DROOG: тонкий вкус «сухого» дизайна

Droog – голландская студия современного дизайна, Амстердам DROOG – содружество более 50 независимых дизайнеров, которые занимаются проектированием и реализацией продукции, организацией выставок и мероприятий. Droog design был основан в 1993 году промышленным дизайнером Гийсом Баккером и искусствоведом Ренни Рамакерс.

Из этого объединения вышли такие известные дизайнеры, как Хелла Йонгериус и Марсель Вандерс, Тейо Реми и Ричард Хаттен, Эд Анник, Юрген Бей и Йорис Лаарман, определившие новые приёмы проектирования продукции путём исследования и смешивания материалов во взаимодействии с пользователями.

Голландская студия дизайна создаёт уникальные и интересные объекты, причём каждый удивительнее другого, но лучшее в них – ироничность и функциональность, качества, никого не оставляющие равнодушным.

Тейо Реми. Лампа Milk Bottle Droog design. Ассиметричный зонт

Как эта лампа из молочных бутылочек, спроектированная Тейо Реми.
Хотя это не первая лампа, созданная из бутылок, но одна из самых известных.

По словам автора, в изделии заложена философия
«создавать наш собственный мир таким, каким мы его находим,
подобно тому, как создавал Робинзон Крузо свой рай на острове».

Или этот ассиметричный зонтик непривычного вида.

Когда закрыт, ничем не отличается от «собратьев»,
а в открытом состоянии меняет форму,
которая, кстати, гораздо удобнее обычной и лучше защищает от дождя.

Гийс Баккер (Амерсфорт, Нидерланды, 1942)

Гийс Баккер. Со-основатель Droog design

Изучал промышленный дизайн и ювелирное дело в академии Перрит Ретфельд в Амстердаме и в колледже искусств в Стокгольме. Его разработки, революционные для того времени, сегодня – классика, а мебель получила признание международного уровня.

Гийс Баккер известен своими экспериментами с новыми материалами и неизменно концептуальным дизайном. Мастер сотрудничал с такими компаниями как Polaroid, Artifort, HEMA, Van Kempen & Begeer, а в последнее время с французской студией ENO.

В 1993 году вместе с Ренни Ремакерс основал студию Droog, которая в наши дни является символом голландского дизайна. Компания сотрудничает с молодыми дизайнерами, производит собственную продукцию и активно работает в области развития теории дизайна и профессионального образования.

В течение 40 лет Баккер читает лекции в различных учебных заведениях. После того, как занял должность преподавателя в Академии Дизайна в Эйндховене, она стала одной из лучших школ дизайна мирового уровня.

Гийс Баккер. Стол и стулья из коллекции SrtipГийс Баккер создал коллекцию Srtip на принципах рационального проектирования.
Прямоугольный дубовый (или ясеневый)  лакированный стол идеально подходит для столовых.
Особенно эффектно смотрится в сопровождении стульев из этой же линии.

Ренни Ремакерс

Ренни Ремакерс. Со-основатель Droog design

Ренни Ремакерс – соучредитель и креативный директор компании DROOG. Инициирует проекты, курирует выставки, читает лекции по всему миру.

Получив образование по истории искусств в Лейденском университете, Ремакерс заинтересовалась историей развития дизайнерской мысли.

В качестве куратора организует интерактивные дизайн-фестивали, устанавливает новые связи, изучает опыт проектирования разных стран, открывает неожиданные перспективы в междисциплинарном взаимодействии.

Как результат – открытие в историческом центре Амстердама Hotel Droog, места, где люди могут поесть, сделать покупки, подискутировать, отдохнуть и даже переночевать.

Ренни Ремакерс. Книга о Droog design «Здесь, там, где угодно»Ренни написала книгу о компании, которая называется «Здесь, там, где угодно», в которой размышляет о влиянии дизайна на повседневную жизнь людей. Недавно она основала OikosHUB, Международную сеть увлечённых людей из всех слоёв общества в целях стимулирования изнутри социальных инноваций.

Ремакерс – частый член жюри различных конкурсов, государственной экспертной комиссии, член голландского Совета культуры. Как критик она много печатается в международных журналах, книгах, каталогах.

В 2012 году авторитетным изданием Newsweek Ренни Ремакерс была названа одной из «150 женщин, которые потрясли мир».

