Georg Baldele. Георг Бальделе. Дизайнер систем освещения. Медиум световых инсталляций

Георг Бальделе – австрийский дизайнер, иесто постоянной работы – Лондон

Георг Бальделе (1968) – австрийский дизайнер, который теперь постоянно живёт и работает в Лондоне. В британскую столицу приехал в 1996 году, чтобы получить образование в Королевском колледже искусств.


Бальделе из поколения лондонских дизайнеров, чьи творческие принципы сформировались на стыке прошлого и нынешнего веков. Работает в различных направлениях промышленного дизайна – проектирует мебель, аксессуары и светильники. Его причудливые и изысканные световые инсталляции создаются с помощью промышленных материалов и техники ручного производства.

Рон Арад – британский дизайнер

Георг Бальделе родился в Филлахе (Австрия), учился в колледже машиностроения в Клагенфурте, затем решил изучать промышленный дизайн в Венской Академии прикладного искусства.

Во время учебы познакомился с Роном Арадом, британским дизайнером и архитектором, которого пригласили в Вену прочитать курс лекций по мебельному проектированию. Когда Бальделе переехал в Лондон, он уже в новом учебном заведении слушал курс лекции у знакомого профессора.

В 1998 году, сразу после окончания учёбы, Бальделе проектирует светильник «Лети, свеча, лети!» (‘Fly Candle Fly!’). Эта модель была запущена в производство знаменитым дизайнером освещения и успешным предпринимателем Инго Мауэром и до сегодняшнего дня успешно продаётся по всему миру. Выставки светильников и инсталляций от Бальделе проводятся на самых престижных площадках – галереях, музеях в Лондоне, Нью-Йорке, Стокгольме и Гонконге.

Георг Бальделе. Подвесные светильники «Лети, свеча, лети!» (Fly Candle Fly!)

Изысканная световая инсталляция
из светильников «Лети, свеча, лети!» (Fly Candle Fly!)
разработана для фойе W отелей
в Форт-Лодердейл, штат Флорида, США.
Около 90 светильников подвешены «дождём» над бассейном, заполненном водой.
Каждое устройство оснащено 300 мм акриловыми трубками
со светодиодными лампами мощностью 1,2W,
излучающими тёплый белый свет (3000К)

Для лондонского Музея Виктории и Альберта
Бальделе разработал инсталляцию из восковых свечей,
подвешенных на тонкой стальной проволоке,
что создавало впечатление
свободного парения свечей в воздухе.
Георг Бальделе. Инсталляция из восковых свечей в лондонском Музее Виктории и Альберта
Георг Бальделе. Инсталляция из восковых свечей в лондонской галерее Саатчи (Saatchi Gallery) Фантастические световые инсталляции
были воспроизведены
в лондонской галерее Саатчи (Saatchi Gallery),
Институте современного искусства в Лондоне,
Музее Прикладного искусства во Франкфурте
и архитектурном центре Arc-en-Rêve в Бордо.
Одна из кураторов выставки
в Лондоне 1999 года
Клер Каттеролл писала:
«Георг Бальделе любит создавать порядок из хаоса.
Как бы играя на детской площадке
с материалами, технологиями и процессами,
Бальделе увлечённо исследует возможности,
к которым приводит смешивание
и сопоставление различных элементов дизайна,
но всегда компонует составные части
удивительно простым способом».
Клер Каттеролл – кураторов выставки Георга Бальделев Лондоне 1999 г.

Георг Бальделе – больше изобретатель, чем дизайнер. В 1999 году он выпускает серию ламп Buona Sera и Caveman, изготовленных по собственной технологии. Плафоны изготовлены из гигантских рулонов ламинированной термостойкой бумажной ленты, которая обычно используется в производстве трансформаторов.

Из необычного материала Бальделе в буквальном смысле ваял скульптурные образы светильников, которые излучали то яркий, то приглушённый свет, в зависимости от толщины рулонной бумаги.

