Viable. Студия дизайна. Жизнеспособные проекты молодых разработчиков из Лондона

Магнус Лонг, Чарльз Тревельян, Гала Райт – современные британские промышленные дизайнеры, входящие в студию Viable, Лондон


В середине 90-х годов начался период, когда в дизайне доминировали анаморфные образы. Но в последнее десятилетие наметилось возвращение геометрических принципов проектирования с резкими краями и точностью.

То ли из-за желания обрести стабильность в беспокойно мире, или возникшие задачи создания объектов с помощью расчёта их в компьютерных программах, дизайнеры снова обратили внимание на сложные формы. Именно такой подход исповедует молодая дизайнерская компания с оптимистичным названием Viable (Жизнестойкий).

Логотип студии дизайна Viable, Лондон Магнус Лонг (1979), Чарльз Тревельян (1974) и Гала Райт (1970) основали студию в 2005 году, после того, как познакомились на Мебельной ярмарке в Милане, где каждый их них представлял собственные проекты.

От самостоятельного творчества они перешли к созданию совместных продуктов, сделав Viable общей платформой для обсуждений идей и взаимной поддержки.

Viable обосновались в Лондоне и быстро завоевали репутацию в отрасли благодаря разнообразию предложенных проектов, изобретательности и творческому таланту.

Гала Райт по специальности физик, сфера её научных изысканий – взаимодействие противоположных сил, игра оптических иллюзий, свойства материалов (прежде чем изучать проектирование мебели в Лондонском университет Метрополитэн, она была студенткой отделения физики в Оксфорде). Это откладывает отпечаток на создаваемые ею объекты, которые отличаются четкими геометрическими линями, впечатляющей механикой и неожиданным сочетанием материалов. В элегантной скамье Delta ей удалось стереть границы между жёсткой и гибкой структурой, а в светильнике Mekong люминесцентный шар заключить в стеклянный куб.

Гала Райт – современный британский промышленный дизайнер Гала Райт. Скамья Delta, 2006 Гала Райт. Светильник Mekong, 2006
Гала Райт Скамья Delta, 2006 Светильник Mekong, 2006

Чарльз Тревельян изучал научные дисциплины и инженерное дело в университете в Западной Австралии, специализируясь в области материаловедения. Окончив с отличием учебное заведение в 1995 году, думал посвятить себя научной работе. Но решил попробовать свои силы в более творческой профессии. Чарльз закончил аспирантуру, защитив диплом по трёхмерному дизайну в Университете Кёртин в 1997 году.

Чарльз Тревельян автор объекта Shelflife, объединяющего в себе стеллаж и сиденье, а также стула Helve и скамеечки для ног калиброванной структуры, что отражает его инженерное образование и огромное желание как можно лучше удовлетворить взыскательные вкусы и потребности пользователей.

Чарльз Тревельян – современный британский промышленный дизайнер Чарльз Тревельян. Система полок Shelflife, 2005 Чарльз Тревельян. Стулья Helve, 2006
Чарльз Тревельян Система полок Shelflife, 2005 Стулья Helve, 2006

Магнус Лонг – промышленный дизайнер, работает в рамках пространственного проектирования, мебели, продуктов и освещения. Преподаёт в Университете Св. Мартина в Лондоне. Помимо прагматичных функций хранить вещи, вешалка и полки для обуви Магнуса Лонга – настоящее украшение интерьера элегантными скульптурными инсталляциями. А легкомысленный «Цветочек» (Petit Fleur), подвесной светильник, технологичен и эстетичен.

Магнус Лонг – современный британский промышленный дизайнер Магнус Лонг. Вешалка для одежды Standing Hanger, 2006 Магнус Лонг. Светильник «Цветочек» (Petit Fleur), 2006
Магнус Лонг Вешалка для одежды Standing Hanger, 2006 Светильник «Цветочек» (Petit Fleur), 2006

Первый успех и известность студии принесла выставка 2005 года, которая была организована в здании бывшей гимназии в нескольких метрах от лондонского железнодорожного вокзала Сент-Панкрас. Под высокими сводчатыми потолками в просторном помещении на 400 кв. м партнёры представили 16 новых изделий, установленных на непрерывной ленте, которая извивалась по всему залу.