Когда Ренни Ремакерс в 1992 году представила на выставках в Нидерландах и Бельгии несколько предметов мебели, изготовленных молодыми голландскими дизайнерами из дешёвых промышленных материалов (коряги деревьев) или найденных на свалке предметов обстановки (старый комод с выдвижными ящиками), она продала так мало, что едва покрыла организационные расходы.

Несмотря на это, Ренни Ремакерс увидела в этажерке из бумажных полос Яна Конингса и Юргена Бея, шкаф из побывавшей в воде древесины Пита Хейна Еека, комод Тейо Реми из связанных толстым шнуром ящиков, «чёткий разрыв с прошлым», по-настоящему новый подход к дизайну.

Услышав, что Гийс Баккер, промышленный дизайнер и преподаватель Академии дизайна в Эйндховене планирует представить работы своих студентов и бывших учеников на миланской выставке мебели в 1993 году, он предложила ему сотрудничество в организации экспозиции.

«Худшее, что может произойти в случае неудачи, это то, что мы закроем магазин. Но, если нам удастся привлечь к себе внимание, мы продолжим наш диалог».

14 объектов, которые были представлены в Милане – бумажный книжный шкаф Конингса и Бея; стул – тряпочный узел Реми; стойка из ламп Марселя Вандерса, полиуретановый коврик для ванной Хеллы Йонгериус, и люстра из 85 лампочек, разработанной Роди Граумансом. Они назвали коллекцию Droog Design, где «Droog» в переводе означает «сухой», а на сленге «тонкое чувство юмора», что на самом деле характеризовало каждый экспонат.

Им удалось привлечь к себе не просто внимание. Их экспозиция стала хитом миланской мебельной выставки 1993 года. Французская газета Libération, что до сих пор никому неизвестный коллектив должен быть награждён медалью за духовность и умение жить. Сейчас молодые дизайнеры учатся на этих вещах, которые считаются культовыми произведениями авангардного стиля.

Оглядываясь назад, легко понять, почему Droog наделали столько шума. Дизайнеры 90-х устали от какофонии цветного пластика и китч-мотивов изделий прошлого десятилетия и начали движение к сдержанной, минималистской эстетике. Как выразилась Ренни Ремакерс «дизайн стал гораздо разумнее».

Droog был совершенно иным. Работы отличались простотой минимализма, тщательным подбором материалов, остроумием и эмоциональным воздействием на пользователя. Лампа 85 Руди Грауманса – великолепный пример альтернативного мышления в дизайне. Ему удалось превратить обычный объект – стандартные лампочки – в эффектную люстру. Стопка стандартных плафонов Марсель Вандерс стала светильником с настраиваемыми оттенками, а стул, похожий на потрёпанный узел и старый комод с ящиками Тейо Реми – своеобразный комментарий на многие вещи, присущие современному дизайну с его чрезмерными притязаниями.

  Изделия молодых голландских дизайнеров
на мебельной выставке в Милане, 1993
Хелла Йонгериус. Коврик для ваннойКонингс и Бей. Книжный шкаф из картона
Роди Грауманс. Люстра из 85 лампочек Марсель Вандерс. Стойка из ламп Тейо Реми. Стул Rag

В 1994 году Droog ещё раз приняли участие в миланской мебельной выставке, а затем начали вести переговоры с Центральным музеем в Утрехте, который в конечном итоге приобрёл и выставил всю коллекцию.Баккер и Ремакерс после нашумевшей выставки основали студию Droog Design Foundation, в январе следующего года подписали договор с компанией Voorburg об изготовлении и распространении своей продукции, в основном, ограниченным тиражом.

Баккер и Ремакерс отчётливо осознавали, что изделия Droog оказывают большее воздействие, если выставляются в совокупности, чем, если бы они были представлены по отдельности: «Все эти проекты никогда бы не стали так известны, если бы мы не показали их вместе», – отмечает Гийс Баккер.

Droog начали разрабатывать новые проекты в сотрудничестве с Delft University, экспериментировали с новыми материалами, создали совместную коллекцию принадлежностей для ванны с компанией DMD.

Марсель Вандерс. Ваза-губка

В 1997 году совместно с немецким производителем керамических изделий Rosenthal создали новую коллекцию, в которой была представлена ваза-губка Марселя Вандерса.

