоброжелателей. Все они по-своему выражают неприятие того, что в зданиях внешние эффекты доминируют над функциональностью, и не вписываются в окружающую обстановку. Но на самом деле, у мастера отвергнутых им самим проектов оригинальных домов предостаточно, что говорит о серьёзном и ответственном подходе к делу.
У вас, уважаемые читатели Форум-Града, есть любимое здание Gehry? Стоит отметить, что Музей Guggenheim в Bilbao, безусловно, прекрасное его творение, но есть нечто очаровательное и милое в конструкции «Fred and Ginger» в Праге! Как вы считаете?