Главная \ Словарь Дизайна \ Знаменитые имена \ Архитектор Генри Гобсон Ричардсон — мастер, строивший на века

Архитектор Генри Гобсон Ричардсон — мастер, строивший на века

Церковь архитектора Генри Гобсона Ричардсона

Церковь Троицы в Бостоне, которую спроектировал архитектор Генри Гобсон Ричардсон

Американский архитектор Генри Гобсон Ричардсон — один из немногих творцов, работы которых дали повод для возникновения новых стилей. Речь идёт о зданиях, созданных им в знак восхищения европейскими культовыми сооружениями XI и XII веков и оказавших огромное влияние на формирование архитектурного облика США.

Впоследствии стиль, в котором они были выполнены, получил название «ричардсоновский романский». Его творчество стало источником вдохновения для таких признанных мастеров, как Стэнфорд Уайт, Луис Генри Салливан и Джон Уэлборн Рут.

Ричардсон был общительным и открытым человеком, личность которого нашла отражение в его произведениях. Он родился и вырос в 1838 году в семье богатых плантаторов, проживавших в штате Луизиана. Проявив невероятные математические способности в ранние годы, он без труда поступил в Гарвардский университет и вскоре построил свои первые здания.

В 1860 году Генри решил продолжить обучение и заодно уехать подальше от уже назревавшей Гражданской войны. Так он оказался в парижской Школе изящных искусств, и, если бы не прекращение финансовой поддержки от семьи, связанное со сложной обстановкой в США, он мог бы стать вторым в истории заведения выпускником-американцем. В 1865 году Ричардсон вернулся в Нью-Йорк и занялся профессиональной деятельностью.

Он не снискал себе известность в первые же годы карьеры и даже пережил несколько периодов денежных затруднений из-за отсутствия работы, но вскоре выполнение двух крупных заказов — на проектирование церкви Троицы в Бостоне и психиатрической лечебницы в Баффало — превратило его в национальную звезду. Вдохновлённый европейской архитектурой, но не подражающий ей, Ричардсон выработал свой собственный уникальный стиль, основными чертами которого стали добротные кирпичные стены, шатровые крыши, арки и скульптурные формы.

Его деятельность оказала стимулирующее влияние на возникновение доморощенных американских нововведений в архитектуре, а основанная им фирма успешно справлялась с проектированием самых разных зданий, которые возводились по всей стране.

Творческое наследие этого талантливого и невероятно плодовитого мастера впечатляет своими масштабами, особенно если учесть тот факт, что прожил он относительно недолго. Ричардсон скончался в возрасте 47 лет от острого заболевания почек, будучи знаменитостью мирового уровня и находясь на самой вершине своей карьеры.

Станция Старо-колониальной железной дороги в Норт-Истоне, Массачусетс (1881)

Известность этой станции куда больше её самой. Она представляет собой одноэтажное здание с удивительно чёткими очертаниями, симметричной планировкой, парой залов ожидания и несоразмерно объёмной крышей. Это одно из целого ряда сооружений, спроектированных Ричардсоном по заказу железной дороги Бостон-Олбани. В то время наш герой много размышлял о японской архитектуре, что не могло не отразиться на облике создаваемых им объектов.

Взяв за основу структуру и ландшафт паломнического центра Никко, он снабдил здание шатровой крышей, которая нависает над стенами из серого гранита и песчаника, и арками сирийского типа, ставшими впоследствии фирменным знаком мастера. Резные изображения драконов украшают балки над окнами. Этот и другие проекты, ссылающиеся на японский стиль, считаются предшественниками работ Фрэнка Ллойда Райта.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 1

Церковь Троицы в Бостоне, Массачусетс (1877)

Это один из шедевров Ричардсона, ставший знаковым образцом его добротного, респектабельного стиля. Церковь производит впечатление массивности за счёт своих огромных размеров (41 тысяча тонн камня была использована для её строительства) и дизайна, с серией башен и грубыми каменными стенами, покрытыми продуманным смелым орнаментом, например, шахматным — он опоясывает здание на уровне второго этажа.

Открытый интерьер с фресками и витражами также впечатляет. Объединив элементы романского стиля, который символизирует веру пастора Филипа Брукса в более честную церковь, а также черты стиля Искусств и ремёсел, архитектор создал влиятельный образ, который стал примером для подражания для многих.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 2

Дом Джона Глесснера в Чикаго, Иллинойс (1886)

Это суровое, похожее на замок сооружение, спроектированное по заказу ведущего руководителя компании International Harvester, стало последним произведением Ричардсона. Благодаря своей поистине революционной планировке дом стал подобием яркой обложки для всей карьеры архитектора. Дизайн, рождённый в результате радикальной переделки городской застройки, ознаменовал переход к более современным, открытым структурам.

Осознавая, что прогресс в проектировании жилых зданий предполагает возведение более прочных, но при этом тонких стен и установление новых отношений между формой и функциями, Ричардсон отодвинул периметр дома к границам участка и разместил огромный, но уединённый внутренний дворик в его центре. Он создал настоящую городскую резиденцию, наполненную светом и воздухом.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 3

Публичная библиотека Томаса Крейна в Куинси, Массачусетс (1882)

Сам Ричардсон считал эту библиотеку одним из своих самых успешных общественных проектов. Её отличает планировка, которая выходит за рамки традиционного дизайна и орнаментальное богатство, наряду с тщательно продуманной, полноценной формой. Форма в данном случае действительно подчиняется функциональности, подтверждением чему могут служить многие компоненты — от башни, скрывающей лестницу, до проёма в стене, ведущего в читальный зал.