Баккер и Ремакерс выработали гибкую концепцию для Droog, которая предоставляла дизайнерам возможность проявлять творческую инициативу, экспериментировать с новыми продуктами, не повторяя и не придерживаясь какой-то исходной формулы, устанавливать связи с новыми партнёрами-производителями. Единственной константой является – чёткость и убедительность линий, а также полезность продукта.

  Первые шаги к международному признанию
  • 1993 – основание Droog Design в Амстердаме Гийсом Баккером и Ренни Ремакерс. Они организовали выставку 14 продуктов на миланской мебельной ярмарке.
  • 1994 – вторя выставка в Милане. Подписание договоров о сотрудничестве с брендом DMD.
  • 1995 – Разработка коллекции Dry Tech 1, в которую вошли работы молодых дизайнеров в сотрудничестве с Delft University.
  • 1996 – Запуск нового проекта Dry Tech 2.
  • 1997 – Создание совместной коллекции изделий из фарфора с немецкой компанией Rosenthal. Центральный музей в Утрехте представил экспозицию из всех продуктов Droog Design, созданных с 1993 по 1996 год, была опубликована книга, посвящённая деятельности Droog Design.
  • 1999 – начало сотрудничества с компаниями Mandarina Duck, Flos, Salviati, We и Levi Strauss. Центральный музей в Утрехте представил экспозицию из всех продуктов Droog Design, созданных с 1993 по 1999 год.
  • 2000 – Работы с группой NL Architects по оформлению фирменного магазина Mandarina Duck в Париже. Приняли участие в конкурсе, который проводило издание New York Times.
  • 2001 – На Миланской ярмарке мебели Droog представил коллекцию традиционных деревянных шкатулок для сигар, выполненных по дизайну Droog голландской компанией Picus.
  Лидеры первого поколения Droog
Избранные портреты

Хелла Йонгериус

Хелла Йонгериус. Первое поколение DroogХелла Йонгериус также начинала своё продвижение в международный дизайн с мебели.

Она сотрудничала с:

Vitra

ДХелла Йонгериус. Диван Polderиван Polder имеет отношение к голландской земле,
часто созданной искусственно с помощью каналов
и дренажных систем,  чтобы отвоевать её у моря.

Своей плоской горизонтальной поверхностью
эта низкая софа напоминает прибрежный пейзаж.
Хелла Йонгериус выбрала для обивки разнообразные оттенки износоустойчивой натуральной ткани.

Maharam  
Хелла Йонгериус. Ткань Repeat FabricХелла разработала коллекцию тканей Repeat Fabric,
в которых нарушены общепринятые традиции
к дизайну мебельной обивки, например дивана.
Два разных стула с одинаковой обивкой
будут сохранять свою индивидуальность,
но также смотреться, как члены одной семьи.
Хелла Йонгериус. Ткань Repeat Fabric Хелла Йонгериус. Ткань Repeat Fabric
Ikea  

Хелла Йонгериус. Вазы PS JonsbergДля компании Ikea Хелла Йонгериус создала серию «китайских» ваз.
Художницу очаровала техника местных мастеров  создавать
«плавающие» декоративные мотивы.

Дизайнер продолжает традиции Droog  по приданию нового звучания уже известным вещам, формам, материалам и приспособить создаваемые объекты к требованиям массового производства.

Хелла Йонгериус. Вазы PS Jonsberg

Марсель Вандерс

Марсель Вандерс. Первое поколение Droog

В 1988 Марсель Вандерс закончил с отличием Академию искусств в Арнеме. Работал над проектами в области архитектуры, дизайна интерьеров и дизайна домашней бытовой техники. Большое количество работ Вандерса было включено в коллекции крупных музеев мира: Современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско, Виктории и Альберта в Лондоне, Стеделийк в Амстердаме, Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме, Центрального в Утрехте, Декоративных искусств в Копенгагене и выставках Droog.

Марсель Вандерс. Knotted Chair, 1996 Марсель Вандерс. Ваза-яйцо (Egg Vase), 1997

  Droog в Москве

В ноябре 2013 года состоялась первая выставка продукции студии Droog в Москве “New luxuries”. Ренни Ремакерс, директор и распорядитель для этого мероприятия отобрала 50 современных объектов.

