Martí Guixé. Марти Гиксе. Промышленный дизайнер. Нетипичные идеи каталонского экспериментатора

Марти Гиксе – современный испанский дизайнер


Марти Гиксе – один из наиболее нетипичных дизайнеров современности. Проницательный, прямой и искренний, как и все его проекты. Он предлагает объекты нетрадиционные, применение которых может меняться в зависимости от обстоятельств, они всегда интерактивны, обладают способностью вступать во вдумчивый диалог с пользователем.

Главный материал талантливого каталонца – это его идеи. В мире дизайна с ним часто спорят, соглашаются, ругают и превозносят. Его работы, необычные и любопытные, выполнены с большой долей юмора и иронии, в них функция имеет большее значение, чем форма.

Марти Гиксе. Клавиатура с «золотой» клавишей

Например, клавиатура с золотой (на самом деле позолоченной) клавишей $4, сделана с целью, чтобы каждый владелец компьютера мог продемонстрировать миру, что он достиг больших финансовых успехов.

Марти Гиксе генерирует «гениально простые и удивительно серьёзные идеи». Он делит свое время между родной Барселоной и Берлином, имеет множество клиентов в Италии, поэтому летает самолётом практически каждую неделю.

Несмотря на насыщенный график, много времени тратит на судебные разбирательства по вопросам интеллектуальной собственности. Он один из профессиональных дизайнеров, чьи разработки чаще других используются в качестве плагиата недобросовестными коллегами.

«Моя работа основана на идеях, а по мнению многих, работа с идеями ничего не стоит, поэтому их легко заимствуют, немного меняют форму, и выдают за свои. Проблема в том, что мои идеи существуют в определённом контексте, с которым связаны очень тесно. Тот, кто копирует превращает оригинальную концепцию в банальный гаджет».

Он называет себя «экс-дизайнером», подчёркивая, что намерен открывать новые горизонты, проектирует продукцию для Authentics и интерьеры для сети магазинов Camper, разрабатывает концептуальные проекты, изобретает новый способ подхода к культуре потребления продуктов питания.

Как «дизайнер продуктов, который ненавидит объекты», Марти Гиксе разрабатывает новые образцы, о которых он говорит:

«Я нуждаюсь в них, чтобы сосредоточить внимание на функциональности изобретений, а не на их внешнем виде или материалах, из которых они изготовлены».
  Моменты славы

Марти Гиксе родился в Барселоне в 1964 году. Ещё в ранней юности серьёзно заинтересовался дизайном. Изучал проектирование интерьеров в Высшей технической школе Элисава в родном городе (1983–1985) и промышленный дизайн в Миланском Политехническом институте (1986). Позже, в середине 90-х годов, работал в качестве консультанта по вопросам дизайна в Сеуле.

К этому времени относится начало долгого сотрудничества с компанией Camper, известного испанского производителя обуви. В 1998 году спроектировал для этой торговой марки интерьер магазина в Лондоне, и с тех пор продолжает оформлять торговые центры Camper по всему миру, придумывая для каждого из них оригинальную концепцию, размещая, например, на фирменной упаковке антимаркетинговый слоган «Если вам это не нужно, не покупайте!»

Марти Гиксе. Интерьер магазина Camper в Нью-Йорке Марти Гиксе. Интерьер магазина Camper в Мадриде Марти Гиксе. Интерьер магазина Camper в Париже
Интерьеры магазина Camper в Нью-Йорке, Мадриде и Париже
Марти Гиксе. Скотч «Футбольный мяч» Марти Гиксе. Щёточка для клавиатуры «Ключ»
Скотч «Футбольный мяч» Щёточка для клавиатуры «Ключ»

Такой же анархический юмор присутствует и в других работах дизайнера: от рулонов скотча, на который нанесены изображения фрагментов футбольного мяча (при желании можно скатать из клейкой ленты шарик в виде футбольного мяча), до Ключа-кисти для чистки клавиатуры компьютера.

Дизайнер прославился своими творениями из различных продуктов питания такими, как авторучки из солодки или декоративные кубки из гороха, а также различными приспособлениями для кухни.