Георг Бальделе. Подвесные светильники Buona Sera

Георг Бальделе. Подвесные светильники Buona Sera Георг Бальделе. Подвесные светильники Buona Sera Георг Бальделе. Подвесные светильники Buona Sera
Георг Бальделе. Подвесные светильники Buona Sera

Георг Бальделе спроектировал модель светильника Ниагара из полупрозрачных белых полос, вызывающих в памяти образцы 60-х годов, образующих конический свет. Эта разработка сделана для массового производства для серии магазинов Habitat. Существует несколько вариаций изделия, среди которых из цветного стекла от Сваровски.

Светильники Ниагара

Георг Бальделе. Светильники Ниагара Георг Бальделе. Светильники Ниагара Георг Бальделе. Светильники Ниагара

Значительная часть его работ выполнена по заказам как частных клиентов, так и крупных компаний – Сваровски, медиа-группы Блумберг и др.

Не так давно Георг Бальделе занялся изготовлением серии мебели из папье-маше, образы которой в будущем планирует воплотить в камне. Эти тяжёлые органические формы очень далеки от нежных завораживающих качеств «Летающих свечей», но старомодная приверженность качеству и мастерству присутствуют во всех новых разработках Мастера.

Георг Бальделе. Проектирование мебели

Георг Бальделе. Сиденье MoshMosh из папье-маше Георг Бальделе. Сиденье MoshMosh из папье-маше
Георг Бальделе. Сиденье MoshMosh из папье-маше Георг Бальделе. Сиденье MoshMosh из папье-маше
Сиденье MoshMosh из папье-маше

Бальделе всегда работает с невероятным терпением и интуицией, независимо от того, к какой ценовой категории будет относиться его шедевр – £30 или £7,500.

Георг Бальделе. Не светом единым: спектр творческих интересов

Георг Бальделе. Логотип творческой группы Георг Бальделе. Инсталляция из бумажных шариков
Логотип творческой группы Георг Бальделе. Инсталляция из бумажных шариков
Георг Бальделе. Георг Бальделе. Шезлонг Pipedream Георг Бальделе. Аэрограф
Георг Бальделе. Шезлонг Pipedream Аэрограф
Георг Бальделе. Наполная этажерка Pipedream Георг Бальделе. Настенная этажерка Pipedream
Георг Бальделе. Настенная этажерка Pipedream
Наполная этажерка Pipedream Настенные этажерки Pipedream
Георг Бальделе. Потолочный вентилятор Siesta Георг Бальделе. Потолочный вентилятор Siesta
Потолочный вентилятор Siesta

Из интерьвью

Огни, плавающие посреди комнаты, могут вызвать множество ассоциаций: магия, ностальгия, романтические грёзы. Дизайн – произведение искусства и достижение инженерной техники. Некоторые дизайнеры пытаются установить разграничение между этими вещами, но только не Георг Бальделе.

Как бы вы определили свой стиль?

Я думаю, мои работы говорят сами за себя. Как дизайнер я начинаю с какой-то отправной идеи, потом по мере её воплощения я узнаю больше не только о своей работе, но и о себе самом, потом вырисовывается шаблон, который уже можно как-то определить. Но когда я работаю над проектом, я не очень думаю о стиле. Просто на меня находит вдохновение, и я проектирую под его воздействием.

А где вы находите вдохновение?

Перед тем, как поступить в Королевский колледж искусств, я несколько лет учился инженерному делу. Меня увлекает техническая сторона вещей. В большинстве случаев вдохновение может прийти в любом месте, в любых происходящих событиях. Загорается лампочка – и у меня уже появляется мысль.

Думаю, что самое главное – это держать свой разум открытым миру, искусству, идеям, постоянно развивать в себе страсть к высокому качеству жизни, которая воплощается в дизайне. Это и источник вдохновения, и способ формирования собственного стиля.