В 2006 году студию пригласили для участия в выставке, которую проводил Музей дизайна. Партнёры отобрали для экспозиции такие проекты, как Mekong, Standing Hanger и Shelflife.

В ноябре 2006 года участники Viable вылетели в Токио, чтобы продемонстрировать там свою оригинальную композицию из розовых пластиковых фламинго. Они выиграли конкурс, который курировал журнал Icon, создав инсталляцию на тему «Любовь».

За основу был взят транспортный контейнер с зеркальными внутренними поверхностями и заполнен фигурками розовых фламинго. Когда наступала ночь, птицы светились изнутри в виде своеобразных маяков, отражаясь бесконечное число раз в установленных зеркалах.

Studio Viable. Инсталляция «Влюблённые фламинго», Токио, 2006
Инсталляция «Влюблённые фламинго», Токио, 2006

В 2007 году Viable завоевал престижную премию Elle Deco в номинации «Лучший новый аксессуар» за модульную вешалку OTT, в которой остроумно сочетаются функциональность и простая форма.

Studio Viable. Модульная вешалка OTT-Hooks, 2007 Studio Viable. Модульная вешалка OTT-Hooks, 2007
Модульная вешалка OTT-Hooks, 2007

В этом же году творческая группа выставляла свои проекты в Лондоне и Нью-Йорке и была отмечена среди лучших творческих личностей Великобритании. Участники Viable провели он-лайновые пресс-конференции, где наглядно продемонстрировали записи, рабочие образцы, модели, выбранные из последних проектов, чтобы детально показать «творческую кухню», в которой рождаются и развиваются их идеи.

В течение 2008 года новый британский производитель мебели и аксессуаров Decode запустил выпуск серии продуктов, разработанных студией Viable. Среди них проволочный светильник, стеклянная подвеснаая сферическая лампа и рабочий стол.

Studio Viable. Лампа Orbital, 2008 Studio Viable. Лампа Orbital, 2008
Лампа Orbital

Общая концепция лампы Orbital, напоминающая распускающийся розовый бутон, построена на эффекте смягчения светового потока. Традиционно это достигается за счёт использования полупрозрачного слоя вокруг лампочки или путём отражения света от непрозрачной поверхности, когда источник излучения скрыт. Вместо этого в конструкции Orbital используется внутреннее отражение и преломления лучей: три слоя стеклянных сфер заставляет световой поток отражаться и преломляться несколько раз, что уменьшает количество рассеиваемых бликов. Тонирование стеклянных поверхностей выполнено в серых оттенках. Соединительные элементы (фитинги) изготовлены из хромированного металла, оплётка кабеля – белая. Источник излучения – светодиодная лампа Е27 мощностью 60W.

Studio Viable. Лампа Wire Light, 2008 Studio Viable. Лампа Wire Light, 2008
Лампа Wire Light

В конструкции светильника использован обманчиво простой массив из проволочных петель, который создаёт иллюзию витого внутреннего стержня. Переплетение создаёт два концентрических слоя – более плотного внутреннего, который прерывает световой поток и смягчает свет, исходящий от лампы, и наружного, пропускающего свет и создающего причудливые тени. Элементы переплетения выполнены из металла с порошковым напылением, окрашенным в белый, чёрный и медный цвета. Соединительные элементы изготовлены из хромированного металла, оплётка кабеля белая и чёрная. Источник излучения – светодиодная лампа Е27 мощностью 60W. Подходит также для эксплуатации с энергосберегающими лампочками.

Studio Viable. Настольный аксессуар Stack для дома и офиса, 2008 Studio Viable. Настольный аксессуар Stack для дома и офиса, 2008
Настольный аксессуар Stack для дома и офиса

Аксессуар Stack, изготовленный из твёрдого алюминия с анодированным матовым покрытием, поможет организовать порядок на домашнем или офисном рабочем столе. В нём компактно разместятся мелкие канцелярские принадлежности, ручки и карандаши. Кроме организующей функции, Stack – прекрасный декоративный элемент. Цветовые варианты окраски поверхности – голубой, жёлтый и белый.