В 1990 году создал собственную студию в Барселоне, а через 3 года решил переехать в Берлин, город более спокойный на тот момент. С тех пор изменил направление своей работы, оставив условный дизайн, занявшись дизайном экспериментальным.

Марти Гиксе работает в самых разных областях, которые старается привести во взаимодействие. Он не верит в вдохновение, только в знание и обучение и опыт. Работает с кулинарами, пищевыми технологами, медиками так же, как с архитекторами, художниками и маркетологами, что позволяет ему создавать проекты единственными в своём роде.

Награды:

  • 1985 – Медаль INFAD за дизайн интерьеров
  • 1999 – Приз Ciutat от Barcelona Design
  • 2003 – Первый приз от Expohogar за проект Plant-me pets
  • 2004 – Награда Design Plus за проект Plant-me pets от Frankfurt Ambiente
  • 2004 – Награда за полезный и красивый дизайн, Vancouver, Canada
  • 2006 – Премия за оформление ресторана FoodBALL от Travel and leisure (США)
  • 2007 – Премия за вклад в развитие национального дизайна от правительства Каталонии

За свою продолжительную карьеру Марти Гиксе выставлялся в лучших музеях современного искусства – MACBA в Барселоне, Центре Помпиду в Париже, MoMA в Нью-Йорке. В 2007 году был награждён Национальной Премией Дизайна, учреждённой администрацией Каталонии, за выставки 2006 года в Германии, Каталонии, Италии и Японии, где были представлены избранные образцы его работ, которые характеризовались поиском новых походов к дизайну пищи и среды её потребления.

В адрес дизайнера высказывались и критические замечания, но дизайнер уверяет, что они ему необходимы.

В числе клиентов Гиксе – Alessi, Authentics, B-signo, Camper, Cha-cha, Chupa Chups, Corraini, Danese, Dentsu, Desigual, Taladro, Droog Design, Esencial Mediterraneo, Галерея H2O из Барселоны, Imaginarium, Isee2, KesselsKramer, Mediamatic, Magis, Nani Marquina, Festival de Roma, Italia Saporiti, Trico, Lustre Muy, Vitra, Watx.

В число самых знаменитых работ Марти Гиксе входят:

Марти Гиксе. Настенные часы для Alessi Марти Гиксе. Модульная мебель Free Port для фирмы BD (Barcelona Design) Марти Гиксе. Светильник Cau Lamp для Danese
Настенные часы для Alessi,
выполняющие роль листочков для заметок
Модульная мебель Free Port
для фирмы BD (Barcelona Design)
Светильник Cau Lamp для Danese
Марти Гиксе. Лента Do Frame Марти Гиксе. Серия игрушек Me Too My Zoo Марти Гиксе. Диван Scala Sofa для Mixing Media
Лента Do Frame (Сделай рамку)
для компании Droog Design
Серия игрушек Me Too My Zoo для Magis Диван Scala Sofa для Mixing Media
Марти Гиксе. Упаковка для продукции Estrella Damm Марти Гиксе. Ковёр News для Nanimarquina Марти Гиксе. Интерьер ресторана Candy в Токио
Упаковка для продукции Estrella Damm Ковёр News для Nanimarquina Интерьер ресторана Candy в Токио

Слава не мешает Марти Гиксе жить жизнью обычного человека:

«Я встаю, иду в студию и работаю, потом возвращаюсь домой и ложусь спать. Стараюсь иногда путешествовать поменьше, чтобы сконцентрироваться на текущих проектах. Я с удовольствием всегда перемещался бы пешком. Теоретически, путешествовать важно, так как мои проекты очень специфичны, а клиенты рассеяны по всему миру, но я нуждаюсь в том, чтобы остановиться и запереть себя для творчества».
  Гастрономический дизайн

В 1997 Марти Гиксе свой первый техно-гастрономический проект назвал «Spamty Techno-tapas».
Идея заключалась в том, что еда адаптируется к различным ситуациям, возникающим в повседневной жизни – например, вы перекусываете, сидя за компьютером. Techno-tapas – закуска из натуральных продуктов, которую можно брать пальцами, не боясь испачкаться.

