Архитектор Стэнфорд Уайт и его работы

Библиотека по проекту Стэнфорда Уайта

Стэнфорд Уайт спроектировал здание Мемориальной библиотеки Гулд в Бронксе

Говоря об истории архитектуры, мы не можем не упоминать людей, которые внесли более или менее значительный вклад в её формирование, таких как Стэнфорд Уайт. Это один из самых видных архитекторов «позолоченного века», который в своё время был партнёром в довольно плодовитой фирме McKim, Mead & White, построившей в начале XX века некоторые из самых впечатляющих зданий в Америке.


Её специалистами были разработаны проекты Бостонской публичной библиотеки, первоначального здания Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке, а также расширения и восстановления Белого дома, проведённого в 1902 году.

Прошло 110 лет со дня гибели Уайта на крыше Мадисон-сквер-гарден — его застрелил супруг женщины, с которой архитектор состоял в любовной связи. Сюжет для кино, не правда ли? Так вот, эта печальная история легла в основу художественного фильма «Девушка в розовом платье» (в оригинале — «The Girl in the Red Velvet Swing»), снятого в 1955 году. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о некоторых наиболее примечательных, на наш взгляд, произведениях Стэнфорда Уайта, ведь это лучший способ почтить память великого творца.

В то время как некоторые коллеги нашего героя, такие как Чарльз Макким, создавали исключительно строгие структуры — Мемориальную библиотеку Лоу при Колумбийском университете, университетский клуб на Пятой авеню в Нью-Йорке — сам Уайт прославился своей любовью к помпезному декору и непревзойдённым умением примирять эстетику с канонами архитектуры тех лет.

Прежде всего мы хотим представить вам комнату, оформленную по проекту Уайта. При этом она находится в здании, которое разработал вовсе не он. До образования фирмы McKim, Mead & White он сотрудничал с выдающимся архитектором Генри Гобсоном Ричардсоном, который в 1875 году получил заказ на строительство коттеджа для банкира Уильяма Уоттса Шермана, в Ньюпорте, штат Род-Айленд.

Молодой Стэнфорд Уайт отвечал за проектирование библиотеки. Он создал помещение с мотивами американской колониальной архитектуры, японского стиля и ар-нуво, наложенными на цветовую схему на основе тёмно-зелёного оттенка и позолоты.

«Взгляните на потолок и обратите внимание на то, что золото используется для оформления только выступающих частей — молдингов, — говорит архитектор Том Клигерман. — Золото — это акцент на зелёном фоне. Комната кажется торжественной и помпезной, но в то же время и элегантной. Стэнфорду Уайту, вероятно, пришлось сдерживать себя».

Создаётся впечатление, будто стены библиотеки одеты тонким слоем дерева, на котором вырезаны, желобки, выступы и замысловатые узоры. Элементы геометрического орнамента многократно дублируются в разных масштабах и полностью покрывают потолок, что создаёт ощущение интимности и целостности.

Архитектор Стэнфорд Уайт

Но герой нашей статьи был не только талантливым орнаменталистом. Он также хорошо умел строить здания, которые, несмотря на свою внешнюю грандиозность, были предназначены для людей. «Даже пребывая в одиночестве, человек ощущал себя комфортно в самых масштабных пространствах Уайта, — говорит Сэмюэл Уайт, внук архитектора. — И вместе с тем каждое такое помещение великолепно подходит для многолюдных собраний».

То же самое можно сказать о Мемориальной библиотеке Гулд, принадлежащей Комьюнити-колледжу Бронкса. Изначально она была построена в 1899 году как библиотека Университета Нью-Йорка, который до середины 1970-х годов располагался в Бронксе. Центральную ротонду зала в два ряда окружают колонны зелёного мрамора, а венчает её позолоченный купол с глубокими кессонами.

Работа Стэнфорда Уайта - Фото 1

Библиотека, которая стала подарком университету от его выпускницы Хелен Миллер Гулд, бесспорно, грандиозное сооружение. Уайт использовал колонны, чтобы отделить центральную ротонду от наружной оболочки. Затем он разбил помещение на меньшие промежуточные пространства — конференц-залы и офисы для факультетских преподавателей и служащих.

«Здесь есть настолько крохотные пространства, которые в структуре здания представляют что-то вроде клеток в организме, поддерживающих в нём жизнь, — делится своими мыслями Сэмюэл Уайт. — В этом заключается потрясающая динамика — бег вокруг центральной ротонды».

Ещё более впечатляющей является способность мастера заполнять светом почти каждый угол здания. В частности, он использовал один приём: устанавливал стеклянные полы в районе размещения стеллажей с книгами, позволяя свету проникать сквозь этажи. Этот архитектурный элемент мы можем обнаружить в структуре Пенсильванского вокзала, построенного Чарльзом Маккином 11 лет спустя. Там пол из стеклоблоков находится в главном зале ожидания, благодаря чему озаряется светом расположенная ниже железнодорожная платформа.

Работа Стэнфорда Уайта - Фото 2

Дизайну Уайта присуща неоспоримая привязка к личности. Обычно такая привязка опирается на назначение пространства и индивидуальности людей, которые им пользуются. Наиболее явственно это прослеживается в подходе архитектора к проектированию библиотек в составе различных клубов, таких как нью-йоркский Metropolitan, основанный в 1891 году Джоном Пирпонтом Морганом.

Стэнфорд Уайт должен был обратить свой взор к Европе, чтобы облачить в нужную форму то, что он хотел выразить. Дизайн клуба навеян образами традиционных итальянских палаццо. «На этом этапе своей деятельности, Уайт стремился показать людям, как нужно жить, — поясняет Клигерман. — Он воссоздал дворцы Европы для миллионеров Нью-Йорка».

На втором этаже клуба, скрытая в боковом крыле, находится библиотека. Книжные шкафы достигают в высоту примерно середины стены. В дальней части помещения располагается классический камин. Роскошный, богато декорированный потолок утрачивает свою монолитность благодаря овальному окну.

Книги здесь выступают в роли своеобразных архитектурных украшений. Все они представлены на искусно выполненных полках. Эта библиотека больше похожа на статусное место, созданное для того, чтобы некий человек мог принимать здесь своих деловых партнёров, а не для того, чтобы он прогуливался вдоль стеллажей и выбирал, что почитать.

Работа Стэнфорда Уайта - Фото 3

Одной из самых привлекательных особенностей библиотеки является её уединённое расположение на территории клуба. Это место, укрытое от случайных взглядов, такое, в котором человек может побыть в одиночестве или же поговорить с глазу на глаз с кем-то, — такое остроумное решение предложил нам автор проекта.

Это в большей степени не претенциозное и респектабельное, а очень уютное пространство. Даже книжные стеллажи здесь не возвышаются над человеком, и все издания находятся в пределах его зоны досягаемости. До любой полки можно дотянуться без помощи лестницы.

Дизайн Уайта сообщает энергию каждому, кто находится в комнате. Знающие люди говорят, что вечеринки, проводимые в помещениях, которые он создал, всегда самые непринуждённые и весёлые. И мы склонны этому верить.

А какие ассоциации вызывает архитектурный стиль нашего героя у вас? Близок ли он вам? Оставляйте своим комментарии.