Ренни Ремакерс. Со-основатель Droog design«В Москве многие устроители выставок любят демонстрировать предметы роскоши. На этой выставке мы показываем, что предметы роскоши не обязательно должны быть изготовлены из драгоценных материалов, прошедших искусную ручную обработку, чтобы быть эксклюзивными. Роскошные вещи можно сделать из самых обычных материалов и простыми средствами, с помощью дизайнерской фантазии. Эти новые предметы роскоши «“New luxuries”» ценны тем, что в них отражается наш повседневный мир и богатое наследие прошлого. Продукты не нуждаются в экстравагантных материалах, у них другое назначение – представить неожиданное, непредвиденное – то, что разрушает рутину и делает вас участником взаимодействия. Упавшее дерево может служить удобной скамьёй, но в сочетании с бронзовыми спинками кресел, оно превращается в уникальный объект». Ренни Ремакерс.

Выставка включала классические произведения студии Droog – комод Тейо Реми, Люстру 85 Роди Грауманса, и последние разработки – «Семейство ваз», Коллекция воспроизводит образ традиционных изделий китайских ремесленников XVII–XVIII веков с помощью технологии цифровой 3D печати.

Тейо Реми. Комод Chest of Drawers Роди Грауманс. Люстра 85 Studio Droog. «Семейство ваз»
Тейо Реми.
Комод Chest of Drawers
Роди Грауманс.
Люстра 85
Studio Droog.
«Семейство ваз»
  Новый способ жить в отеле

Отель Droog в Амстердаме
В сентябре 2013 года открылся Отель Droog в Амстердаме. Хотя «отель» – это слишком громко сказано, потому что в здании только один номер-люкс, просторный, светлый, но единственный, а все другие помещения заняты магазинами, офисами и ресторанами компании.

Отель Droog в АмстердамеДинамизм компании выражается в появлении новых направлений: Droog Agency занимается офис-менеджментом, DroogLab – исследованиями по взаимодействию между авторами и заказчиками в реализации различных проектов – промышленных, жилых, коммерческих, торговых ярмарок и выставок, и Up Droog изыскивает возможности дать вторую жизнь материалам или выброшенным за ненужностью предметам.

Понятие гостеприимства нидерландской компании интегрируется в более глобальное пространство. Согласно Рени Ремакерс, у человека, который собирается провести ночь на последнем этаже здания бывшей фабрики XVII века, есть возможность посетить различные магазины, послушать лекции, полистать книги и журналы в библиотеке, посмотреть выставку в Галерее искусств или погрузиться в мир молодых дизайнеров, которые при создании Отеля продемонстрировали настоящий профессионализм, удивительную креативность и хороший вкус.

В оформлении помещений доминирует белый цвет с небольшими вкраплениями хроматических цветов.

Отель Droog в Амстердаме Отель Droog в Амстердаме

Отель Droog в Амстердаме

Номер обставлен и украшен мебелью, постельным бельём, банными принадлежностями, которые продаются на других этажах комплекса.
В основе концепции заложен принцип – «Попробуйте, прежде чем купить!»

Отель Droog в Амстердаме Отель Droog в Амстердаме

 

 

 

 

Отель Droog в Амстердаме

Сколько времени тратится на то, чтобы выбрать подходящую мебель? Иногда вы осматриваете её долго со всех сторон, то садитесь, то ложитесь на неё, перечисляете в уме все достоинства и недостатки, и, наконец, решаете оплатить товар. Привезя покупку домой, через некоторое время понимаете, что спинка или подлокотники не слишком удобные, ножки слишком низкие или высокие, и приобретение уже не радует. Единственный способ не ошибиться – пожить с ней вместе несколько дней. Магазин Droog полагает, что стоит дать клиентам возможность протестировать изделия до покупки, предоставив их «в ренту» на пару дней (или даже на месяц).

Отель Droog в Амстердаме

Отель Droog в Амстердаме Отель Droog в Амстердаме

Ключевым в отеле является инновационные концепции. И понятно, место, где всё движется, кипит творческой энергией, поражает воображение клиентов. В этом смысле, следует ещё обратить внимание на интерьер внутреннего садика, разработанного ландшафтными дизайнерами Клодом Паскером и Корин Детройт. В саду, напоминающем сказки братьев Гримм, соединены современное искусство и фантастический дизайн.