Марти Гиксе. Techno-tapas – закуска из натуральных продуктов Марти Гиксе. Spamt – закуска из натуральных продуктов

Дизайн продуктов – как прикладное направление проектирование зародилось в Барселоне в 1997 году, когда был представлен проект SPAMT и Бар Techno Tapas экс-дизайнера Марти Гиксе. После последовали выставки в престижных галереях, и дизайнер приобрёл международную известность.

Дизайн продуктов питания задуман как создание объектов из съедобного материала, но в то же время не имеющий никакого отношения к кухне, традициям и гастрономии. Марти предложил новый путь, чтобы продукты были восприняты с необычной точки зрения, как особая система проектирования в пищевой промышленности, пропагандирующая продукты через визуализацию и интерпретацию. Марти Гиксе стремится изменить привычный способ употребления пищи и пространство, где происходит этот процесс.

Марти Гиксе. Фруктовая рюмка Марти Гиксе. Фруктовая рюмка

Марти Гиксе пришла в голову идея создать исчезающие предметы и материалы (не разрушая, а трансформируя и усваивая их на 100%). Гиксе предлагает создавать объекты из съедобных продуктов, которые бы были эргономичными, функциональными, интерактивными, способствовали общению, и на вид крайне современными и вневременными одновременно.

Реализацией задуманного стал фруктовый стакан – яблоко превращается в рюмочку для спиртного с помощью простых манипуляций. Достаточно проделать отверстие, и, пожалуйста, аперитив сервирован. Употребив напиток, можно закусить кусочком фрукта, таким способом трансформировать материю (кожуру и мякоть фрукта) в энергию. Вдобавок Марти Гиксе разработал Apple Schapps Tools – 10 инструментов для изготовления «посуды».

Марти Гиксе. 3D-закуска Марти Гиксе. Пирожные iCakes Марти Гиксе. Трёхмерная закуска Atomica
3D-закуска– надрезанный фрукт, который позволяет убедиться, что исходный продукт получен целиком
и может быть собран или разобран по частям
Пирожные iCakes – десерт в графическом стиле, где цвет указывает
на процентное содержание ингредиента.
Украшение превращается в информацию.
Трёхмерная закуска Atomica
  Приспособления для кухни

«Коммуникаторы»

«Коммуникаторы» – не столько металлическая посуда, сколько инструменты для общения.

Марти Гиксе. «Коммуникаторы» – металлическая посуда Марти Гиксе. Коммуникатор «Стрелка» (Arrow)
Коммуникатор «Стрелка» (Arrow).
В центре ёмкости помещена стрелка,
на которой можно писать сообщения.
В чашу можно положить фрукты, конфеты,
личные вещи, а потом оставить сообщение –
личное, напоминание или адресованное всем сразу
Марти Гиксе. Коммуникатор «Воздушные шарики» (Balloons)
Коммуникатор «Воздушные шарики» (Balloons).
Ёмкости с тремя «шариками»,
которые можно использовать в качестве поверхности для написания сообщений.
Положив фрукты, сладости, всё что угодно,
можно оставить записку на воздушном шарике –
способ поделиться мыслями
или изложить инструкции на день
Марти Гиксе. Коммуникатор «Растение» (Plant)
Коммуникатор «Растение» (Plant).
Небольшая ваза растением в качестве вертикального элемента.
В вазу можно поместить ручки, канцелярские принадлежности, а также кухонные
или другие бытовые принадлежности.
На «ствол» можно повесить записки личного
или делового характера,
листочки с текущими заметками.
Можно использовать как дома, так и в офисе


Штемпель для продуктов

Художники подписывают свои картины, компании маркируют продукцию фирменными логотипами. Марти Гиксе считает, что произведение кулинарного дизайна также должно быть отмечено авторским знаком. Для этого и спроектировал штемпель для продуктов. Не беспокойтесь, он не заправлен чернилами, вместо них используется бальзамический уксус, годится и любой цветной соус.

Марти Гиксе. Штемпель для продуктов Марти Гиксе. Штемпель для продуктов
Марти Гиксе. Штемпель для продуктов Марти Гиксе. Штемпель для продуктов
Штемпель для продуктов

Сцены инсталляции «Mealing» (2009)

Дружеская атмосфера, микро закуски, встреча с новыми людьми, неожиданные действия и большая керамическая кружка в руках.