Studio Viable. Рабочий стол Shelflife , 2008 Studio Viable. Рабочий стол Shelflife , 2008
Рабочий стол Shelflife

Как развитие успешного проекта блока Shelflife был разработан рабочий стол с таким же названием. В конструкции объединены письменный стол и удобное сиденье. Предназначен для компактных жилых помещений, где одновременно будет выполнять прямое предназначение и служить ярким и оригинальным украшением. Поверхность обработана полуматовым полиуретановым лаком. Подходит для всех оттенков краски по стандарту RAL.

На фестивале дизайна в Лондоне в 2008 году Viable представила три новых продукта – кресло, сиденья-пуфы и полки, изготовленные из вторичных и переработанных материалов, включая пробку, сосну, войлок и шерсть.

Studio Viable. Кресло Corker Lounge, 2008 Studio Viable. Кресло Corker Lounge , 2008
Кресло Corker Lounge

Модель Corker Lounge – низкое кресло с пробковым сиденьем, базирующимся на простой сосновой раме. Пробка сохраняет собственную температуру, не зависящую от окружающей среды, и обеспечивает сидящему максимальный комфорт. Простая конструкция деревянной рамы предусматривает экономное использование материала. Несмотря на то, что кресло изготовлено из вторичного сырья, оно надёжно и долговечно. Ещё одно достоинством мебели – её экологическая безопасность, так как все использованные материалы биоразлагаемы.

Studio Viable. Стулья Spiral, 2008 Studio Viable. Стулья Spiral, 2008
Стулья Spiral

В производстве стульев Spiral использован войлок, изготовленный из старой шерстяной одежды и пробкового листа. Шнуры плотно скручены вручную вокруг вертикального стержня. Слои окрашенной шерсти обработаны специальным составом, который предохраняет материалы от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяет эксплуатировать мебель на открытых площадках.

Studio Viable. Полки Slat, 2008 Studio Viable. Полки Slat, 2008
Полки Slat

Полки Slat – результат исследовательских экспериментов по использованию экологически безопасных материалов и технологий. Полки прямоугольной формы изготовлены из сосновых досок. Верхняя горизонтальная планка опирается на перпендикулярные стойки. Несмотря на простой дизайн, изделия очень декоративны. Предназначено для хранения книг и домашних аксессуаров.

В 2010 году Viable получила награду «Homes & Gardens Classic Design Awards» за проект стола Milton для Habitat.

Studio Viable. Стол Milton, 2010 Studio Viable. Стол Milton, 2010
Стол Milton

Стол Milton изготовлен из МДФ и массива дуба. «Мы хотели использовать традиционные в производстве мебели материалы», – говорят дизайнеры. «Нашей целью было создать качественный объект с чистыми и элегантными линиями. На самом деле, удобный дизайн упростил процесс производства». Жюри особенно отметило технологию многослойного лакирования в белом и голубом тонах. Высокие ножки стола отклонены наружу, угловой подрамник и конические ручки создают оптическую иллюзию «уменьшения».

Магнус Лонг, Чарльз Тревельян, Гала Райт – современные британские промышленные дизайнеры, входящие в студию Viable, Лондон

В 2013 году были отмечены на выставке в Милане как лучшие представители современного британского дизайна.

Коллективный опыт включает работу престижных отечественных и европейских компаний таких, как CORO, Heal’s, Innermost, 2pm, Decode, Habitat и Twentytwentyone.

Viable сотрудничает с производителями из Южной Америки и Северной Африки.

Студия производит мебель, светильники, аксессуары, создаёт тематические инсталляции, участвует в выставках, выполняет работу для крупных компаний и частных заказчиков.

По соглашению, каждый участник Viable имеет право на создание индивидуальных творческих проектов и работу в отдельной студии:

Магнус Лонг: Magnus Long Design Studio – https://magnuslong.com/
Чарльз Тревельян: Studio Trevelyan – https://www.charlestrevelyan.com/
Гала Райт: GalaWright – https://galawright.com/

  Из интервью

Когда вы (каждый из вас) впервые заинтересовались дизайном?