  Второе поколение Droog

Благодаря деятельности студии Droog более молодое поколение голландских дизайнеров расширяет область своих экспериментов, их инновационные проекты становятся объектом международного внимания.

Йорис Лаарман

Йорис Лаарман. Второе поколение DroogМногообещающий дизайнер Йорис Лаарман, начавший свою карьеру в Droog, представил изделия, возрождающие эстетику барокко и рококо.

Ему принадлежит дизайн радиатора, составленный из элементов в виде узора. Линии изделия вписываются в контур стены. Объект был принят и высоко оценен в компании Droog, хотя из-за сложности конструкции так и не был запущен в серийное производство.

Дизайнер утверждает, что функция и эстетика в полной мере взаимодействуют в объекте: тепло рассеивается более эффективно, пространство преображается под воздействием дизайна и хорошего вкуса.

Лаарман продолжил декоративную тему в проекте для выставки Deliciously Decadent, организованной Музеем Леувардена в 2004 году, а также в коллекции ваз Limited (Этим проектом дизайнер хотел показать, что может случиться, если бы форму для литья использовали несколько раз. Форма постепенно растворяется, что приводит к деформации вазы). Все изделия изготовлены из вторичного сырья, что характерно для проектов Droog.

Йорис Лаарман. Радиатор Йорис Лаарман. В студии

Йорис Лаарман. Вазы Limited

Нильс Клаверс

Нильс Клаверс. Второе поколение DroogНильс Клаверс. Сумка-платье Нильс Клаверс. Куртка с 4 рукавами

В коллекции 1999 года привычным вещам придано новое измерение – сумка и платье, куртка с 4 рукавами.

Бертьян Пот

Бертьян Пот. Второе поколение Droog Бертьян Пот. Скачущий стул  Бертьян Пот. Гибкое сиденье

Скачущий стул был представлен на выставке в Милане в 2010,
Гибкое сиденье из теннисной сетки – в 2012.

Нильс ван Эйк и Мириам ван дер Луббе

Нильс ван Эйк и Мириам ван дер Луббе. Второе поколение Droog Нильс ван Эйк и Мириам ван дер Луббе. Стол Godogan 

Нильс и Мириам заставляют нас смотреть на мир по-другому. Они работают со знакомыми формами и продуктами, добавляя им преимущества без потери основных характеристик – стол Godogan, 2006, созданный по индонезийским мотивам из американского ореха.

 

Нильс ван Эйк и Мириам ван дер Луббе. Стол Godogan, фрагмент

МНильс ван Эйк и Мириам ван дер Луббе. Дамская сумочкаолодые художники разрабатывают объекты на основе принципов, заложенных Droog, начиная от сумочек в виде пистолета до декоративных ваз, изготовленных из промышленных труб.

Их объекты сочетают юмор повторным использованием материалов и форм. Лучшие образцы отличают элегантность, которая усиливает или ослабляет визуальный эффект, кажется, уже всё известно о приёмах эйндховенской дизайнерской школы, но её молодые таланты продолжают удивлять и радовать.

Чен Карлссон

Чен Карлссон. Второе поколение Droog Чен Карлссон. Детская лампа Your favorite things

Чен Карлссон. Детская лампа Your favorite thingsЧен Карлссон. Детская лампа Your favorite things 

Оригинальная детская лампа Your favorite things, спроектированная Ченом Карлссоном, дизайнером тайваньского происхождения. Это лампа-витрина, туда можно поместить всё, что угодно – любимую игрушку ребёнка, его соски или первые башмачки. В любой комнате такая лампа будет выглядеть очень мило.

Droog – голландская студия современного дизайна, Амстердам

Сегодня Droog – торгово-производственный бренд с офисами и магазинами в Амстердаме, но продукция компании продаётся по всему миру, объекты создаются в сотрудничестве с дизайнерами, клиентами и партнёрами. Вниманию потребителей предлагаются аксессуары, предметы осветительного дизайна, мебель. Свою миссию усматривают в обогащении опыта повседневной жизни каждого человека.

  Droog Design от первого лица

Голландский дизайн находится в последнее время под пристальным международным вниманием. Как бы вы определили место голландского дизайна на мировой сцене?