Марти Гиксе. Сцены инсталляции «Mealing» Марти Гиксе. Сцены инсталляции «Mealing» Марти Гиксе. Сцены инсталляции «Mealing»

Гиксе постоянно что-то изобретает, проектирует. Например, изделия из шоколада.

«Мне не интересна шоколадка в форме цветка, меня больше привлекает идея съесть какой-нибудь компьютерный гаджет. Я постоянно ищу образы в мире технологий. Мне ближе вещи, имеющие отношение к новым технологиям, чем природа, идеализированная цветочками».
  Дизайн интерьеров

Каталонский дизайнер известен многочисленными проектами в области оформления интерьеров.

Многолетнее сотрудничество с торговой маркой Camper вылилось в создание разнообразных проектов по оформлению интерьеров магазинов, открытых в Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке, Стокгольме… Для каждого заведения была разработана индивидуальная концепция.

Марти Гиксе. Интерьер магазина Camper в Мадриде
Интерьер магазина Camper в Мадриде

В Мадриде на улице Хорхе Хуана магазин Camper стал первым заведением, где публика привлекалась для рисования граффити на стенах внутри помещения. Эта же идея отличает оформление обувной коллекции «Шагаем в прогресс» (Walk in Progress): просторное помещение хорошо просматривается, меблировка выполнена из переработанных материалов. Дизайнер комбинирует графику, архитектуру и сценографию:

«Я пытаюсь создать не бутик, а систему, которая функционирует и отдает по максимуму. Слишком много модных магазинов, поэтому должен быть пример более дружелюбного пространства».

Марти Гиксе изобретает интерактивные помещения, которые приглашают посетителей взаимодействовать, писать, рисовать, думать, делиться впечатлениями, общаться или оставлять сообщения. В сотрудничестве с Camper был открыт магазин здорового питания Camper FoodBALL, причём определение назначения этого заведения самое широкое – бар, ресторан, пункт быстрого питания, место встреч, то есть место, легко адаптируемое к различным ситуациям.

Марти Гиксе. Интерьер магазина здорового питания FoodBALL Марти Гиксе. Интерьер магазина здорового питания FoodBALL Марти Гиксе. Интерьер магазина здорового питания FoodBALL
Интерьер магазина здорового питания FoodBALL

Ресторан конфет Candy в Токио – единственное в своём роде заведение, где повар готовит лакомства, которые подают гостям с инструкцией по их правильному поеданию. В 2007 году Марти Гиксе спроектировал оригинальное пространство «чтобы есть конфеты». Заведение было открыто в здании Marinouchi. В центре расположена зона приготовления, где кондитеры создают блюда, и огромный круглый стол для дегустации конфет.

Марти Гиксе. Сервировка в ресторане конфет Candy в Токио
Марти Гиксе. Сервировка в ресторане конфет Candy в Токио 

Марти Гиксе. Интерьер ресторана конфет Candy в ТокиоМарти Гиксе. Интерьер ресторана конфет Candy в Токио

Марти Гиксе. Интерьер ресторана конфет Candy в Токио

 
Интерьер ресторана конфет Candy в Токио

Музей компании Alessi в Париже (2008) и павильон Alessi на Миланской выставке (2011) как пространства, предназначенные не только для экспозиции, но и для приобретения товаров.

Марти Гиксе. Музей компании Alessi в Париже (2008) Марти Гиксе. Павильон Alessi на Миланской выставке (2011)
Музей компании Alessi в Париже (2008) Павильон Alessi на Миланской выставке (2011)

Оформление магазина детских игрушек Imaginarium предусматривает свободный доступ гостей, детей и взрослых, к каждому выставленному товару. Но главной целью инсталляции является не коммерция, а образование, воспитание таких ценностей, как дружба, понимание мира, сосуществование, положительные эмоции, творческое и экологическое поведение.

Марти Гиксе. Интерьер магазина детских игрушек Imaginarium (2011)
Интерьер магазина детских игрушек Imaginarium (2011)
  Возрождение древнего ремесла

Интересы Марти Гиксе распространяются на древнее ремесло – ковроткачество. Для известной фирмы Nanimarquina была изготовлена серия ковров, обладающими высокими художественными и эксплуатационными свойствами.