Безупречная сбалансированность и простота дизайна проявляются также в выборе материалов. Фасад здания составляют разной ширины линии из гранита и песчаника, а внутреннее убранство обращает на себя внимание потолочной обшивкой из белой сосны, мебелью, созданной по эскизам Ричардсона, и витражами от Джона Ла Фаржа. Журнал Harper’s Bazaar окрестил сооружение «лучшей провинциальной библиотекой в США».

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 4

Психиатрическая лечебница штата Нью-Йорк в Баффало (1870)

Здание площадью более 46 000 м2 стало крупнейшим проектом Ричардсона, а работа над ним положила начало новому этапу в карьере архитектора. Наш герой обратился к ландшафтному дизайнеру Фредерику Лоу Олмстеду, с которым сотрудничал регулярно, чтобы тот проконсультировал его по вопросу размещения здания на участке.

В результате было принято решение развернуть лечебницу главным фасадом на юго-восток с целью максимизировать естественное освещение. Комплекс, построенный из красного песчаника и кирпича, состоит из одиннадцати соединённых между собой зданий — административный корпус располагается в центре, а лечебные по бокам от него, по пять с обеих сторон.

Больница более открытая и светлая, чем большинство подобных учреждений в то время, и вместе с тем она стала пионером в применении новых гуманных методов терапии психиатрических расстройств. Лечебница прекратила приём пациентов в 70-х годы прошлого века, административные работники покинули её в 90-х.

Сейчас комплекс реконструируется, в главном здании расположились отель Henry Urban Resort, конференц-центр а также штаб-квартира Центра архитектуры Баффало.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 5

Север-Холл Гарвардского университета в Кембридже, Массачусетс (1884)

Это здание признано Национальным историческим памятником США, классикой так называемого Гарвардского двора. Его фасад, сложенный из более чем 1,3 миллионов кирпичей, разрезанных и обточенных для придания им шестидесяти разных форм. Два полукруглых выступа, словно башни средневековой крепости, обрамляют вход, который кажется несколько утопленным.

Строение по-прежнему используется по своему прямому назначению, а архитектор Роберт Вентури называет его «своим любимым зданием в Америке», отдавая должное тому, как Ричардсону удалось соединить эффектный и богато орнаментированный фасад с функциональным интерьером.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 6

Капитолий штата Нью-Йорк в Олбани (1899)

Эта роскошная правительственная резиденция может одновременно рассматриваться как архитектурный шедевр и как воплощение бесхозяйственности на государственном уровне. Строительство затянулось на три десятилетия, и за это время неоднократно сменился состав как самой администрации, так и команды архитекторов.

Ричардсон успел приложить руку к возведению второго и третьего этажей, и, как многие считают, именно они, состоящие из известняка, в итоге стали доминировать в облике здания. Архитектор был вдохновлён величественным образом Отель-де-Виль, парижской мэрии, а спустя почти столетие произведение, в создании которого он принял непосредственное участие, было удостоено звания Национального исторического памятника США.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 7

Здание суда округа Аллегейни в Питтсбурге, Пенсильвания (1888)

Ричардсон считал его своим магнум опус — великим деянием. Это грандиозное строение, которое стало краеугольным камнем более крупного комплекса в Питтсбурге. Возвышенное и строгое, оно возведено вокруг открытого внутреннего двора, а три башни — пятиэтажная, примыкающая к Грант-стрит, и две меньшие позади — подчёркивают его монументальность. Переход, спроектированный по образцу моста Вздохов в Венеции, соединяет здание с городской тюрьмой.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 8

Оптовый магазин Маршалла Филда в Чикаго, Иллинойс (1885)

Построенное для знаменитого торговца, в стиле, который ссылается на итальянские палаццо, это семиэтажное здание является достопримечательностью делового центра Чикаго. Просторное сооружение, задуманное как место хранения товаров в большом объёме, являлось одним из первых примеров каркасной структуры, в которой наружные стены из красного песчаника и гранита поддерживают внутренний скелет из древесины и стали.

Имея представление об устройстве интерьера, мы можем понять, почему отнюдь не простой, но весьма внушительный фасад Ричардсон дополнил четырьмя рядами арочных окон с железными переплётами: они заполняют светом огромные помещения.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 9

Особняк Уордера в Вашингтоне, округ Колумбия (1886)

Что может служить лучшим свидетельством любви американцев к этому зданию, чем тот факт, что его, единственное сохранившееся в столице произведение Ричардсона, физически перенесли на новое место (в 2,5 километрах от первоначального) с целью спасти от сноса? Особняк был спроектирован по заказу Бенджамина Уордера, владельца завода по производству сельскохозяйственной техники.

Предположительно, архитектор предусмотрел широкие дверные проёмы, чтобы внедрить разработанную им рамную конструкцию.

После смерти вдовы промышленника в 1923 году оказалось, что дом препятствует коммерческой застройке района и его необходимо снести. Тогда архитектор Джордж Оукли Тоттен-младший разобрал особняк, переместил его камень за камнем на другое место — на личном автомобиле Ford Model T — и собрал заново. После долгих лет запущения и бесконечной смены арендаторов произведение Ричардсона возродилось в образе комплекса апартаментов премиум-класса.

Архитектурный шедевр архитектора Генри Гобсона Ричардсона - Фото 10

Что вы думаете об этих архитектурных шедеврах? Интересен ли вам их стиль? Поделитесь с нами своими впечатлениями.