Alvar Aalto. Алвар Аалто. Архитектор и промышленный дизайнер. Рождение скандинавского стиля. Часть I. Архитектура

Алвар Аалто – выдающийся финский архитектор и дизайнер, «отец» скандинавского стиля

Алвар Ааалто – один из наиболее влиятельных дизайнеров ХХ века. Стремился к тому, чтобы любой объект – здание, ваза, люстра, текстиль или стул – были разработаны и оформлены безупречно.


Будучи вовлеченным в современное производственно-эстетическое течение 20-х годов, принял предложение стать членом Международного Конгресса Современной Архитектуры, более известного как CIAM, где контактировал с влиятельными творческими личностями – Меркадалем или Ле Корбюзье. Тем не менее, его путь был несколько отличным от других.

Алвар Аалто стоял у истоков органического дизайна:

Подлинная суть архитектуры – отображение разнообразия естественной органической жизни. Это единственный верный стиль в зодчестве.

Работы Мастера охватывают все направления современного искусства архитектуры, в которую он внёс обогащённые формы и натуральные материалы, расширил рамки свободного управления пространством. В его проектах мебели и осветительного дизайна также сочетались практицизм и эстетика. Даже в серийном производстве он исповедовал идею о том, что в каждом доме жизнь должна быть прекрасной. Светильники рассматривались как часть общего архитектурного проекта.

В жизни Алвара Аалто творчество было неотъемлемой составляющей ежедневной работы. Разрабатывая идею и исследуя возникающие проблемы дизайна, он ориентировался в естественных науках так же легко, как это делал в мире искусства. Его творчество – неиссякаемый источник вдохновения для следующих поколений.

Биография пунктиром

Хуго Алвар Хенрик Аалто родился в 1898 году в Куортане, в центральной Финляндии, недалеко от побережья. Его юность прошла в тихой сельской местности, с холодными белыми пейзажами, где большую часть года дул сильный ветер. Он был старшим сыном из трёх в семье среднего достатка. Родители служили в местном муниципалитете. Когда мальчику исполнилось 3 года, семья переехала в Ювяскюля, место, которое навсегда остаётся связанным с именем Аалто, так как именно здесь он спроектировал более 70 зданий для города и окрестностей, 37 из которых были полностью завершены.

Финляндия. Куортане. Прибрежный пейзаж

Закончив местную школу, Аалто изучал архитектуру в столичном Политехническом институте, в котором получил диплом с отличием в 1921 г. После завершения учёбы много времени посвятил путешествиям по Европе, работал в различных шведских архитектурных проектных бюро.

Алвар Аалто и Айно Марсио

Первая жена Аалто, Айно Марсио, закончила Технологический университет в Хельсинки, в котором получила степень архитектора в 1920 году. Некоторое время работала в студии Ойва Каллио. В 1923 году перешла в студию Алвара Аалто. Они поженились в 1924 году и 25 лет работали вместе.

Айно специализировалась на дизайне интерьеров и иногда вела проекты независимо от своего мужа, ей даже была присуждена золотая медаль за дизайн изделий из стекла и хрусталя на VI Триеннале в Милане в 1936 году. Высоко оценённая манера упрощённой эстетики, которой отличался представленный сервиз, вместе с серией цветочных ваз Алваро Аалто, привлекло внимание международной общественности к современному финскому дизайну стеклянных аксессуаров. Айно была партнёром мужа в компании Артек, занимая должность директора с 1941 до смерти в 1949 году.

В 20-е годы участвовал в реконструкции многих церквей, успешно принимал участие в бесчисленных конкурсах.

В 1927 году открыл свой первый офис в Турку.

Алвар Аалто и Элисса Макиниеми

В 1931 году переехал в Хельсинки. В этом же году в Норвегии дал серию пресс-конференций, посвящённых вопросам архитектуры и дизайна.

В 1932 году вернулся к теме проектирования мебели, главным образом, стульев.

В 1940 г. был приглашён в Соединённые Штаты в качестве профессора в знаменитом Массачусетском Технологическом институте, где он пробыл в течение 8 лет и спроектировал спальню в доме кондитера (1947). Аалто вернулся в Финляндию в 1948 г., чтобы руководить проектным бюро по реконструкции городов, пострадавших в ходе II Мировой войны (1939–45).