Марти Гиксе рассказывает, что магия ковров Керман, родилась около 1500 года. Жители деревни, расположенной в центре Ирана, среди гор и у границ пустыни Лут, были искусными мастерами, создававшими ковры различных размеров и великолепных рисунков на протяжении XVI и XVII веков. Позже традиция угасла, но опять возобновилась в XIХ веке, и Персия стала основным производителем ковров в мире.

Марти Гиксе. Ковёр Extended

Ковёр Extended

Extended – традиционный персидский ковёр, изготовленный вручную, который имеет самое широкое поле использования. Современный, с удивительной графикой, отражающей характер самого автора, чьи работы несут в себе новое пониclass=»alignleft»мание сути вещей и эмоциональное воздействие. Любовь Марти Гиксе к контрастам воплотилась в этом произведении – традиционном и современном, классическом и модclass=»alignleft»ернистском. Каждый монохромный участок представляет определённое количество цвета.

Марти Гиксе. Ковёр Ghost Марти Гиксе. Ковёр Ghost Марти Гиксе. Ковёр Ghost
Ковёр Ghost

Ghost – ковёр ручной работы из новозеландской шерсти. В нём заключена затейливая игра теней чёрного и белого, смесь яркая и таинственная, старинная и в то же время новая. Насыщенный рисунок производит впечатление ускоренного ритма. Марти Гиксе решил воскресить старый ковёр Керман, дав новую жизнь живописным птицам, цветам, лошадям и оленям, которые появляются и исчезают, как … призраки.

«Каждый день я делал маленькую часть, иногда раскрашивал днём, иногда ночью. Графическая аритмия отражает мои различные настроения, которые я переживал в течение 3-х месяцев, пока работал над ковром, что придаёт «Призраку» (Ghost) мистический элемент».
Марти Гиксе. Ковёр News Марти Гиксе. Ковёр News Марти Гиксе. Ковёр News
Ковёр News

News – авангардные ковры производят сильное визуальное впечатление. Они выполнены в одной геометрической форме, но в двух размерах, и в поразительном цвете. Простые и яркие, с округлыми очертаниями, они напоминают графические призывы купить товар. Интенсивный красный цвет вбирает в себя всё внимание и заставляет пульс биться чаще. Кромки напольного ковра придают динамизм всему окружающему пространству, ассоциируется с кругом, который приносит только добрые новости.

  Разговаривает с объектами
Марти Гиксе. Диванные подушки Xarxa для Danese
Диванные подушки Xarxa для Danese
Марти Гиксе. Конструкция Free Port для BD
Конструкция Free Port для BD

Этот специальный язык проявляется в вещах, которые постоянно расширяют зоны своего использования. Например, диванные подушки Xarxa для Danese, которые могут служить сиденьем, диваном или кроватью (чтобы иметь возможность вздремнуть во время сиесты).

Или конструкция Free Port для BD, блок полок, состоящий из 4-х модулей, с помощью которых можно создавать различные конфигурации.

Гиксе признаётся, что сегодня он более проницателен, чем когда начинал во времена, «когда дизайн был очень пассивным и негибким, с жёстко заданными принципами, основанными на параметрах архитектуры 70-х и 80-х годов. Сегодня мир дизайна более аморфный, стремящийся смешению всего и вся».

Дизайнер считает, что современному проектированию очень помогают новейшие технологии, хотя и призывает не делать из них идолов для поклонения.

«С новыми технологиями уже не функционирует традиционная мебель. Сегодня мы все сидим за столами на стульях, но если будем работать в основном с айпадом, мы должны пересесть на диваны. Процессы перемен в обществе, обусловленные новыми возможностями, которые дают цифровые технологии, заставляют менять поведение. Всё постоянно изменяется, всё достаточно временно. Мы живём в эпоху, которая нам позволяет творить в другой манере и в этом смысле дизайну будет что сказать».
Марти Гиксе. Диван Scala Sofa для Mixing Media
Диван Scala Sofa для Mixing Media
Марти Гиксе. Кровать Biom для Mixing-Media
Кровать Biom для Mixing-Media

Интерактивность – характерный знак нового времени, и Марти Гиксе всегда осознавал, что взаимодействие превратится в современную форму существования объекта. В этом направлении предложил проект кровати Biom для Mixing-Media, в которой предусмотрено большое подвижное изголовье-экран, которое позволяет по своему усмотрению и вкусу видоизменять пространство.