Магнус: Я помню, когда мне было 8 лет, мы всей семьёй проводили мозговой штурм по поиску альтернативного использования шариковой ручки. Мне пришла в голову идея использовать ручку как устройство для посева семян – наполнить ими стержень и ронять в почву зёрнышки, которые будут скатываться при наклоне ручки вниз. В конце концов, мы придумали более 80 вариантов альтернативного использования. Такие гимнастики для ума часто практиковались в нашей семье, их особенно поддерживал мой отец.

Гала: Меня всегда интересовало, каким образом собраны различные объекты, например, игрушечные роботы моих братьев, их автомобили и картонные коробки меня привлекали больше, чем куклы. Моя мама с увлечением коллекционировала мебели, текстиля и керамики, что оказало огромное влияние на моё решение посвятить себя дизайну различных объектов.

Чарльз: У меня похожая ситуация. Думаю, что влияние родителей было ключевым фактором. Мой отец, инженер-механик, всегда конструировал для нас игрушки и поощрял наш интерес к исследованию, а у мамы был острый глаз на дизайн с точки зрения его художественной стороны. Первый намёк на дизайн у меня получился, когда я хотел создать 3D открытку из бумаги и картона для семейного торжества. В школе я не изучал изобразительное искусство или дизайн, интерес к этому виду деятельности проявился позже, во время учёбы в университете.

Почему вы решили изучать проектирование?

М: Я никогда не рассматривал объекты с точки зрения дизайна. Я изучал математику, физику, прежде, чем посвятить себя проектированию мебели и других продуктов. В дизайне меня привлекла возможность объединить логику, творчество и абстрактное мышление. Мне нравится сам процесс исследования.

Г: Моё школьное образование было довольно академичным, поэтому я поступила в университет, где сначала изучала физику, через некоторое время я разочаровалась в том, что я делаю, и сделала перерыв, чтобы подумать о том, как лучше использовать свои мозги…

Ч: Я получил высшее образование и многие считали, что я пойду по научной стезе. Но передо мной стоял выбор, чем мне лучше заняться – наукой, техникой или более творческой работой, например, архитектурой или дизайном. Я знал, что всегда смогу вернуться к научным изысканиям, и выбрал изучение материаловедения. Хотя внутренне осознавал, что меня больше привлекают творческие дисциплины. Поэтому я попробовал в течение года поучиться в художественной школе, в которой преподавался достаточно широкий спектр предметов, включая дизайн объектов и мебели. У меня получилось объединить несколько разных направлений и заняться 3D-проектированием через графический дизайн.

Какие из ваших ранних проектов были наиболее важными для выработки собственного подхода к работе?

М: В вешалке-стойке (Standing Hanger) я реализовал концепцию, которую первоначально прорабатывал пятью годами раньше, во время учёбы в университете – это был проволочный каркас. Я изучал привычки разных людей по ежедневному обращению со своей одеждой: от стиральной машины до платяного шкафа в спальне. Было очень увлекательно выслушивать ответы на мои вопросы от самых разных людей. Мне хотелось создать конструкцию, которая бы наилучшим образом помогала пользователям хранить одежду, а также имела инклюзивный дизайн, предполагающий многофункциональное использование.

Г: Хотя мой подход к дизайну постоянно развивается, я бы сказала, что он всегда имеет научное обоснование, например, такой была конструкция шезлонга, в которой функционирование спинки, качалки, крепёжных деталей опираются на точные законы механики.

Ч: Я не могу назвать какую-то одну конкретную вещь потому, что чувствую, что мой подход формировался в течение многих лет в других областях дизайна, и мои ранние работы были результатом этих идей. Сейчас мой подход к дизайну варьируется в зависимости от проекта.

Что было такого в работах каждого из вас, что вы захотели проектировать вместе?

Когда мы встретились в Милане в апреле 2005 года, мы знали очень мало о работах друг друга, только о тех, что были представлены на выставке. В то же время мы все считали оформление мероприятия не слишком удачным, и между разговорами и напитками начали рисовать картины идеального выставочного стенда (кстати мы использовали эти идеи 5 месяцев спустя, когда запускали проект выставки в гимназии в столичном районе Кинг Кросс).