После смерти Айно, Аалто в 1953 году женился на Элиссе Макиниеми, которая также была специалистом в области архитектуры. В творческом союзе было создано множество проектов, которые принесли им мировую славу.

Великий архитектор умер 11 мая 1976 года в Хельсинки.

Архитектор

Алвар Аалто был одним из первых архитекторов-модернистов, появившихся в Скандинавии, в частности в Финляндии. Будучи на 30 лет моложе Франка Ллойда Райта, примерно на 10 лет моложе Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ, Аалто с 30-х годов уже стал признанным мастером мирового уровня за проектирование и реконструкцию города (например, Сайнатсало, Авеста и Сейняйоки) после войны.

Карьера Аалто началась с неоклассицизма и чёткого «функционального» стиля. Зрелое творчество Аалто отличалось соединением функционализма, выразительности и гуманизма, успешно воплотившемся в библиотеках, гражданских центрах, церквях, домах, учебных аудиториях, жилищах, музеях и фабриках.

Архитектура должна иметь шарм. Это фактор красоты общества. Но подлинная красота – это не концепция формы, которую можно изучить, это результат гармонии между множеством существенных факторов, в том числе и социальных. Алвар Аалто

Алвар Аалто. Многоэтажный жилой дом в Турку, 1927–29

 

Первые сооружения Аалто несут на себе влияние неоклассицизма и шведского архитектора Эрика Гуннара Асплунда. Например, многоэтажный квартирный дом в Турку, построенный между 1927 и 1929 годами, где использовала конструкции из переработанного бетона. Это был эксперимент на уровне сооружения Миса ван дер Роэ и Гропиуса в Штутгарде.

Алвар Аалто. Здание для газеты Турун Саномат

 

Еще до вступления в CIAM он построил здание для газеты Турун Саномат, и оно уже соответствовало на 5 принципам современной архитектуры, сформулированным Ле Корбюзье.

Контрасты между массивными широкими горизонтальными и рифлёными вертикальными поверхностями производили впечатление абстрактного финского пейзажа. Вообще его идея заключалась в том, чтобы представить интерьер как некоторую метафору пейзажа, аналогию с природой.

На протяжении всей своей 54-летней карьеры проявил свой талант в самых различных областях – общественных и частных сооружениях. Стиль Аалто определённо финский, хотя во многом перешагнувший за рамки национальной традиции. Творческое наследие Аалто харктеризуется тёплым гуманизмом и сильной индивидуальностью. Наследие Аалто настолько уникально и неповторимо, что не удалось основать школу Аалто.

Санаторий Паймио, 1929–33

Санаторий Паймио. Главный корпус Санаторий Паймио. Вход
Санаторий Паймио. Задний фасад

Санаторий Паймио. СтоловаяСанаторий Паймио. Внутренняя лестницаСанаторий Паймио, 1929–33

 

Сооружение, которое оказало заметное влияние на развитие современной архитектуры и принесло широкую известность автору – это санаторий Паймио для туберкулёзных больных, в котором Аалто проектировал также и предметы обстановки. Лечебное учреждение, совместное предприятие более чем 50 муниципальных округов, было выстроено в малонаселённой лесистой местности на юго-востоке Финляндии. Предложение Алваро Аалто было признано лучшим попечительским советом в 1928 году.

Суть проекта заключалась, во-первых, в разделении зон для пациентов и медицинского персонала. Медсёстры, врачи, санитары и служащие администрации, обслуживающий персонал, делили в рабочее время изолированное место с больными, но их жилища, конференц-залы были отелены от санаторной зоны. С другой стороны, Аалто хотел спроектировать идеальное здание, предназначенное для лечения тяжёлых больных. В узком и высоком блоке и присоединённым к нему крылом с открытыми террасами, доминировали пространства с максимальным доступом солнечного света и свежего воздуха.

Это был эксперимент в интернациональном стиле, в котором акцентировалось внимание на гуманитарном аспекте дизайна. Всё подчинено более лёгкой адаптации пациентов к длительному пребыванию в больничных условиях. Чётко и логично организованный функциональный комплекс с великолепными системами освещения, отопления и вентиляции, органично вписанный в окружающий ландшафт, стал образцом для многих больниц по всему миру.