«Объект – это не только форма и материя, он вступает с вами в разговор, просит о чём-то. Такой тип проектирования можно определить как двухмерный дизайн, более интересный, хотя и более сложный в смысле продукта, предназначенного для продажи».

Диван Scala Sofa для Mixing Media. Сидения расположены ступеньками, как трибуны на стадионе, позволяют комфортно сидеть или, если позволяет неформальная обстановка, полулежать.

Марти Гиксе. Лампа-книга Марти Гиксе. Лампа-книга
Лампа-книга
Марти Гиксе. Светильник Cau Lamp для Danese
Светильник Cau Lamp для Danese

Лампа-книга существует в подвесном и настольном вариантах. Подвижный абажур, который функционирует как экран, выполнен из ткани ручной работы, каркас – из нержавеющей стали и метакрилата, источник света – LED.

Светильник Cau Lamp для Danese. Конструкция объединяет в единый объект традиционное освещение и промышленную рабочую лампу. Кажется, что абажур излучает свет и создаёт причудливую игру теней. Цвета, в которые окрашены компоненты лампы, усиливают общее впечатление.

Марти Гиксе. Часы «24h Sentence Maker» для Alessi
Часы «24h Sentence Maker» для Alessi

Гиксе уверен, что есть объекты, которые должны изменить своё назначение. Эту идею он воплотил в настенных часах.

«Сегодня часы есть везде – в компьютерах, микроволновках, смартфонах. Какой смысл в настенных часах?»
Марти Гиксе. Игрушка Plant Me Pet
Игрушка Plant Me Pet

Гиксе своим настенным устройством «24h Sentence Maker» показывает, что новая область использования гораздо продуктивнее, чем просто указание на текущее время. На циферблате часов из белого алюминия, которые компания Alessi выпустила на рынок, можно наносить заметки так, что стрелки указывают на запланированное действие. Например, 8:10 «Пора позавтракать».

Plant Me Pet – маленькая игрушка с глазами из семян растений.

Юный владелец должен принять сложное эмоциональное решение – оставить у себя любимую игрушку или закопать её в землю, чтобы получить в собственность живое растение.

  Из интервью

Марти Гиксе – современный испанский дизайнер

Слоган вашего сайта – «гениально простой и удивительно серьёзный». Что это значит? И как это выражается в вашей работе?

Фраза обычно используется, когда хотят сказать «это что-то особенное», в моих продуктах это присутствует и развивается.

Как бы вы определили свою роль в качестве дизайнера?

Решающий проблемы и стилизующий объекты.

Это определение изменилось с течением времени и с развитием вашей карьеры?

Я как экс-дизайнер стараюсь работать по современным параметрам потребительского спроса.

Какие главные критерии влияют на развитие вашей работы и карьеры?

Мой ключевой критерий – это быть современным и мыслить современно.

Оглядываясь назад к прошлым работам, скажите, какие из них доставили вам наибольшее удовольствие?

Те, которые не пытались выглядеть красиво с помощью формы и материала.

Каковы сейчас ваши цели в дизайне?

Как экс-дизайнера меня интересуют системы.

Вы когда-то процитировали: «Я пытался избежать формы проекта и спроектировать чистую функцию». Вам удалось добиться этого в своих работах? Если да, то как?

Есть несколько продуктов, в которых форма не важна, более значимой является функция. Думаю, что путь к этому – работать в основном с идеями, в связи с которыми смешно говорить о формах и материалах.

Как вы распределяете время и работу между Барселоной и Берлином?

У меня нет физической инфраструктуры рабочего пространства. Интернет позволяет общаться и сотрудничать с партнёрами. Если вы любите свою работу, вам всё равно, где вы её выполняете.

Многие ваши проекты связаны с едой, в них объединились создание и потребление, как это можно объяснить?

