Выставка «The X Ray Audio» посвящена истории подпольного самодельного производства дисков с записями запрещённых зарубежных исполнителей в СССР.
Его авторы – Музыковед С. Коутс, музыкант А. Колковский и фотограф П. Хартфилд.
Период холодной войны советским гражданам запомнился многочисленными запретами, в том числе в сфере культуры.
В домагнитофонную эпоху искусство западных исполнителей было недоступно для широкой общественности, но меломаны нашли оригинальный выход из ситуации.
С помощью обычных патефонов записывались джаз и рок-н-ролл на толстых рентгенограммах, большинство которых добывались из мусорных контейнеров больниц или у знакомых медсестёр из соответствующих отделений поликлиник.
Некоторые энтузиасты для получения необходимого материала, рисковали здоровьем, делая по несколько просвечиваний за короткое время.
Для придания круглой формы использовались маникюрные ножницы, отверстия в центре прожигались сигаретами.
С «дисков» звучали голоса Элвиса Пресли, Дюка Эллингтона, Эллы Фитцжеральд, групп Роллинг Стоунз и Битлз, русских эмигрантов – Александра Вертинского и Петра Лещенко.
«Носители» звукозаписи были хрупкими недолговечными из-за быстрого стирания эмульсии, буквально после 3–4-х прослушиваний приходили в негодность.
Дешевизна делала этот вид бутлегерства предприятием востребованным и доходным, хотя и небезопасным с точки зрения законодательства, грозящего за подобную деятельность лишением свободы.
Но это не останавливало желающих приобрести музыку на снимках «чужой диафрагмы», как пел об этом движении легендарный Виктор Цой.
Идея устройства выставки «The X Ray Audio» в лондонской галерее Horse Hospatal пришла Стивену Коутсу во время гастролей в Санкт-Петербурге, где во время прогулки по блошиному рынку он обнаружил у одного из торговцев необычными артефактами.
Здесь музыкант получил богатую информацию о кустарном производстве, узнал, что один из таких экземпляров был подарен сэру Полу Маккартни.
Музей Дизайна уверен, что молодому поколению читателей будет интересно познакомиться с историей музыкальной субкультуры времён молодости их дедушек и бабушек.