Его страсть к живописи и его встреча с Пабло Пикассо способствовали выработке собственного уникального архитектурного стиля. Влияние техники коллажа, изобретённая Пикассо и Жоржем Браком, претворилась в доминирующий элемент во всех его последующих работах, последовавших за Паймио. Коллаж, цвет, свет, особенности местности и текстура материалов позволили ему создать настоящие пейзажи архитектурных форм.

Вилла Майреа, 1938

Вилла Майреа, 1938 Вилла Майреа, 1938
Вилла Майреа, 1938 Вилла Майреа, 1938
Вилла Майреа, 1938

 

Причисление к метрам «движения современного романтизма» произошло после реализации проекта «Вилла Майреа». В комнатах дома органично соединились взаимодействия естественного освещения, цвета и звучания. Для 1938 года такой подход был полностью новаторским, рассчитанным на долгий срок жизни. Это был абсолютно оригинальный взгляд на функционализм, на многие годы взволновавший архитектурный мир.

В экстерьере соединяются в архитектурный коллаж различные материалы и такие элементы дизайна, как гладкие колонны, шершавый камень, плоские крыши с травяным покрытием. Интерьер выдержан в классическом северном стиле, хотя более основательный и полностью модернизированный ассоциативно связан с финским лесом.

Аалто комбинировал текстуры и природные материалы, чтобы окружить гостей деревьями. Пространства свободного плана открывались и закрывались внутри его леса, создавая целый ряд уголков, олицетворяющих пейзаж и национальные культурные традиции в строительстве.

Вилла Сайнятсало, 1948

Вилла Сайнятсало, 1948Сайнятсало, Коридор в здании Совета

Сайнятсало. Вид на зал Совета Сайнятсало. Задний фасад здания
Сайнятсало. Внутреннаая лестница Сайнятсало. Зал заседаний Совета
Вилла Сайнятсало, 1948

 

Сайнятсало, остров с причудливым холмистым рельефом, расположен на озере Пайанне. После войны здесь проживало приблизительно 3 тысячи человек, занимаясь простыми промыслами. В 1945 году был разработан план реконструкции центрального рынка с ратушей и несколькими торговыми заведениями.

За исключением коммерческих зданий и зала муниципального Совета, сооружение спроектированное Алваро Аалто включает городскую библиотеку, складские помещения, и на нижнем этаже – некоторые чило гостиничных комнат, которые можно использовать, когда в них возникнет необходимость.

Зал Советов имеет форму куба, в котором высота и боковые стороны соответсвуют друг другу по длине. Структура интерьера объёмная, с незашитыми балками и перекладинами. В суровом климате Финляндии вентиляция достигается благодаря этому типу конструкцмм, где нет ни одного элемента с покрытием.

Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948

Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948 Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948
Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948 Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948

Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948Хельсинки. Финский институт рабочих-пенсионеров, 1948

По программе требовалось создать административное здание на 800 сотрудников. Внешний вид отличается от других архитектурных сооружений этого густонаселённого района Хельсинки. Блоки (общая площадь – 110 тыс. м. кв.) организованы вокруг внутреннего дворика с садом, расположенном на возвышении, вдали от городского шума. Крылья здания соединяются между собой, иногда через подвал, и образуют стройное единство.

В конструкции были использованы экспериментальные системы, такие, как панели, поглощающие звук, для обеспечения спокойного отдыха; новая конструкция подачи тепла. К тому же не был утерян ни один из традиционных принципов, характерных для архитектуры Алвара Аалто, в том числе использование в качестве основного материала – кирпича.

Летний домик Мууратсало, 1953

Летний домик Мууратсало, 1953

Алвар Аалто в своём экспериментальном доме МууратсалоЛетний домик Мууратсало. Экспериментальные кирпичные панелиЛетний домик Мууратсало. ГостинаяИнтерьер дома МууратсалоВнутренний дворик как переход от интерьера к экстерьеруВход в дом МууратсалоЛетний домик Мууратсало, 1953

 

В 1953 году Алвар Аалто построил этот летний домик в качестве подарка своей новой жене Элиссе. Здание возведено на территории, которую уступил Алвару благодарный клиент за отлично выполненный заказ в Сяйносяло. Земельный участок находился поблизости от острова Мууратсало, до которого в то время можно было добраться только на лодке.