Вопреки тому, что обо мне думают многие люди, я совсем не интересуюсь гастрономией, едой, продуктами питания вообще, и я не умею готовить. В еде меня интересует то, что этот продукт массового потребления, который исчезает при приёме внутрь и превращается в энергию.

В течение длительного времени продукты питания были просто предметом потребления. А как можно проектировать еду, ещё немногим понятно. У нас есть повара, которые мастерски готовят традиционные блюда, вручную, с помощью обычных инструментов.

Так же мы имеем другую крайность – высокоразвитая индустрия питания, в которой трудятся инженеры и маркетологи, которая имитирует форму традиционных блюд. Чтобы пояснить, проведём аналогию со стульями. Один сделан вручную, традиционно, без претензий на эргономичность. Другой – сделан из дешёвого пластика с имитацией hand-made. Кого после этого будут волновать параметры культуры проекта, эргономичность, практичность, эстетика или функция?

В моих проектах с едой, всё основано на идее развития пищевых продуктов, соответствующих современному образу жизни, который стал, с одной стороны, более сложным, с другой, главные элементы любой традиционной кухни обусловлены географическим местонахождением каждого вида продукта.

Какой из «съедобных» проектов вас больше всего удовлетворил и почему?

И не один. Большинство моих продуктовых проектов не содержать коммерческой составляющей, они – способ определения нового восприятия традиционного продукта. Думаю, пищевая промышленность слишком консервативна. У небольших компаний, стремящихся на мировой рынок, в этом плане больше преимуществ.

Марти Гиксе. Продуктовый дизайн

Вы бы хотели издать поваренную книгу от Марти Гиксе?

А такая книга сейчас издаётся. Она состоит из собрания некоторых моих проектов. Заметьте, что я начал работу в этой области в начале 1997 года, когда меня как дизайнера ещё никто не воспринимал всерьёз.

Что вдохновило вас на разработку футбольной темы для Кампер?

Футбол – это идея о том, что у нас искусственная еда, которая выглядит по-домашнему, но всё-таки это разные вещи. Поэтому мы разработали в промышленном производстве новый тип натурального продукта в виде шара, который легко купить, приготовить и съесть. Это качественная еда быстрого приготовления, которая поможет нам прожить дольше.

Если бы вы не стали дизайнером, кем бы вы хотели тогда быть?

Тогда экс-дизайнером.

Что вас вдохновляет, и какие цели ставите, когда проектируете какой-либо объект?

Я не думаю о вдохновении. В моём случае, это всегда вопрос анализа – контекста, обоснования идеи. Потом наступает время для сравнения, принятия или исключения решения. Если что-то функционирует, то это определяет и форматы, и форму, и материал, и подходящее название, ну и описание, конечно. Что до целей, то они разные – заработать денег, стать узнаваемым, занять нишу, изменить восприятие чего-либо…

Как вы искали работу в первые годы карьеры и какие советы можете дать начинающим дизайнерам, которые только начинают свою деятельность в промышленном дизайне?

Прямо сейчас, думаю лучше заниматься небольшим количеством проектов, но одновременно разнообразных, вырабатывать свою манеру видеть предметы, создавать себе имя, устраивая выставки, быть активными, не ждать, пока наступят какие-то благоприятные времена. Между 95 и 97 годами я подыскивал галерею, чтобы представить свою коллекцию дизайна продуктов, пока не нашёл Н2О. До этого практически никто не проявлял интерес к моей работе, а после выставки в Н2О неожиданно оказался во всех газетах, журналах и на телевидении.

Как вы думаете, возможно ли развить в себе гениальность?

Да, с помощью любопытства, чувства самокритики и мужества.

Вы работаете в команде? Как вы согласуете творческие идеи с собой, своими партнёров, конечными клиентами? Вы используете одинаковые креативные подходы для концепции, объекта и пространства?

Мне помогает множество людей, консультанты, эксперты, а также мини-команда из 4-х человек, которые подбирают материалы. Также у меня есть очень близкие партнёры, которые работают удалённо, находясь у себя дома. Я стремлюсь делать проекты как можно лучше, но ещё должен многому научиться, потому что всё постоянно меняется, общение и отношения также меняются динамично. И да, использую одинаковые действия, для всего, над чем работаю, будь то мега-проект или маленький рисунок.