Мы обсуждали идею создания совместной дизайнерской студии и знакомились с портфолио друг друга. У каждого из нас были совершенно разные стили, и мы почувствовали, что смогли бы создать более сильные и динамичные проекты, работая вместе. Самое главное, что мы узнали друг о друге, – это то, что нас объединяют общие творческие цели, приверженность и преданность нашей профессии. И ещё мы поняли, что смогли бы отлично работать в одной команде.

Как вы создаёте коллективный проект? У вас существует разделение труда?

У каждого из нас различный опыт и навыки, которые мы привносим в общую работу. Но принципиально мы все дизайнеры, и поэтому у нас нет каких-то конкретных ролей в студии. Мы работаем вместе с самого начала проекта, у нас появляются идеи, которые мы можем принять или от которых можем отказаться. Мы вырабатываем общую концепция дизайна, который развивается и совершенствуется до тех пор, пока не будет удовлетворять каждого из нас. Конечно, мы используем в интересах проекта особые навыки, которыми обладаем. Например, Чарльз делает основную графическую работу, мы все вносим свой вклад, и ежедневно обсуждаем насущные вопросы.

Как появился проект «Цветочек» (Petit Fleur)?

М: Светильник имеет красивую форму с выпуклой «талией». Он изготовлен из стела, что позволяет видеть и понимать, что происходит внутри. Petit Fleur задумывался как декоративная лампа, напоминающая пачку балерины с картины Дега. Однако, наиболее важным аспектом проектирования является то, как распределяются тени в пространстве. Лепестки крепятся в нижней части светильника через большое отверстие в центре. Детали изготовлены с помощью технологии лазерной резки и упаковываются в отдельные картонные коробки. Это облегчает хранение и транспортировку в больших объёмах.

Как вы проектировали Mekong?

Г: Я хотела разработать объект, основанный на свойствах зеркального отражения. Стол Меконг при включённом источнике света, заключенного в куб, производит множество отражений. Светильник съёмный, может функционировать самостоятельно.

Как создавался такой предмет мебели, как Shelflife?

Ч: Мне хотелось создать объект с особенными визуальными и функциональными характеристиками. Мне показалось уместным соединить удобное для чтения сиденье и книжные полки. Отправной точкой был стул, он определял форму и структуру стеллажа. Я хотел избежать того, что выглядело бы как «многоцелевая» мебель. Стул и тумбочка стали частью различных угловых и прямых полок, которые обеспечивают достаточный диапазон для хранения вещей и экономии пространства. Общая форма имеет подчёркнуто графическое оформление.

Как в ваших работах соблюдается баланс между дизайнерской концепцией и коммерческой составляющей?

М: Ко мне сначала приходит идея дизайна, а потом уже возникает вопрос о том, будет ли проект иметь коммерческий успех. Если ответ «нет», значит, нужно ещё поработать по усовершенствованию объекта. Существует множество критериев «хорошего дизайна», и для меня сюда входит и коммерциализация в том смысле, будет ли востребован продукт потребителем или нет. Абстрактные идеи без чёткой цели, вероятно. ещё за пределами проектирования.

Г: Я думаю, это зависит от проекта. Различные проекты предназначены для достижения разных результатов. Хотя идеальный продукт тот, который представляет интерес и для потребителей, и для производителей. Безусловно, для нас важно повышать коммерческую привлекательность нашей продукции, когда мы добились успеха в привлечении внимания к нашей работе.

Ч: В нашей дизайнерской студии мы проектируем продукцию на основе традиционных и новых технологий. будет прекрасно, если наша деятельность будет иметь коммерческий успех. Пока мы ещё формируем свою репутацию в мире дизайна, работаем «на портфолио».

Ваши цели изменились с тех пор, как вы объединились в Viable?

Мы строим динамичную дизайнерскую студию по производству идей для технологичных продуктов. Здесь мы взаимодействуем и взаимно обогащаем опыт друг друга. Эти цели практически не меняются с течением времени. Наше творчество стало теснее, наша общая увлечённость в работе над различными проектами позволило нам создать нечто большее, чем простое объединение трёх дизайнеров, и думаем, люди обязательно заметят и оценят результаты нашей деятельности.

Оставьте комментарий