Дом в форме буквы «L» обрамляет маленький квадратный дворик, от угла которого в сторону леса тянется ряд деревянных зданий. Двор – ключевое пространство. В центре – площадка для барбекю, расположенная напротив гостиной. Проём в стене позволяет любоваться озёрным пейзажем. На другой стене, расположенной на более высоком уровне, есть проём, прикрытый щитом из досок светлого дерева и устанавливающий ассоциативную связь с окружающими насаждениями. Стены напоминают мозаику, с текстурой, образованной различной кирпичной кладкой, плиткой и вьющимися вверх растениями.

Аалто описал дом как «экспериментальный», жилой, некоторым образом тестовый в плане использования материалов в северном климате, чтобы потом со спокойной душой предлагать подобные проекты свои клиентам.

Многие думают, что конструктивное решение – это не более чем попытка Аалто уклониться от налогов за счёт того, что внешнее пространство не будет расцениваться как полезная площадь, подлежащая налогообложению. Правда это или нет, но летний домик Аалто вошёл в историю архитектуры как здание, в котором отразился поиск архитектора в эстетике и технике строительства. Насчитывает 50 кирпичных панелей с неповторяющимися текстурами.

Домик функционировал как летняя семейная резиденция до 1994 года, обставленная мебелью торговой марки Артек, которую Алвар Аалто основал вместе с первой женой. Сейчас архитектурный памятник доступен для публичных посещений по цене примерно в 17 евро.

Отанейми. Политехнический институт, 1955–1964

Корпус главного здания политехнического института в Отанейми Политехнический институт в Отанейми. Библиотека
Политехнический институт в Отанейми. Внутренний дворик Политехнический институт в Отанейми. Учебный корпус
Политехнический институт в Отанейми. Учебный корпус Политехнический институт в Отанейми
Отанейми. Политехнический институт, 1955–1964

 

В 1955 г. Алвар Аалто спроектировал корпус главного здания политехнического института в Отанейми, который был реализован за период с 1961 по 1964 год. С одной стороны здания предусматривалось пространство для автомобильного движения, с другой стороны – пешеходная зона, нисходящая по террасам к парку, подступающему к Главному корпусу.

В здании большую часть площадей занимают аудитории в виде амфитеатров. Форма потолка образует полукруг. Позади аудиторий расположены зоны, где собираются студенты. В отдельной зоне располагается администрация. Учебные аудитории располагаются вокруг маленьких внутренних двориков. В этом секторе находятся вспомогательные помещения и лаборатории.

Различаются между собой главные составляющие части института: администрация, основная часть, секции географии и геодезии, школа архитектуры. Эти группы составлены так, что каждая из них может быть расширена без ущерба для других.

Дом Луи Карре, 1959

Алвар Аалто. Дом Луи Карре

 

Дом спроектировал Алвар Аалто для французского арт-дилера и своего друга Луи Карре. Строительство дома было завершено в 1959 году, а бассейн в 1963. Этот шедевр современной архитектуры объединяет здания, сад, мебель и дизайн интерьера в цельное произведение искусства.

Концертный зал «Финляндия», Хельсинки, 1967—71

Концертный зал «Финляндия», Хельсинки, 1967—71

 

Дворец Финляндия, один из последних проектов Алвара Аалто, органично вписан в городскую среду. Отличается лаконичностью форм, строгими геометрическими линиями, светлой цветовой гаммой и рациональной планировкой внутренних помещений. Основные материалы – традиционные для архитектора кирпич и дерево. Здание великолепно просматривается со всех сторон общественного парка с живописным водоёмом.

Красный и белый периоды творчества Аалто в Ювяскюля

 

Алвар Аалто – величайший мастер современной архитектуры плодотворно экспериментировал с формами и материалами.

Из интервью 1972 года:

Я использовал различные материалы, потому что назначение проектов было различным. В этом смысле не обязательно опираться только на теорию, какой бы она ни была. Я хотел осмыслить проблему в общем и заявить, что архитектура должна быть поставлена на службу человеку. Материалы должны использоваться с точки зрения гуманитарных ценностей. Также должны быть учтены все особенности каждого материала. Гуманный подход в подборе материалов – в их соответствии практическому назначению и человеческим чувствам.