Как у вас складываются отношения с вашими клиентами? Достаточно ли у вас свободы для действий? Как вы говорите с клиентами о деньгах?

Как правило, отношения хорошие. Если клиент новый, всегда проходит какое-то время привыкания, когда клиент знакомится с системой моей работы. Потом, лёд растапливается, все расслабляются и всем становится комфортно. Что касается свободы, то всё зависит от проекта, в котором клиент может дать больше или меньше свободы. В общем, всё достаточно лимитировано, вы свободны в мире искусства, но не в контексте дизайна. О деньгах говорится прямо; важно заранее определить работу и компенсацию за неё, чтобы не было недоразумений.

Какой проект вам бы хотелось реализовать?

У меня достаточно проектов, ожидающих своей реализации, но и я уже потерял надежду когда-нибудь их закончить. Был год, когда я горел идеей переоформить интерьеры подземных паркингов. Эта идея до сих пор для меня привлекательна.

Какой продукт (из существующих) вам нравилось проектировать? Кем из дизайнеров вы восхищаетесь и почему?

Мне очень нравилось проектировать кубики льда. Я восхищаюсь всеми экс-дизайнерами, потому что со своего теперешнего положения, уверен, они видят вещи более отчётливо, чем дизайнеры.

О чём думает дизайнер, оставляя свои проекты неоконченными, пусть кто-нибудь возьмётся и доведёт их до завершения?

В этом нет ничего хорошего, когда один объект рассыпается на тысячи различных, это плохо и для пользователя. Но если есть возможность взаимодействия, думаю, интересно, когда проект создаётся не только на уровне коммуникации, виртуальности, но и «объектности».

Некоторые считают дизайн бесполезным? Не является ли искусство более концептуальным, чем дизайн? Что вы думаете о дизайне практичном, функциональном, предназначенном для массового производства, чьё предназначение – улучшать жизнь людей?

Даже бесполезный дизайн основан на косвенной пользе: восприятие чего-либо, состояние или видение реальности иным способом. Думаю, иногда дизайн не функционален, но его можно использовать альтернативно. Мир общения с разнообразными каналами связи полон таких вещей. Однажды, я провёл ночь в одном отеле в Мадриде, где ничего не функционировало: вода разлилась из душевой комнаты и затопила паркет, не загорался свет… Исходя из этого, можно прокомментировать, что не функционировал номер, то есть я хочу сказать, что дизайн на уровне функциональности – не достаточная помощь в общественной коммуникации.

Для многих пуристов коммерческий дизайн – это плохой дизайн. Вы делаете вещи экспериментальные, близкие к искусству, и в то же время другие для известных торговых марок. Что вы думаете о противоречиях между «дизайном / искусством / экспериментом» и «дизайном / продуктом / маркетингом»?

Я никогда не говорю «уродливый», всегда говорю «коммерческий». Не знаю, по какой причине, но чем страшнее вещь, тем она лучше продаётся. Я пытаюсь найти, где заканчивается одно, и начинается другое. В сотрудничестве с Alessi продукты в большей степени коммерческие, они предназначены для массового потребителя, тогда как у Danese они более элитарные. Раньше я был очень заинтересован в массовом производстве, а сейчас гораздо меньше. Мне хочется делать объекты качественные, интересные и современные, ну а если они ещё будут продаваться, то тем лучше.

Возможно ли ввести в городской масштаб качества вашего дизайна

функциональность и красота в новаторской форме? Вы верите в возможность того, что маленькие вещи могут оказать влияние на большой масштаб города?

Да, идеи с лёгкостью должны меняться по форме и масштабу. Я проектировал вещи достаточно большие, например, «Изваяй мне точку» (Sculpt me point) в Амстердаме, или некоторые проекты выставки Park Life, которые просто огромны. Не вижу проблемы в изменениях масштаба, кроме моих собственных трудностей с логистикой и хранением вещей.

Марти Гиксе. Инсталляция Sculpt me Point в Амстердаме Марти Гиксе. Интерьер выставки Park Life
Инсталляция Sculpt me Point в Амстердаме Интерьер выставки Park Life