Когда мы основали Droog, голландский дизайн был никому не известен, люди просто о нём не слышали. Можно сказать, что именно мы начала внедрять голландский дизайн в мировую практику. Многие сейчас полагают, что голландский дизайн – это разновидность проектирования, которое мы представляем. Что ж, это правда. Голландский дизайн означает задорный проект с «изюминкой».

Что такое Droog Design?

Droog – это бренд и способ мышления. Мы разрабатываем продукты, которые делают то, что должны. Мы всегда знаем, чего мы хотим добиться – прежде всего, функциональности, развлечения, остроумия. Droog мы позиционируем как явление культуры. Мы работаем с передовыми дизайнерами и образованными клиентами. Кроме того, занимаемся производством и распространением своих продуктов. Мы сосредоточены на создании уникального подхода к проектированию каждого объекта.

Droog по-голландски означает «сухой». Почему вы считаете, что это название лучше всего представляет студию?

Мышление Droog может быть коротко выражено словом «сухой». Так же, как бывают «сухими» изобретательность, неформальность или ирония. «Сухой», в сущности, в голландском языке ассоциируется с понятием «сделать что-то нормально» и в то же время исследовать, критиковать, то, что производится и в какой форме.

Как бы вы описали философию Droog?

Это смесь игры и уважение ко всему существующему предметному миру, исходя из его содержания. По возможности, мы бы хотели дать новую жизнь и области использования привычным вещам. Наш философский подход включает три компонента: игра, содержание и обыденный продукт. Это даёт нам возможность рассказать новую историю и запустить проект.

Отбор в Droog ограничен только продуктами и дизайнерами из Голландии?

В принципе, это страна, откуда начался Droog. Но сегодня вдохновение и тепло, что для нас является приоритетным, может прийти отовсюду. Продукты и дизайнеры могут быть из любой точки мира.

Где и как отбираются дизайнерские проекты?

Мы посещаем студии и выставки, следим за новыми разработками, читаем специализированные журналы, чтобы быть в курсе новинок дизайна.

Как должны быть представлены продукты, чтобы вы их выбрали?

Мы предпочитаем проявлять инициативу. Чаще всего, когда дизайнеры нам предлагают что-либо для нашей коллекции, они стараются соответствовать принципам Droog, чтобы гармонично вписаться в нашу концепцию. В то время как мы всегда находимся в поиске новых вещей и новых идей. Droog Design – это не стиль: мы стремимся к неизведанному. До сих пор, никогда не выбирали ничего, что было привнесено извне.

Как Droog поручает работу?

У нас есть гибкая база данных наших дизайнеров, иногда мы делаем заказы родственным студиям дизайна, иногда выбираем новых людей. В зависимости от заказа мы подбираем исполнителей, которых считаем наиболее подходящими для данной работы. Иногда мы проводим небольшие конкурсы. Мы курируем работу дизайнеров от начала до завершения проекта.

Вы проводите множество встреч и переговоров с партнёрами. Какие используете аргументы в случает спорных вопросов?

Да, иногда возникает много споров. Дизайнер нам говорит о том, что ему не нравится, и мы стараемся найти приемлемое для всех решение. Хороший пример – наше ежегодное представление в Милане. Мы формулируем главную тему и приглашаем группу дизайнеров принять участие в совместной работе. Они приходят с набросками, предварительными планами, мы всё это рассматриваем. В некоторых случаях мы отказываемся от сотрудничества с дизайнером, так как не убеждены в правильности его предложений; в других случаях, мы объединяемся с дизайнерами и обсуждаем с ними, как лучше реализовать главную тему, и часто разработчики предлагают блестящие идеи, которые могут повлиять на избранную нами тему.

Как происходит производство и реализация ваших наиболее доступных продуктов для широкого круга потребителей?

Мы инициировали создание Droog BV, предприятие, которое занимается производством и реализацией части наших продуктов. Эта фирма наладила производство в таких странах, как Китай и Турция. В Милане, в 2005 году, мы представили первые результаты по ценам на треть дешевле, чем раньше, сумев сохранить качество.

Как попасть в команду Droog?

Не ищите нас. Если ваша работа соответствует стандартам Droog, мы сами вас найдём.