Ваши работы излучают гораздо больше тепла и эмоций, чем творения других современных дизайнеров освещения. У вас есть этому объяснение?

Однажды ко мне пришла милая леди и сказала, что не может поверить, что одна из моих работ не была разработана женщиной, настолько бурные страсти и эмоции она вызывала. Я, конечно, воспринял это как комплимент. Меня с детства привлекал свет, мне нравилось наблюдать за игрой света и тени в разных уголках комнаты.

Для меня освещение – это особое настроение, что имеет большее значение, чем накладные расходы на электричество. Ребёнком я страдал дислексией, что создавало мне множество трудностей в школе, а когда попал в ККА, я был потрясён тем, как всё было легко!

Где для вас проходит тонкая грань между искусством и инженерным расчётом?

У меня заняло, по крайней мере, два или три года, чтобы подавить в себе «инженерный подход», который выработался во время учёбы в инженерном училище. Мне посчастливилось встретить людей, увлечённых дизайном и искусством, и это помогло мне определиться с тем, чем именно я хочу заниматься. Только через много лет я научился контролировать своего «внутреннего инженера» на различных этапах проектирования.

Хотя, это, безусловно, помогает мне вести диалог с реальными инженерами, утверждающими, что сделать то или это невозможно, а я просто объясняю, и оказывается, что они могут! С другой стороны, внутри каждого конструктора находится художник, и они оба должны уметь договориться и пойти на компромисс.

Иногда хочется что-то изменить в готовом проекте, но бывает слишком поздно, так он уже запущен в производство. В этом случает нужно научиться справляться с потерей контроля над ситуацией. Хорошо, что всегда бывает следующий проект…

В контексте следующего проекта, каково ваше мнение о месте дизайна в нынешней жизни?

В наше время люди хотят получить что-то новое, свежее, то, чего они не видели раньше. С быстрым распространением информации по различным каналам, в том числе подчерпнутой из СМИ или из путешествий, людей уже трудно чем-то удивить, и вы чувствуете, что дизайну нужна встряска.

Но я ещё верю во вневременное проектирование, которое найдёт отклик и у следующего поколения. Куда отправились все прошлогодние дизайнерские достижения? На распродажи, на блошиные рынки? Это позор.

Почему вас привлекает осветительный дизайн? Это правда, что все дизайнеры – медиумы?

Освещение даёт дополнительное измерение. Художник использует свет, чтобы усовершенствовать свой шедевр, комната выглядит по-разному с различными видами освещения. Существует множество типов света – утренний, сумеречный, полуденный…

Думаю, что запрет на лампы накаливания – преступление. Этот вид осветительной техники должен быть защищён законом как исторический памятник нашего времени. Лампы накаливания в своё время совершили настоящий переворот. И не надо мне рассказывать, что отработанные лампы попадают на свалки в качестве отходов, загрязняющих воду, которую мы пьём.

На мой взгляд, рассуждать так – большая безответственность, и вопрос здесь больше в деньгах, чем в охране окружающей среды. Новые лампы стоят дороже, они дают только 10% света от того, что даёт лампа накаливания. И ещё неизвестно, чьё влияние на организм хуже.

Вы знаете, что холодный свет вызывает депрессию? Возможно, мы будем экономить деньги на электроэнергию, но кто знает, сколько мы в конечном итоге потратим на психиатрические препараты?

Есть ли у вас любимые работы?

Я провёл несколько дней в Иерусалиме со своими летающими свечами. Они прекрасно сочетаются с седой древностью этого города, со всеми церквями и религиями. Кто-то однажды сказал мне: свечи существуют с незапамятных времён, но ты первый заставил их плавать.

Мне нравится соединять в дизайне старое, вневременное и какую-то новую идею. В Иерусалиме на вас снисходит чувство блаженного спокойствия, я бы хотел увидеть в каком-нибудь историческом здании свои свечи, излучающие подобное спокойствие.